Почему-то первое, что пришло в голову при знакомстве с “Патрулем”, это гоголевское: “Давненько не брал я в руки шашек”. Действительно, уже лет пять прошло с тех пор, как садился в седло российского снегохода. Воспоминания остались не слишком приятные.. Разумеется, отечественным сноумобилям не тягаться с иностранными по комфорту, мощности или скорости. Зато соотношение цена/качество очень привлекательно – при условии подобающей надежности. Кстати, именно повышение надежности было одной из целей специалистов завода в Рыбинске, который преподносит свою продукцию под маркой “Русская механика”, когда они на основе хорошо известного снегохода “Тайга” создавали новую модификацию под условным пока названием “Патруль” (“Тайга СТ500-Д”). Кроме того, она отличается от прообраза улучшенной проходимостью и повышенной грузоподъемностью.

Качество стало лучше

ХОТЯ минули годы, я до сих пор хорошо помню, как в последний раз запускал мотор новой “Тайги”. Причем не на морозе, а в теплом зале мотосалона. Пятеро (!) здоровых мужиков два (!!) часа подряд дергали за шнур, двигатель уже разогрелся от наших стараний, но заводиться решительно не хотел. Поэтому мое уважение к “Патрулю” здорово возросло, когда двигатель с первой же попытки – при 28 градусах мороза (!!!) – охотно затарахтел в свои два цилиндра. Браво! Перед запуском достаточно было подкачать в карбюраторы бензин специальной клавишей, расположенной на передней панели, и повернуть ключ зажигания – двигатель в “Патруле” заводится поавтомобильному.

Правда, прежде чем крутить мотор электростартером, сначала я несколько раз провернул его с помощью шнура. После этой операции его рукоятка некрасиво повисла, не желая втягиваться, как положено, обратно до конца. Жаль, ведь именно такие мелкие недостатки и портят настроение владельцу хорошего в целом снегохода.

Надежный запуск на лютом морозе обеспечивают, в частности, импортные комплектующие. Новая модификация “Тайги” оснащена двумя японскими карбюраторами “Микуни”, а электрооборудование поставляет итальянская “Дукати” (не путать с одноименным легендарным мотопроизводителем!). С любопытством откидываю капот. Под ним – знакомая по прежним “Тайгам” 2-цилиндровая “пятисотка”.

– Мотор избавился от многих “детских болезней”, – рассказывает Роман Болхов, глава “Сафари Плюс” (дилер Рыбинского завода). – Новые карбюраторы и электрооборудование гарантируют надежный запуск. Причем в этом двигателе некоторые импортные комплектующие заменены на отечественные. Например, вместо иностранных поршней используются российские, алюминиевые.

Максимальную скорость 70 км/ч обеспечивают 50 сил мощности. Двухтактный мотор прост по конструкции. Пожалуй, для российского изделия это даже “плюс”. Двигатель, например, не имеет системы раздельной смазки. Конечно, удобнее и проще бензин и масло заливать в разные баки по отдельности, а не трясти на морозе канистру, смешивая одно с другим. Зато если вы приготовили смесь своими руками, то можете быть стопроцентно уверены: все детали двигателя смазываются должным образом, он не схватит “клина” только потому, что система смазки вдруг перестала добавлять в бензин необходимую долю масла.

Теперь предстояло разобраться с коробкой передач. Никто, конечно, не ожидал от нее четкости переключений на уровне раллийного “Mitsubishi Evolution”. Однако не прошло и минуты, как я заблудился в трех передачах как в трех соснах. На ходу скорости переключать не надо (снегоход снабжен вариатором), однако перед стартом рычаг надо перевести из нейтрального положения в одно из трех рабочих: “вперед”, “вперед на понижающей” или “назад”. Чтобы включить задний ход, рычаг следует утопить и повернуть до щелчка, которого я долго не мог услышать. Да как он включается?!

– Мотору надо дать поработать до полного прогрева, поясняет Роман. – Вообще, после обкатки коробка начинает работать точнее и мягче.

Эх, Россия..

Оставляю снегоход прогреваться с работающим двигателем. Иду к своему автомобилю за шлемом и перчатками. Пока туда-сюда, оборачиваюсь.. нет снегохода! Кто мог угнать его в чистом поле?!! Да ведь он сам уехал: деловито и самостоятельно покатил по своим снегоходным делам в сторону леса. Хорошо хоть снег был неглубокий, и мы с фотографом без труда догнали “Патруль” пешком. Поймав беглеца, первым делом ставлю его на нейтральную.. Роман потом объяснил: в трансмиссии стоял не совсем “правильный” ремень вариатора, от обычной “Тайги” (ну не было в тот день на заводе ремня необходимой модели). Пустяк – зато сколько адреналина! Эх, Россия..

Несмотря на все упомянутые недочеты, надо признать: качество российских снегоходов действительно стало лучше. Один только легкий запуск в почти 30-градусный мороз чего стоит!

Прирожденный вездеход

ЕЩЕ КОГДА мы вытаскивали снегоход на руках из кузова “Газели”, в голове мелькнуло: “Не дай бог застрять на этой махине в сугробе”. Одному вытаскивать 315 кг застывшего на морозе железа? Увольте. Но стоило взглянуть на снегоход с кормы, как отлегло от сердца: увязнуть на “Патруле” практически невозможно – трак такой внушительной ширины увидишь нечасто. Ширина гусеницы достигает 600 мм, а сама она усеяна массивными грунтозацепами. Так что одна из специальностей “Патруля” – не застревать, а, наоборот, вытаскивать другие застрявшие снегоходы. Новая модификация “Тайги” предназначена для преодоления сложного бездорожья, перевозки груза, буксировки тяжелых саней.

Снегоход – двухместный. Длинная подушка седла заканчивается регулируемой спинкой для пассажира. Сиденье не бог весть какое удобное (оно по-старомодному широкое и угловатое), зато, если открыть пару защелок, вы можете откинуть его в сторону. А под седлом – внушительных размеров багажник. Позади пассажира – еще один багажник, рассчитанный на 45 кг груза. Можно путешествовать на дальние расстояния.

Ездил я в основном на передаче “вперед”. Режим “вперед на понижающей” использовал лишь единожды, из интереса: он необходим только тогда, когда вы буксируете тяжелый прицеп. На такие случаи “Патруль” можно укомплектовать крюкомфаркопом, который предлагается за дополнительную плату.

Снегоходу явно не хватает ширины лыж – стандартные узковаты, поэтому не обеспечивают необходимой отзывчивости в управлении: вы-то руль повернули, но сам “Патруль” поворачивает вяло – широченная гусеница неумолимо толкает аппарат вперед, а тщедушные лыжи не могут изменить траекторию. В принципе можно установить лыжи пошире – отечественные или импортные.

Проходимость “Патруля” рождает чувство безнаказанности и вседозволенности. Застрять нельзя! Поэтому я бездумно ухнул в глубокий овраг и засомневался лишь после: а назад-то выберусь? Склоны уходили вверх настолько крутые и высокие, что здесь, на дне, солнечный день казался сумрачным. Ради чистоты эксперимента решаю одолеть подъем без разгона. До середины откоса снегоход честно прополз, как гусеница по стволу дерева, а потом встал, зарывшись в снег так, что даже брызговик исчез из виду. Пора идти за лопатой? Без всякой надежды, просто для очистки совести включаю “назад”, и.. аппарат спокойно спускается вниз задним ходом. Даже не собираясь зарываться, как это обычно бывает в таких ситуациях! Вот что значит сверхдлинная и сверхширокая гусеница. Наверх я выбрался со второй попытки, для начала взяв легкий разгон. Без проблем. По проходимости “Патруль” ничуть не уступает иностранным одноклассникам.

Лес. Здесь узкие лыжи и узкая колея уже оборачиваются преимуществом. “Патруль”, ничем не цепляясь, легко раздвигал кусты и подлесок широким металлическим бугелем (говоря поавтомобильному: “бампером”). Снегоход прокладывал себе путь, как утюг. В данном случае важно и то, что передняя подвеска не имеет выступающих деталей. Такая конструкция издавна используется на снегоходах-вездеходах: амортизаторы с пружинами убраны в вертикально стоящие стальные стаканы, а те, в свою очередь, спрятаны под пластик обтекателя. Неважный вариант с точки зрения управляемости, зато для проходимости – лучше не придумаешь. На сложном снежном бездорожье новому варианту “Тайги” действительно мало найдется равных.

Краткая техническая характеристика снегохода “Патруль” (“Тайга” СТ500-Д)

Снаряженная масса

315 кг

Длина с лыжами

303,6 см

Ширина 102,6 см

 

 

Высота с ветровым стеклом

132,4 см

Двигатель

2-тактный карбюраторный, 2-цилиндровый, 496,7 см3

Мощность

50 л.с.

Максимальная скорость

70 км/ч

Запас топлива

35 л

Грузоподъемность

200 кг

Масса буксируемого прицепа

250 кг

Вам понравилась эта статья?


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 8