В условиях открытого рынка останется лишь два определяющих критерия – конкурентоспособность продукции на глобальном рынке и инвестиционная привлекательность бизнес-проекта. С этим в России не все гладко.
Есть распространенная точка зрения, что в России бизнес сталкивается с относительно большими производственными издержками, чем даже в некоторых странах Восточной Европы. Это делает российский рынок замкнутым на самого себя, здесь не выгодно производить высокотехнологичную продукцию на экспорт.
О том, какие факторы на российском рынке являются наибольшей помехой с точки зрения издержек производства порталу MotorPage.ru рассказала главный управляющий директор розничного подразделения группы «РОЛЬФ», Татьяна Луковецкая.
- В любой стране мира возникают определенные трудности при организации высокотехнологичных производств. В России это тоже непросто осуществить, в силу ряда причин. Высокие налоги, непростые климатические условия, недостаточная прозрачность ведения бизнеса способны оттолкнуть производителей и потенциальных инвесторов от рынка. Однако, за последние годы практически все крупнейшие мировые автопроизводители открыли в России свои производственные площадки. Этому способствовало несколько факторов.
В начале 2000-х годов российский автомобильный рынок был практически не развит. Бум пришелся на середину 2000-х годов, когда благосостояние населения страны постепенно начало расти, и граждане стали проявлять активный интерес к доступным новым иномаркам. Оценив перспективы российского авторынка, иностранные автокомпании начали открывать свои производства в России.
Одновременно российские власти начали проводить модернизацию отечественной промышленности. В частности, в 2005 году была запущена программа промышленной сборки автомобилей. Для стимулирования ее развития, были подняты импортные пошлины на автомобили, в результате ввозить готовую продукцию стало дороже, чем комплектующие, на которые пошлина была обнулена.
Перспектива вступления России в ВТО ставила под вопрос преимущества автопроизводителей с локальным производством. Согласно подписанным между Россией и ВТО договоренностям, импортные пошлины на автомобили должны были опуститься на докризисный уровень – до 25% на каждый автомобиль, а к 2018 году - до 15%. Но, защищая интересы автокомпаний, уже работающих в России, власти ввели утилизационный сбор, тем самым "ограничивая" импорт автомобилей. Итог – на сегодняшний день локальное производство автомобилей дает большое число преимуществ.
В частности, благодаря местному производству автокомпания несет меньшие затраты на доставку автомобиля от завода до дилера. Кроме того, по сравнению с европейскими странами, в России относительно невысока стоимость рабочей силы и цен на энергоносители. Следующий фактор – отсутствие колебаний курса валют, которые могут принести значительные убытки производителям за время производственного цикла и доставки автомобиля с момента заказа до получения клиентом.
- По данным аналитического агентства «Автостат», в 2011 году Россия поднялась на 7 место в мире по объему продаж автомобилей – 2,8 миллиона автомобилей. По нашим прогнозам, в 2012 году продажи вырастут на 6% - до 2,97 миллионов автомобилей.
При этом Россия существенно отстает от развитых стран по количеству автомобилей на душу населения. Сейчас этот показатель составляет около 300 автомобилей на 1 000 человек, в то время как в США на 1 000 человек приходится около 800 автомобилей, а в Германии - около 550 автомобилей. Кроме того, существует проблема устаревания российского автопарка. Средний возраст более половины автомобилей на российских дорогах превышает 5 лет.
Таким образом, российский парк нуждается в постоянном обновлении, но сложно предсказать, сколько времени займет насыщение рынка. Предыдущий мировой экономический кризис показал, что однозначные прогнозы не всегда соответствуют реальности.