Через большие реки и маленькие речушки перекинуты специальные мосты, предназначенные только для снегоходов и ATV.
 
Трассы для снегоходов и ATV – такая же полноценная часть дорожной сети Канады, как и автомагистрали.
 
Все пересечения автомобильных дорог и трасс обустроены и потому безопасны. К примеру, сверху по мосту едут машины, а в туннеле под ним проезжают ATV.
 
Полиция на черных снегоходах появляется словно из-под снега при малейшем нарушении Правил.
 
Объехать овраг по целине нельзя: вокруг – частные землевладения.
 
Среди многочисленных гостиниц есть и экзотические. Например, барная стойка в этом отеле целиком сделана изо льда.
 
Вы даже случайно не останетесь без бензина. Специальные снегоходные заправки расположены вдоль всей трассы.
 
На привале маршал в яркооранжевом жилете инструктирует, как лучше преодолевать особенно каверзные участки трассы.
 
После любого, даже самого лютого снегопада могучие специализированные машины способны всего за одну ночь привести трассу в отличное состояние.
 

ВАШ ПОКОРНЫЙ слуга был единственным журналистом среди 16 россиян. Остальные – дилеры известной марки снегоходов и четырехколесников. Парни, прекрасно знающие эту технику и весьма недурно умеющие на ней ездить. Мы разделились на две равные по численности группы, чтобы по очереди испытать достоинства разных типов трасс. Группа, в которую попал я, для начала должна была прокатиться на ATV.

Канадцы приветливо встретили нас не только потому, что они народ гостеприимный, но еще и потому, что, по их словам, “русские привезли настоящую зиму”. Весь сезон снега здесь было катастрофически мало, зато за день до нашего приезда весь Квебек засыпало так, что горожанам пришлось прокапывать туннели в сугробах, которые завалили их жилища.

На хваленой трассе для АТV творился форменный беспредел – снежная каша, круто замешанная сотнями колес. Если снегоходные маршруты уже успели привести в порядок, то на четырехколесники явно махнули рукой – мол, для этих полноприводных и так сойдет.

Выбираю себе двухместный “Outlander 500 MAX HO EFI/XT”, убивая одним выстрелом двух зайцев. Во-первых, я на таком аппарате с “500-м” мотором раньше не ездил, они в Россию не поставляются. А во-вторых, база у двухместного длиннее, значит, его не так уж будет колбасить в этой мешанине.

Маршал в ярко-оранжевом жилете дает отмашку. Поехали!

Остается только завидовать

НЕ СТАНУ утомлять читателей подробным описанием нашего 200мильного путешествия. Тем более что это лишь маленький отрезок гигантской паутины трасс, опутавшей всю Канаду. Расскажу о главном и самом интересном. Это – сами трассы.

Они двух видов – для снегоходов и четырехколесников отдельно. Их пути порой пересекаются, но движение ATV по дороге для снегоходов (и наоборот) запрещено, о чем извещают расставленные повсюду знаки. Ведь квадроциклы со своим приводом “4х4” способны непоправимо разрушить “вылизанную” трассу для быстрых снегоходов. К тому же и скорости у этих машин разные.

То, о чем я расскажу дальше, вызовет зависть у любого российского владельца снегохода или ATV, о котором власти вспоминают лишь по поводу отсутствия у него прав тракториста-машиниста или задолженности по транспортному налогу. Я и сам всю дорогу люто завидовал канадцам. У них на государственном уровне отношение к любителям такой техники совершенно иное – их уважают, о них заботятся, им создают все условия для комфортного катания.

Повторяю, для них проложено общим счетом 33.500 км трасс. (Для сравнения: протяженность всех федеральных дорог РФ составляет около 47.000 км. Ну так у нас и страна побольше.) И это не просто колеи в снегу, а именно трассы – с развитой инфраструктурой, перекрестками, сотнями тысяч указателей, развязками с автомагистралями и железнодорожными переездами, с серьезными эстакадами и маленькими подвесными мосточками через узкие речушки. Это дороги, где вы никогда случайно не останетесь без топлива, поскольку где-то поблизости обязательно найдется бензозаправка. Термос с чаем и пакет с бутербродами? Забудьте! Здесь вам не грозит отощать даже при тысячемильном перегоне: на пути сколько угодно мест, где можно не только наспех перекусить фаст-фудом, но и со всем удовольствием отведать блюда местной кухни. Хотите остановиться на ночлег? На выбор множество гостиниц – от деревенских постоялых дворов до многоэтажных отелей.

Само собой разумеется, в случае поломки снегохода или четырехколесника вы без помощи не останетесь. Вокруг пруд пруди сервисов всех известных брендов – ВRP, “Yamaha”, “Polaris”… Механики приедут по первому телефонному звонку – надо лишь сообщить, на каком километре трассы вы застряли и какой марки ваша техника.

Потерянные в снегах

ДЛЯ УДОБСТВА обслуживания трассы разделены на участки примерно по 80 км. Как правило, на каждом таком участке работает четыре огромных ратрака с гигантскими скребками и многотонной волокушей на фаркопе. В любую непогоду эти машины, двигаясь с черепашьей скоростью, приводят свою дистанцию в порядок часов за восемь, практически за ночь. То есть, ложась спать в отеле, когда за окном сильный снегопад, вполне можно рассчитывать, что к утру путь будет расчищен и отутюжен мощными машинами. Что касается снегоходов, все так и есть. Но вот с дорогами для ATV, увы, бывают исключения…

Я уже упоминал: после обильного снегопада трассу для четырехколесников расчистить не успели. В результате наша группа надолго задержалась возле одной горы. Гора приличная, но без особой фантазии – моему АТV перемахнуть ее, как нечего делать… если бы склон не был завален глубоким снегом. В нем закопались почти все, включая наших маршалов. Беднягам пришлось разматывать лебедки.

В моей жизни было несколько поводов для скромной гордости, и теперь к ним прибавился еще один: я на той горе не сел. В который раз жизнь доказала, что длиннобазный двухместный четырехколесник на подъеме даст фору любой короткой одиночке. Кроме того, я внимательно следил, как пытались штурмовать гору мои спутники, чтобы не повторять их ошибки.

До середины долетел с разгона. Потом начал терять скорость – колеса вязнут в рыхлом снегу, мотор задыхается, словно старый астматик. Эх, сюда бы двигатель-“восьмисотку”! Но чего нет, того нет. Если колеса не зацепятся… Все же зацепились. Буквально по миллиметру выбрался на вершину. Слез с “Аутлендера”, стащил с мокрой головы шлем и подумал: будь на месте моего АТV собака, давно бы язык высунула. А может, и лапы протянула…

Ближе к вечеру обе наши группы встретились в автобусе. Те, кто ездил на АТV, хвастливо рассказывали, как мы боролись с жуткой раздолбанной трассой, которая после нас стала еще хуже. Нет, мы не запугивали коллег – просто чисто подружески не советовали им даже соваться на этот маршрут. Потому как он для истинных асов, а рожденный ползать… ну и так далее.

Шутки шутками, но постепенно парни из второй группы перестали улыбаться, а потом даже прозвучало робкое предложение: а не лучше ли пойти завтра на хоккей, чем лечь костьми на этой несчастной трассе?

Но тут один из наших оппонентов уверенно заявил: “Я обещаю, что трасса для АТV завтра будет идеальная”. – “Как это? Ведь ее ночью не собирались чистить”. – “Моя проблема”, – загадочно улыбнулся он. И что бы вы думали? Наутро трасса и впрямь выглядела как на картинке. Позже соотечественник признался, каким образом он сумел уговорить местных работяг внепланово потрудиться ночью. Оказалось – очень просто. И вполне по-русски. Вопрос решили 500 канадских долларов.

О пользе соблюдения Правил

У НАШЕЙ группы следующий день был “снегоходным”. Вот где я пол учил настоящее удовольствие! Оседлав двухместный “Ski-doo GTX 600HO SDI”, прежде чем тронуться в путь, по привычке бросаю взгляд на одометр. Глазам не верю: 50.000 км общего пробега! Это очень много. На российской снежной целине снегоходы до таких почтенных результатов обычно не доживают.

Впрочем, и на канадском прокатном аппарате пройденные тысячи миль сказываются: ходовая малость “подушатана”, снегоход рыскает на небольшой скорости на укатанной трассе. Но вот пошла дорога чуть более заснеженная – прибавляю газку, и “Ski-doo” обретает прямолинейность движения. А двухцилиндровый двухтактный мотор “Rotax” объемом 600 куб. см тянет так, словно он только что из магазина.

Я еду вторым, сразу за маршалом. Но скучно же пилить 70 км/ч по гладкой трассе. Отп ускаю ведущего подальше и бросаюсь в погоню. Скорость момента льно за “сотню”. Потом опять едва не упираюсь лыжами в его багажник. “Маршал” невозмутимо продолжает держать тот же темп, игнорируя намеки, что можно ехать побыстрее.

Между тем нас прямо по целине, выбрасывая эффектные шлейфы снега, обогнали две “Ямахи”. Красиво! Их пилоты в шикарных фирменных комбинезонах даже ухом в нашу сторону не повели. Мы приуныли: люди жизни радуются, а тут приходится плестись. Но километров через десять повод для печали появился уже у этой пары пижонов…

Соблюдение порядка на огромном пространстве снежных дорог контролирует своя полиция – блюстители порядка в черной униформе барражируют на черных снегоходах вдоль трассы, ревностно следя за тем, чтобы не нарушался прежде всего скоростной лимит. Штрафы для лихачей начинаются от 350 канадских долларов, а выше – в зависимости от тяжести проступка. Кроме того, поскольку почти вся земля вокруг частная, съезжать с трассы категорически запрещено – за этим бдят не только патрульные, но и добровольцы из числа окрестных жителей. Не корысти ради, а из принципа. Вот почем у прималейшем нарушении Правил полиция возникает как по мановению волшебной палочки.

Когда мы вновь увидели тех двоих, их взоры были полны скорби. “Ямахи” сиротливо уткнулись носами в сугроб, рядом стояли два черных снегохода. Полицейские оформляли штраф. Превышение скорости в два раза минимум плюс езда вне трассы… Бр-р! Внутренний голос, подстрекавший меня ехать побыстрее, сконфуженно замолчал. Да и куда гнать? Зачем? Такая красота кругом. А законные 70 км/ч вполне позволяют и пейзажем полюбоваться, и не опоздать к ужину, который ждет нас в одном из уютных ресторанчиков на трассе.

Интервью с маршалом

ПОСЛЕ трапезы, потягивая апельсиновый сок, начинаю расспрашивать Рона Хернера, организатора нашей поездки (он же по совместительству тот самый маршал в оранжевом жилете). И первый вопрос – как в Канаде появились все эти тысячи километров обихоженных снежных дорог?

Рон рассказывает: снегоходный бум нача лся в 60-е годы. Тогда едва ли не каждый канадец обзавелся сноумобилем – настолько пова льным было это хобби. Тысячи снегоходчиков бороздили снежную целину во всех мыслимых и немыслимых направлениях, не придерживаясь никаких правил, не считаясь с правами собственников земли, по которой они ката лись. Катастрофически начало расти число ДТП с участием снегоходов. Особенно много жертв собра ли пересечения нелегальных снегоходных трасс и автомобильных шоссе.

Наконец в 1972 год у правительство страны решило: если нельзя обуздать увлечение граждан подобной техникой, то надо это увлечение привести в рамки цивилизованных правил. Тогда и стали прокладывать через всю Канаду абсолютно во всех направлениях трассы для снегоходов и ATV. А уже в 1974 году появилась Федерация снегоходных клубов Квебека (ФСКК). Их здесь 220. Постоянный офис ФСКК находится в Монреале – самом крупном городе провинции. В его штате всего десяток сотрудников. Плюс 4.560 волонтеров, которые абсолютно бескорыстно отрабатывают в общей сложности 800.000 часов ежегодно.

Между прочим, по местным трассам раскатывают не только местные жители. Снегоходный туризм ежегодно приносит Квебеку 725 млн канадских долларов, а всей стране – 1,6 млрд.

Решив покататься, вы, по сути, арендуете трассу на какое-то время. Это обходится, в общем, не так уж дорого – 50 канадских долларов в день (включая стоимость стра ховки). Абонемент на неделю стоит 150 долларов, а сезонный “проездной” – 225. Сами канадцы нередко предпочитают платить сразу за весь год – 375 долларов (из них 140 – цена страховки). Кстати, от арендной платы не освобождаются даже владельцы земель, по которым пролегают снегоходные трассы. Многие делают это безропотно, потому что имеют свою выгоду: на их земле могут располагаться отели, клубы, рестораны, станции техпомощи, бензоколонки – все это приносит доход собственнику участка. Но некоторые землевладельцы требуют для себя вдобавок бесплатное членство в клубе. Тогда дирекции ФСКК приходится решать, что предпочтительнее – уступить стяжателю или передвинуть трассу..

Рон ушел за очередной порцией сока, а ко мне подсел один из наших ребят. И пролил целое ведро бальзама на душу, сказав: “Приезжай к нам в Сибирь на следующий год. Будет трасса. Не хуже, чем здесь. Пусть не 33.500, но 335 километров – будет! Даю слово – построим”.

Приеду. Обязательно. В самом деле, чем мы х уже Канады? Снегом еще и с ней поделиться можем.

 

 

 

 

Вам понравилась эта статья?


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 2