Высказался в рамках следующего круглого стола:

Диктатура издержек

В условиях открытого рынка останется лишь два определяющих критерия – конкурентоспособность продукции на глобальном рынке и инвестиционная привлекательность бизнес-проекта. С этим в России не все гладко.

Татьяна Луковецкая
19 октября 2012

Татьяна Луковецкая

главный управляющий директор розничного подразделения группы «РОЛЬФ»

«Однозначные прогнозы не всегда соответствуют реальности»

Есть распространенная точка зрения, что в России бизнес сталкивается с относительно большими производственными издержками, чем даже в некоторых странах Восточной Европы. Это делает российский рынок замкнутым на самого себя, здесь не выгодно производить высокотехнологичную продукцию на экспорт.
О том, какие факторы на российском рынке являются наибольшей помехой с точки зрения издержек производства порталу MotorPage.ru рассказала главный управляющий директор розничного подразделения группы «РОЛЬФ», Татьяна Луковецкая.

- В любой стране мира возникают определенные трудности при организации высокотехнологичных производств. В России это тоже непросто осуществить, в силу ряда причин. Высокие налоги, непростые климатические условия, недостаточная прозрачность ведения бизнеса способны оттолкнуть производителей и потенциальных инвесторов от рынка. Однако, за последние годы практически все крупнейшие мировые автопроизводители открыли в России свои производственные площадки. Этому способствовало несколько факторов.
В начале 2000-х годов российский автомобильный рынок был практически не развит. Бум пришелся на середину 2000-х годов, когда благосостояние населения страны постепенно начало расти, и граждане стали проявлять активный интерес к доступным новым иномаркам. Оценив перспективы российского авторынка, иностранные автокомпании начали открывать свои производства в России.
Одновременно российские власти начали проводить модернизацию отечественной промышленности. В частности, в 2005 году была запущена программа промышленной сборки автомобилей. Для стимулирования ее развития, были подняты импортные пошлины на автомобили, в результате ввозить готовую продукцию стало дороже, чем комплектующие, на которые пошлина была обнулена.
Перспектива вступления России в ВТО ставила под вопрос преимущества автопроизводителей с локальным производством. Согласно подписанным между Россией и ВТО договоренностям, импортные пошлины на автомобили должны были опуститься на докризисный уровень – до 25% на каждый автомобиль, а к 2018 году - до 15%. Но, защищая интересы автокомпаний, уже работающих в России, власти ввели утилизационный сбор, тем самым "ограничивая" импорт автомобилей. Итог – на сегодняшний день локальное производство автомобилей дает большое число преимуществ.
В частности, благодаря местному производству автокомпания несет меньшие затраты на доставку автомобиля от завода до дилера. Кроме того, по сравнению с европейскими странами, в России относительно невысока стоимость рабочей силы и цен на энергоносители. Следующий фактор – отсутствие колебаний курса валют, которые могут принести значительные убытки производителям за время производственного цикла и доставки автомобиля с момента заказа до получения клиентом.

- Сегодня в России автопроизводство развивается за счет расширения внутреннего спроса. Каков потолок этого роста и как быстро мы можем достичь насыщения?

- По данным аналитического агентства «Автостат», в 2011 году Россия поднялась на 7 место в мире по объему продаж автомобилей – 2,8 миллиона автомобилей. По нашим прогнозам, в 2012 году продажи вырастут на 6% - до 2,97 миллионов автомобилей.
При этом Россия существенно отстает от развитых стран по количеству автомобилей на душу населения. Сейчас этот показатель составляет около 300 автомобилей на 1 000 человек, в то время как в США на 1 000 человек приходится около 800 автомобилей, а в Германии - около 550 автомобилей. Кроме того, существует проблема устаревания российского автопарка. Средний возраст более половины автомобилей на российских дорогах превышает 5 лет.
Таким образом, российский парк нуждается в постоянном обновлении, но сложно предсказать, сколько времени займет насыщение рынка. Предыдущий мировой экономический кризис показал, что однозначные прогнозы не всегда соответствуют реальности.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 5