Юрген Зауэр
22 июля 2011

Юрген Зауэр

генеральный директор Mercedes-Benz

«Если ситуация на рынке будет развиваться так, как в первом квартале, я буду счастлив»

Наш сегодняшний собеседник ездит в автомобилях Mercedes-Benz, любит гонять на спортивном мотоцикле по альпийским трассам, отпуск предпочитает проводить у моря под пальмами и ценит классический рок. Однако в ходе встречи мы этих тем не касались – разговор шел о бизнесе.

Первый вопрос очевиден: как вы прокомментируете антикоррупционное расследование Минюста США в отношении концерна Daimler?

- На самом деле первые обвинения возникли еще в 2004 г., и сразу же, еще шесть лет назад, внутри концерна началось собственное расследование. Оно подтвердило факт операций, которые идут вразрез и с нашими принципами ведения дел, и с положениями закона. В результате компанию покинуло около 45 менеджеров, работавших в различных странах. В 2004–2006 гг. было заменено и руководство российской компании. С тех пор действуют строжайшие меры по соблюдению корпоративной политики. В нашей компании есть сотрудники, которые специально занимаются контролем за соблюдением всех норм ведения честного бизнеса. Одновременно в США велось собственное расследование, и теперь, по его окончании, Daimler AG заключил мировое соглашение с Комиссией по биржам и ценным бумагам и Министерством юстиции этой страны. В России же мы стали инициаторами Соглашения о соблюдении принципов корпоративной этики при ведении бизнеса, которое подписали 56 российских и западных компаний. Основная цель этого документа – борьба с коррупцией.

- Что ж, перейдем к российским проблемам. Что можете сказать о ситуации на рынке?

- Пока российский рынок в целом никак не может ожить, хотя в премиум-сегменте дела обстоят чуть лучше. Например, в первом квартале продажи легковых автомобилей Mercedes-Benz выросли на 22%. Причем процесс идет по нарастающей: в марте мы показали рост 40% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. И это общая тенденция в премиум-сегменте.

- У вас есть план, как обойти соперников?

- Здесь несколько аспектов. Например, мы не хотим сильно играть с ценами, ведь кроме показателя объемов продаж существует показатель прибыли. Это связанные, но все-таки разные понятия. При этом стремимся стимулировать спрос и выводим на рынок новые автомобили, а также активно развиваем продажи корпоративным клиентам.

- Вы упомянули о новинках. Когда и каких премьер нам ждать?

- Одна уже состоялась: в апреле представили новый SLS. В июне в рамках Петербургского экономического форума планируем показать новый Maybach, летом появится S-Class с обновленной линейкой двигателей. Затем начнем продавать новый CL и выведем на рынок очередное поколение R-Class.

- А как вы оцениваете свой модельный ряд в целом?

- В России больше востребованы наши автомобили из верхних сегментов. Поэтому традиционно бизнес строится на продажах таких автомобилей, как S-, GL-, ML- и E-Class. А вот А-Class воспринимается здесь иначе, чем в Германии. И хотя это тоже Mercedes-Benz со всеми его атрибутами, многие клиенты при выборе автомобиля такого класса предпочитают более дешевые машины. Но с 2011 г. мы намерены вывести новые автомобили этого класса и с ними рассчитываем на рост спроса даже в России.

- Что можете сказать о марке Maybach?

- Этот автомобиль не случайно позиционируется в самом высоком сегменте, и Россия является для данного бренда очень важным рынком. Это подтверждает и большое количество автомобилей Maybach на российских улицах. Уверен, что новую модель клиенты хорошо примут и марка будет развиваться успешно.

- Недавно Daimler подписал соглашение о партнерстве с Renault–Nissan. Что это означает для клиентов?

- Сотрудничество предусматривает ряд совместных программ и призвано повысить эффективность бизнеса – сокращение издержек, обмен технологиями. Например, двигатели от Renault и Nissan будут применяться на некоторых автомобилях концерна Daimler, и первый проект здесь – использование в Smart моторов от Renault Twingo. Причем такой Smart, возможно, впоследствии будет официально представлен и на российском рынке. Планируется и обратное движение: двигатели Mercedes будут ставить на модели Infiniti.

- Как вы оцениваете свои программы в области кредитования, страхования?

- Без таких продуктов мы продавали бы автомобилей меньше. Поэтому будем их развивать. Например, в страховании мы идем дальше: предлагаем так называемые сервисные контракты, благодаря которым даже по истечении гарантийного срока можно получать практически такой же объем услуг и работ, что и по гарантийным машинам, – достаточно вносить ежемесячные взносы. Есть служба помощи на дорогах. Корпоративные клиенты пользуются выгодной программой оперативного лизинга: после трех лет эксплуатации автомобилей их можно возвращать производителю.

- А как идет бизнес в сфере легкого коммерческого транспорта и грузовиков?

- В этом сегменте ситуация более драматична, чем с легковыми машинами. В нише грузовых автомобилей падение наших продаж составило около 90%, и это характерно почти для всех импортеров. Поэтому пришлось принять меры: мы создали совместное предприятие с КАМАЗом, и теперь производство ряда грузовых моделей Mercedes-Benz и Fuso будет налажено в Набережных Челнах.

- Готовится к открытию большой центр “Mercedes-Benz Север” на МКАД. Какую роль ему отводите?

- Он войдет в нашу дилерскую сеть в июне и станет самым крупным сервисным центром Mercedes-Benz в России. Предприятие уникально: в нем можно обслуживать автомобили любого класса – и легковые, и малотоннажные, и грузовики. Для этого есть и универсальный лакокрасочный цех, и мойка, и слесарные посты. На этой площадке планируем продавать не только новые машины, но и все автомобили с пробегом: по программе trade-in, лизинговые машины, транспорт из своего корпоративного парка. Кроме того, центр станет эксклюзивным дилером по грузовым моделям Mercedes-Benz и Fuso.

- И каков объем инвестиций в это предприятие?

- В “Mercedes-Benz Север” вложено 35 млн евро. Но рядом расположено еще одно предприятие – “Mercedes-Benz Вешки” с центральным складом запчастей, крупным учебным комплексом, офисами. С учетом этого уровень инвестиций составляет уже 70–80 млн евро. Вводя эти мощности, мы преследуем четкую цель – контролировать через наши структуры не менее 25% продаж марки в Московском регионе.

- А что же дилерская сеть? Она будет развиваться в ближайшие годы?

- Сейчас у нас 48 дилеров по всей стране, и никто из них не закрылся в кризис. Мы по-прежнему ищем партнеров для расширения сети, и, в частности, еще два дилерских предприятия должны открыться в Москве, одно – в Санкт-Петербурге, в ряде других регионов, например в Набережных Челнах. До Олимпиады планируем создать и дилерский центр в Сочи. Словом, планов много.

 

 

 

Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Автор
Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Фото
Фото Игоря Михалева

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 1