Жером Сего
21 июня 2011

Жером Сего

директор по маркетингу Nissan

«В Европе, чем старше человек, тем меньше его автомобиль. В России – наоборот»

Российские потребители существенно отличаются в своих предпочтениях от потребителей на европейском, североамериканском и азиатском рынках. Не всегда выбор совершаемый россиянами прагматичен. Однако потребительские приоритеты меняются. О предпочтениях россиян в выборе автомобиля порталу MotorPage.ru рассказал директор по маркетингу Ниссан в России, Жером Сего.

- В целом для российского рынка характерна ситуация, когда первым автомобилем для потребителя становится новый автомобиль приобретенный в салоне. Рынок быстро растет и с каждым годом становится более зрелым, сформированным. Покупатель, который выбирает себе машину и ходит по автосалонам, хорошо подготовлен к покупке. Он много читает в печатных СМИ, в Интернет, и когда оказывается в автосалоне, у него уже есть большой запас знаний. Надо отметить, что за последние десять лет рынок сильно изменился. Если тогда решение о покупке в большей степени являлось эмоциональным, то теперь это абсолютно рациональный выбор.

Если рассматривать рынок с точки зрения того, какие продукты пользуются наибольшей популярностью, то в России это «В» и «С» классы. Эти автомобили составляют более 50% продаж.

Если говорить о ценовом разграничении, то около 40% рынка это продажи автомобилей стоимостью до 15 тысяч долларов. Сейчас основное развитие рынка происходит именно в этом сегменте. Наиболее типичные и успешные представители сегмента – Hyundai Solaris, Renault Logan, Volkswagen Polo Sedan.

Также значительную часть рынка отвоевали автомобили класса SUV. Для Nissan это очень позитивная тенденция. В Западной Европе такого интереса к кроссоверам и внедорожникам не наблюдается. А вот в России – это 25% рынка новых иностранных автомобилей.

Еще нельзя не отметить, что российский рынок всегда был рынком седанов. В «С» классе 60% автомобилей продаются в этом типе кузова.

Ну и, конечно, это рынок автоматической трансмиссии, которая пользуется здесь гораздо большей популярностью. Надо только уточнить, что это справедливо, когда мы говорим о сегментах «С» и SUV. В «B» сегменте АКПП менее популярна, поскольку главным фактором выбора при покупке становится цена. Если покупатель ограничен в средствах, он выберет механическую коробку передач. В Европе АКПП менее популярна, чем в России, в США и Японии более популярна, там до 80% автомобилей продаются с АКПП. Но если говорить только о новых иностранных автомобилях в России – «автомат» явно в лидерах.

- В сегменте до 15 тысяч долларов главный игрок АвтоВАЗ. Могут ли иностранные автопроизводители выдерживать такую ценовую конкуренцию? Ведь даже бюджетные модели крупных концернов, производимые здесь, в большинстве комплектаций перешагивают этот порог стоимости.

- Этот сегмент имеет большой потенциал, и, конечно, каждый производитель хотел бы претендовать на кусок такого большого пирога. Но единственная возможность конкурировать в этом сегменте – это продавать автомобили, произведенные в России. Невозможно выдерживать ценовую конкуренцию экспортируя автомобили. Успех Solaris, Logan и Polo Sedan – тому подтверждение. Они, конечно, находятся в верхней части этого ценового сегмента, но их очень охотно покупают.

Возможно, в скором времени Nissan тоже присоединится и предложит на российском рынке модель в ценовой категории до 15 тысяч долларов США. Мы понимаем, что если хотим быть одним из ведущих игроков на рынке, просто невозможно не участвовать в сегменте, составляющем 40% российского автомобильного рынка.

- Вы планируете запустить такой «народный автомобиль» на АвтоВАЗе?

- Да. АвтоВАЗ это часть нашего Альянса и для нас это фантастический производственный инструмент. Это предприятие дает нам большие производственные возможности и перспективу развития на российском рынке. В стратегию компании Nissan входит создания такого автомобиля. Это будет абсолютно новая модель только для российского рынка.

 

- Какие факторы влияют на потребительские предпочтения, и может ли производитель влиять на их формирование?

- Наша задача – предложить покупателю продукт, который был бы технически максимально близок к его запросам. Также мы должны предложить необычный, яркий дизайн. Кроме того, есть три основополагающие составляющие, без которых современный автомобиль не может быть успешным, - это безопасность, комфорт и надежность.

Но все это предлагает большинство участников рынка. Мы в компании Nissan стараемся сделать больше, предложить что-то принципиально новое, привнести какие-то инновации и эмоции.

Пример тому наша новая модель Juke – ничего подобного не было и нет на рынке. Более того, никто не просил такую модель. Но мы решили выйти с таким предложением и рассчитываем на успех.

Juke создает новый сегмент на рынке. Его можно сравнить с моделями верхней части сегмента «В», но при этом это нечто совершенно новое.

- Как объяснить потребителю, что это именно то, что он хочет? Когда на телевидении появился рекламный ролик, в котором Juke обливает краской Qashqai, многие наверное подумали, что Qashqai вообще теперь уйдет с рынка, раз ему нашлась такая замена.

- Нет, у нас, конечно, не было намерения вложить такой смысл в этот рекламный ролик. Мы лишь хотели сказать, что на рынке появился новый автомобиль, который наравне с Qashqai будет иметь свою аудиторию.

Например, когда пять лет назад мы запускали Qashqai, многие недоумевали что это за автомобиль и кому он вообще на этом рынке нужен – нечто среднее между внедорожником и хэтчбеком класса «С». Но все мы сейчас знаем, что автомобиль имеет огромный успех во всем мире и в России в том числе. В последствии многие автопроизводители пошли по этому пути и вывели на рынок продукты в сегменте кроссоверов, сегодня мы можем видеть более 10 моделей-конкурентов Nissan Qashqai. Сегмент развивается, мы в нем лидеры, так почему бы не открыть еще один сегмент?

Juke имеет очень ярко выраженную индивидуальность, у него необычный дизайн, - покупатель такого автомобиля должен иметь очень большое желание выделиться, показать, что он не такой, как все. Мне кажется, что и Qashqai и Juke имеют свою территорию на рынке.

 

- Juke это нишевая модель?

- Nissan Juke не будет нишевой моделью. Уже в первый месяц продаж Juke, в мае, мы продали полторы тысячи автомобилей, продажи нишевых моделей достигают только нескольких десятков в месяц. Мы хотим продавать нашу модель в больших объемах. И первые отзывы, которые мы получили от покупателей, очень позитивны. Это позволяет рассчитывать на успех.

 

- Прилагаете ли вы усилия для популяризации, например, не слишком востребованных в России размерных классов? Так класс «А» в Европе вполне популярен, но в России это очень малая доля рынка.

- Сейчас у нас на российском рынке нет модели в этом классе, но если спрос там начнет расти, мы подумаем и, возможно, выведем на рынок соответствующий продукт.

Но мне кажется, один из движетелей автомобильных продаж в России – это статусность. Покупатель приобретает не только автомобиль, но и определенный статус вместе с ним. А маленькие городские машинки не могут дать этого клиенту. Поэтому я сомневаюсь, что сегмент городских субкомпактов будет существенно расти. Может быть, через 15-20 лет популярность «А» класса в России станет существенной. Но в перспективе ближайших пяти лет это вряд ли возможно.

- То есть статусность в России важнее практичности?

- Да, можно так сказать. Впрочем, это есть и в Западной Европе. Там человек тоже хочет получить вместе с автомобилем определенный статус. Только в России человек сперва покупает Micra, затем более дорогой Qashqai, потом Pathfinder, а к концу жизни Patrol или Murano и понимает, что достиг всего, чего хотел. А для развитых автомобильных рынков характерна обратная тенденция, чем старше человек, тем меньше его автомобиль, тем меньше он гонится за статусом.

- Насколько значимо для российского потребителя богатство комплектации автомобиля?

- Это зависит от сегмента и стоимости автомобиля. В дорогих сегментах покупатель ожидает высокого уровня оборудования и его инновационности. Если речь о базовом сегменте, то на первое место выходит безопасность и комфорт.

Если говорить о Nissan, мы не идем на компромисс и стараемся в любом случае предоставить потребителю те или иные инновационные разработки.

- При наличии определенного фиксированного бюджета российский потребитель выбирает более богатую комплектацию в меньшем размерном классе или старший класс пусть и в более бедной комплектации?

- Он выберет больший по размеру автомобиль. Поэтому в «В» и «С» классах главное обеспечить базовый уровень комфорта и безопасности. Есть потребители, которые предпочитают эти автомобили в самой полной комплектации, но их не так много. Чаще они переходят в следующий размерный класс.

С точки зрения цены «В» и «С» сегменты наиболее чувствительны. Для этих клиентов цена играет одну из основных ролей.

- В России сейчас стали очень популярны кроссоверы с моноприводом. Но прагматичен ли такой выбор в нашем климате. Или это вновь погоня за статусом? Ведь главное преимущество таких автомобилей как раз в полном приводе, в остальном они равнозначны многим хэтчбекам и универсалам, а в управляемости как правило проигрывают.

- У кроссовера больше клиренс, что дает преимущество на дороге, он все-таки больше по внутреннему пространству, чем автомобиль класса «С». Большинство покупателей кроссоверов ездит только в городе. Для городского автомобиля преимуществ вполне достаточно и без полного привода. Что же касается управляемости, могу сказать только, что наш моноприводный Qashqai очень стабилен на дороге и вряд ли уступит с этой точки зрения другим городским автомобилям «С» класса.

- Большинство иностранных производителей в России сейчас начинает расширять дилерские сети на Восток. Заложено ли это и в вашу стратегию?

- 40% автомобильного рынка сейчас приходится на европейскую часть России, а 60% на восточную. Еще несколько лет назад ситуация была зеркальной. Поэтому сейчас уже очевидно, что рост рынка будет происходить за счет регионов. В европейской части России рынок насыщен, а в Сибири есть еще большой потенциал роста. Количество автомобилей на душу населения там все еще мало. Мы, конечно, учитываем это в своей стратегии и будем наращивать свое региональное присутствие.

 

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 0 6 6