Пикап BT-50 стоит особняком в модельном ряду Mazda – сугубо мужской автомобиль слишком уж отличается от седанов, хэтчбеков и кроссоверов в стиле Zoom-Zoom.

Можно соглашаться или не соглашаться с притязаниями японцев на часть островов Курильской гряды как на их исконные «северные территории». Но с тем, что этот народ, обитающий в умеренной климатической зоне, умеет, тем не менее, создавать отличные автомобили для тяжелых дорог и бездорожья, не согласиться нельзя. Вспоминаю, как в далекие 80-е годы прошлого века тогда еще советские водители хвалили самосвалы Isuzu и лесовозы Komatsu. О последнем сохранились и личные воспоминания: тяжелый рокот дизеля, огромный квадратный желтый капот, колышущийся впереди, и мы ползем по жестокой грунтовке на лесосеку где-то между поселком Ключи и подножием вулкана Шивелуч…

Необходимая достаточность

Именно это воспоминание нахлынуло, когда я сел за руль пикапа Mazda BT-50 и пустил двигатель. За широким и высоким ветровым стеклом здесь такой же квадратный капот – только ярко-синий. Такой же басовитый рокот мотора. Так же вибрирует после пуска двигателя руль, рычаг коробки передач, рычаг раздаточной коробки, панель, типично американский «ручник» в виде кочерги и вся кабина в целом. Интересно, почему здесь такой «ручник»? Дань стилю? Или просто архаизм, который оставили, чтобы не заморачиваться с разработкой новой системы? Ведь работает – и неплохо! Вот так и многое в этом автомобиле, построенном по принципу необходимой достаточности.

2,5-литровый 143-сильный дизель с турбокомпрессором и интеркулером работает ровно, в тяжелых условиях развивает тракторную тягу, в легких – предлагает неплохую динамику. Да, немного шумноват – но чувствуется только в городе, скажем, когда стоишь в пробке или заводишься в тишине раннего утра. На трассе двигатель не напоминает о себе абсолютно. Об экономичности судите сами: средний расход солярки в процессе теста составил 8,6 л на 100 км. Это с учетом достаточно длинных скоростных прогонов и участков бездорожья.

Коробка передач – механическая и «всего лишь» пятиступенчатая. «Автомата» ВТ-50 так и не дождался в отличие от своего собрата (и почти полного аналога) Ford Ranger. Да, на шоссе немного не хватает шестой передачи. Зато при обгоне не надо лишний раз переключаться вниз. Вообще передаточные числа коробки подобраны так, что я согласился бы на «прибавку» шестой передачи только при их сохранении! Это автомобиль, в котором выбрать неверную передачу практически невозможно. Они сами просятся «в руку», когда подходит момент. Передвигать рычаг коробки приходится с некоторым усилием, но передачи выбираются без затруднений. Очень четко включается передача заднего хода. Педаль сцепления имеет средней длины ход и средней же величины усилие.

Посадка за рулем – типично пикаповская: пол расположен высоко от земли, сиденье – низко на полу. Поднять его нечем, регулировок здесь всего две – вперед/назад и наклон спинки. Всё – чистая «механика». Руль регулируется только по высоте, и лучше сразу поднять его максимально вверх, иначе он будет немного мешать посадке длинноногим или полным водителям. Опять же – кому-то этого мало? Сидеть же в целом удобно, и даже появившееся поначалу ощущение недостатка поясничного подпора пропало в дальней дороге: даже после восьми часов за рулем спина так и не заныла.

Многое в этом автомобиле построено по принципу необходимой достаточности.

Задним пассажирам сидеть тоже удобно, и даже места для коленей хватает. Труднее входить и выходить: двери узковаты. Это типично для пикапов, хотя и не для всех. Зато стекла задних дверей опускаются полностью. Другое дело, что под задним диваном нет даже минимума места. Только за его спинкой приютились приспособления для замены колеса – и всё. Больше ничего положить нельзя. В итоге все вещи, которые могут понадобиться в дальней дороге (инструменты, аптечка, буксировочный трос, канистра со стеклоомывающей жидкостью и так далее) вынуждены летать по кузову. Особенно, если он пустой.

Да, тот отсек для вещей, которое у обычных машин называется багажником, у пикапа принято именовать кузовом. У всех машин такого типа и размера он имеет сходный объем (около кубометра, если мерить до уровня бортов), но немного разные параметры. У некоторых моделей кузов покороче, но борта расставлены пошире и имеют высоту побольше. У других – наоборот. ВТ-50 – середнячок в этом плане (1530 х 1456 х 465 мм, погрузочная высота 760 мм). Зато задний борт у него можно откинуть не только до горизонтального положения, но и полностью вниз (на нашем автомобиле это мешал сделать фаркоп). Правда, данное преимущество плавно перетекает в заметный недостаток… но об этом ниже.

Также на нашей «Мазде» был установлен опциональный кунг с высотой «потолка» около 930 мм. Кунг или крышка кузова – вещь для пикапа обязательная. Без них груз будет открыт не только всем ветрам и дождям, но и посторонним глазам. А пустой кузов быстро превратится в свалку сухой листвы, прошлогоднего снега и пустых пивных банок. Правда, следует учитывать, что и кунг, и крышка независимо от конструкции всегда не идеально герметичны и могут пропускать внутрь кузова некоторое количество воды, особенно в сильные дожди. Помните об этом при перевозке «деликатных» грузов. Кроме того, кузов, в отличие от салона, не отапливается и не кондиционируется, поэтому не следует планировать перевозку в нем домашних питомцев – им будет крайне некомфортно.

Еще нужно помнить о том, что объем кузова очень велик, и небольшое количество вещей будет активно перемещаться по нему в движении. Особенно на неровностях – задняя подвеска здесь рессорная, поэтому при незагруженной машине заметно подбрасывает «корму». Лучше привязать поклажу к специальным проушинам внутри кузова (хотя в нашей модификации их не было).

Задняя подвеска у Mazda BT-50 рессорная, поэтому незагруженный пикап заметно подбрасывает «корму», а пассажиры испытывают сильные вертикальные ускорения.

«И помчит по ухабам по русским…»

Кстати, о неровностях. Многие из них легко парируются большими шинами размера 245/70R16 и мощной подвеской. Однако, несмотря на «живучесть» последней, не следует считать, что она вечная или всемогущая, - крупные выбоины и бугры лучше объезжать. А что делать, если бугров и выбоин ОЧЕНЬ много, и расположены они так, что не объедешь, например, на междеревенской грунтовке-гребенке? На пустой машине здесь придется либо ползти, либо терпеть испытание на вибростенде. На груженой этот кошмар переносится легче.

Городские улицы и переулки тоже не лучшее испытание для машины путешественника, охотника и рыболова. Динамика не легковая, тормоза грубоваты, тонко дозировать усилие на педали тормоза трудно (кстати, дисковые здесь только передние механизмы, а сзади установлены барабанные). На лежачих полицейских задние пассажиры испытывают вертикальные ускорения, подлетая чуть не до потолка. Для повышения их комфорта стоит загрузить в кузов пару мешков цемента – автомобиль такой «мелочи» не почувствует, а вот большую часть искусственных и естественных неровностей с улиц для вас, считайте, уберут.

Габариты автомобиля большие, особенно для парковок. Длина его составляет 5056 мм, а диаметр разворота – 13,6 м! Правда, здесь очень хорошие наружные зеркала (про внутрисалонное зеркало можно вообще забыть, особенно при наличии кунга). Но в толчее мегаполиса даже больших зеркал недостаточно и лучше бы иметь парктроник. На нашей машине его нет, да еще из-под заднего борта опасно торчит фаркоп… Также здесь нет автоматической блокировки дверей при наборе скорости: центральный замок надо задействовать вручную (разблокировать тоже).

Как и абсолютно все другие автомобили, пикап любит хорошие загородные дороги – гладкие и свободные. Какое это удовольствие – раним утром выйти на трассу, например, М9, запросить у дальнобойщиков по рации обстановку, бросить традиционное «спасибо, принято, удачки на дорогах» - и бодро набрать скорость. Правда, немного мешает туман, а противотуманных фар в нашей комплектации нет, но трасса свободная, и в целом можно поддерживать неплохой темп.

Наилучший скоростной режим для ВТ-50 – диапазон от 90 до 110 км/ч. Нетрудно раскочегарить его и до 130-140 км/ч, но салон постепенно наполнится совокупным шумом от шин, двигателя, трансмиссии, набегающего на ветровое стекло воздуха и др., и ехать будет неприятно, а разговаривать с пассажирами – почти невозможно. Да и курсовая устойчивость, в том числе из-за аэродинамики угловатого кузова, на таких скоростях оставляет желать лучшего. Нет, уж лучше сбросить скорость до «крейсерской». Кстати, ее не обязательно снижать перед сравнительно плавными поворотами – Mazda BT-50, на удивление, не склонна к заносу. Но – только на сухих, чистых и ровных дорогах. В трудных условиях злоупотреблять длинноходностью и рессорностью задней подвески, а также заднеприводностью конструкции я бы не посоветовал. Из вспомогательных систем здесь есть только ABS. Тест показал, что на ровном и сухом асфальте добиться срабатывания ее очень трудно. При торможении на скользких участках система срабатывает, и автомобиль не сбивается с курса, но если попытаться, применяя данную систему, объехать потенциальное препятствие, автомобиль дает сильный крен и грозит опрокидыванием. В общем, к активной рулежке ВТ-50 явно не располагает. Не пикапово это дело.

В толчее мегаполиса больших зеркал недостаточно и лучше бы иметь парктроник. На нашей машине вместо него из-под заднего борта опасно торчал фаркоп…

Со среднетрассовой же скоростью очень приятно катить, слушая музыку на встроенной магнитоле. Ее настройки крайне просты, как и управление «климатом» в салоне. Можно взять с собой диски формата МР3 или плеер с проводком для подсоединения к гнезду AUX. Диски можно складировать стопкой в нише под панелью, здесь есть подсветка, как и у замка зажигания. Все приборы и кнопки в ВТ-50 подсвечиваются красным, лично мне не нравится такой цвет, поскольку от него устают глаза при долгих ночных перегонах. Но в «Мазде» я даже сделал бы подсветку поярче, в настоящем виде она тускловата даже при полной яркости. Плафон освещения салона – единственный, расположен он в центре потолка. При необходимости включить его на ходу удобно только задним пассажирам, переднему – проблематично, а уж водителю – тем более: надо в буквальном смысле отвернуться от дороги на 180 градусов. О каком-либо штурманском свете речи вообще не идет.

Впрочем, зачем бы сейчас нужен такой свет, если бумажные карты практически полностью вытеснены спутниковыми навигаторами, имеющими цветные экраны с подсветкой? На многих автомобилях такие устройства входят в штатную комплектацию, в пикапе же ВТ-50 такого не только нет, но и покупной навигатор подключить трудно. Почему? Да потому что японцы слишком активно борются с курением. Вместо прикуривателя как такового здесь присутствует пластмассовая заглушка… ОДНОЙ-ЕДИНСТВЕННОЙ на весь салон 12-вольтовой розетки! Вот так – подстаканников и мест под прохладительные и энергетические напитки мы насчитали семь, а розетка – одна. И если подключить к ней больше одного устройства с электропитанием (через разветвитель), вокруг рычагов коробки передач и «раздатки» немедленно образуется клубок проводов. Не очень удобно, если не сказать больше.

Но в целом и это терпимо, и мы передвигаемся в ночи под аккомпанемент соответствующих мужественных парней, воспевших дальние и трудные дороги: Сергея Трофимова, Олега Митяева, Владимира Высоцкого. У последнего есть песня как раз в тему: «Дорога, а в дороге МАЗ, который по уши увяз…» Впрочем, МАЗ – не «Мазда», последняя в варианте пикапа мало, где способна увязнуть, даже индекс ВТ-50 больше напоминает тракторный или танковый, чем автомобильный. Найти дорогу общего пользования, на которой пикап можно посадить, затруднительно. Вот уже давно кончились последние обитаемые деревни, дальше в лес пробираются только редкие любители охоты да рыбалки, судя по колеям – на серьезных внедорожниках. И мы ползем по их следам с уверенностью ДТ75 или Т-34. Руль здесь охотнее подчиняется колесам, ныряющим то в колеи, то в ямы, чем рукам водителя, держаться за баранку (вернее, держать ее) надо покрепче. А после преодоления глубоких луж явно чувствуется снижение эффективности тормозов – видимо, намокают колодки задних барабанных механизмов. Но в целом мы успешно ползем вперед – причем, пока еще на заднем приводе.

При подключении к единственной в салоне 12-вольтовой розетке разветвителя и нескольких устройств с электропитанием вокруг рычагов коробки передач и «раздатки» образуется клубок проводов.

«Выбирайтесь своей колеей…»

А вот и поворот к лесному озеру, который, похоже, не использовался со дня первых в зимнем сезоне снегопадов. Колея едва прослеживается под белой «шубой». Рискнем? Все-таки уже апрель, снег наверняка осел. Включаем полный привод, и автомобиль начинает прокладывать путь по снежной целине. Метров 50 проложил – но затем сдался. Весенний снег набряк водой и стал слишком тяжел даже для отличных зимних шин Nokian Hakkapeliitta 5. Включаем понижающую и проползаем еще метров 10. Всё, приехали. При попытках продвинуться дальше машина буксует, при движении назад – тоже. Достаем из кузова лопаты и немного раскидываем снег сзади. Но пикап упорно не желает двигаться задним ходом по своей колее – постоянно сползает то в одну, то в другую сторону и снова буксует. Так недолго и сцепление «посадить»!

Вариантов решения проблемы видится два. Первый – топать 6 километров по грязище в деревню за трактором (он там точно есть, надо только найти наименее пьяного в выходной день тракториста). Второй – развернуться на том месте, где мы сейчас стоим, хотя здесь о-очень узко для нашей пятиметровой длины, да и копать придется много. Но преодолеть еще метров 30 до полянки посвободнее еще труднее… Беремся за лопаты – и где-то через полчаса пикап наконец встает поперек своей колеи, упираясь задним бортом в деревья. Вот он, недостаток такого удобства, как откидывание заднего борта вертикально вниз! Заднего бампера у машины нет (есть только подобие противоподкатного бруса, как на грузовиках), поэтому все препятствия принимает на себя лакокрасочное покрытие борта. Даже парктроник в данной ситуации не помог бы – он просто постоянно и бесполезно верещал бы, теряясь от обилия опасных объектов. В общем, насчет борта и бампера японцы явно что-то недодумали.

Ладно, мы отделались малой кровью – и вскоре пикап пополз обратно к дороге по своей колее. Сорвалась рыбалка на лесном озере – ничего, переживем. Поблизости есть много других не менее интересных озер.

Так что же, японский пикап сплоховал и, возможно, проиграл в проходимости кому-то из одноклассников? Сомнительно. Возможно, другой пикап или внедорожник продвинулся бы чуть дальше, но вряд ли больше, чем на десяток-другой метров. О специально подготовленных к трофи-рейдам машинах с увеличенным клиренсом и более мощной «резиной» речь не идет – берем в расчет чисто магазинные варианты. И по нашим ощущениям, ВТ-50 – далеко не худший из них, даже при стандартном внедорожном «вооружении»: подключаемый полный привод, понижающая передача в раздаточной коробке, дорожный просвет величиной 207 мм (у загруженного автомобиля – 187 мм), защита моторного отсека, «раздатки» и топливного бака. Никаких межколесных блокировок, никаких электронных «помощников» здесь нет – зато всё, что вы преодолеете, вы, по сути, сделаете своими руками, и это внушает чувство гордости. На следующее утро мы с лихвой реабилитируем «Мазду», пробравшись на другое озеро одновременно с российской «Ладой 4х4», более известной, как «Нива». А это, надо сказать, один из очень серьезных «проходимцев». Только там, где он прошел благодаря малому весу, пикап прополз, в полной мере использовав преимущества понижающей передачи вкупе с мощностью и тяговитостью дизеля.

Преимущества пикапа ВТ-50 на бездорожье – высокий дорожный просвет, защита агрегатов, мощный тяговитый дизель и полноприводная трансмиссия с понижающей передачей.

Романтик дальней дороги

Расставаться с пикапом ВТ-50 было откровенно жаль. Особенно после обратного 500-километрового марш-броска по Тверской области с преодолением труднопроходимых (на самом деле) улиц Пено, Осташкова, Торжка и сравнительно ровных трасс между ними. Разбитые улицы с практически отсутствующим асфальтом, конечно, сущее наказание для водителя – но все же за подвеску пикапа здесь можно быть более спокойным, чем за подвеску легковушки. А по междугородным трассам мы можем двигаться с практически легковыми скоростями и экономичностью – при этом везя в кузове во много раз больше вещей. Определенно права реклама пикапов: все остальные автомобили – компромисс…

Жаль не только прощаться с конкретной машиной – жаль, что такого класса автомобилей уже скоро не останется вовсе. Редкие «чисто-механические» рамные пикапы и внедорожники остаются уделом все меньшего числа ценителей. А значит, увы, недалеко то время, когда концерны-производители полностью переманят покупателей в нишу автомобилей, способных с помощью автоматически подключаемого полного привода не более чем выкарабкаться из заснеженного двора и предлагающих как верх вместимости багажники, вмещающие лишь пару дорожных сумок. Вот и модель, которая вскоре придет на замену ВТ-50, скорее всего, будет уже не такой мужественной. В ней наверняка появится много новых интересных электронных устройств, повышающих комфорт и улучшающих управляемость. Но чувство САМОСТОЯТЕЛЬНОГО преодоления препятствий и трудных дорог уйдет – останется утешаться только гордостью за то, что в машине есть все эти новомодные системы.

Да и зачем современному человеку нужны какие-то внедорожные приключения? Ведь в глухих лесах и на труднодоступных берегах рек и озер можно не только повредить детали дорогих машин, но и промокнуть, замерзнуть, простудиться, получить травмы, пострадать от комаров, испачкать себя и одежду, наконец, нанести вред экологии… Увы, но таковы нынешние реалии! Так что, похоже, вместе с пикапами и внедорожниками нам вскоре будут не нужны и наши северные, да и другие малоосвоенные территории. Вместо «их красот и чудес» мы будем довольствоваться барбекю на «природе» дачных участков, прогулками вокруг загородных пансионатов и базами отдыха со стендами для стрельбы по тарелочкам и платными зарыбленными прудами.

Вас заинтересует:

Вам понравился этот тест-драйв?


Выбираете автомобиль? Посмотрите конкурентов Mazda BT-50:


Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

2 2 1 8