Филипп Сайяр
11 сентября 2013

Филипп Сайяр

управляющий директор Nissan в России

«Рынок в России – уже не развивающийся»

Российскую “дочку” японской компании наш собеседник возглавил лишь весной – в очень непростое время: на рынке спад, конкуренция ужесточается. Тем интереснее было поговорить о том, за счет чего Nissan намерена не только сохранить позиции одного из лидеров, но и упрочить их.

- На протяжении нескольких месяцев спрос на машины снижается. Автопроизводители были готовы к такому развитию событий?

- На самом деле эти тенденции начали проявляться еще летом 2012 г. Но компании принимали контрмеры – делали специальные предложения, выводили новые модели, тем самым поддерживая рынок. Однако сейчас очевиден четкий тренд: снижается поток людей в шоу-румы, уменьшается количество посещений сайтов дилеров и импортеров. И где-то с марта эти тенденции стали замечать даже непосвященные.

- Чем вы это объясняете?

- Во многом – естественными рыночными условиями. После кризиса 2009–2010 гг. рынок в течение трех лет восстанавливался. А так как в России срок владения машиной в среднем составляет четыре с половиной года, то сейчас настал период снижения спроса, поскольку расти постоянно он не может: новых покупателей, прежде не владевших машиной, немного. Влияют и другие факторы: в стране и вокруг нее происходят какие-то события, которые психологически склоняют людей отложить крупные покупки. Это происходит всюду, но, быть может, россияне более чувствительны.

- Такая ситуация влияет на структуру спроса?

- В России падают продажи машин C-класса, а кроссоверы становятся все популярнее. И в Европе ситуация аналогичная. Кстати, сегмент кроссоверов в свое время был практически создан компанией Nissan – мы предложили рынку Nissan Murano, а затем Nissan Qashqai. Подобные автомобили становятся все более востребованными, модными – они очень удобны в повседневной жизни. В числе их достоинств практичность, удобная посадка, полный привод, что очень важно для российских регионов и зимой. Это отличная альтернатива моделям C-сегмента, которые лишь немногим дешевле. Поэтому растет число людей, готовых пересесть из машин С-класса в SUV, а заодно становится меньше тех, кто прежде категорически от подобного отказывался, – в основном это люди старше 60 лет.

- Российское правительство объявило о программе льготного кредитования моделей по цене до 700 тыс. рублей. Как оцениваете этот шаг?

- Есть два вида протекционистских мер. Одни всерьез вмешиваются в рыночные процессы, и они не очень хороши, поскольку искусственны и дают краткосрочный эффект. Например, российская программа утилизации. Но есть правильные и разумные шаги. К ним относится и новая программа льготного кредитования. Вряд ли она взорвет рынок, но отчасти снизит общую цену покупки и поможет покупателю принять решение в пользу новой машины. Ведь всегда есть люди, которые сомневаются. Кстати, мы решили пойти еще дальше и расширить предложение для марки Nissan, причем по обоим направлениям: не только уменьшить ставку по кредиту, но и продавать по такой схеме модели стоимостью свыше 700 тыс. рублей. Хотя и программа Nissan Finance уже вполне эффективна – около 30% наших продаж осуществляются в кредит.

- В России вы относительно недавно. Что больше всего впечатлило?

- Пока я лишь работаю, работаю и работаю; даже семья еще не приехала сюда. А в общем-то Москва – современный мегаполис, где есть все, что и в других крупных городах мира, и я чувствую себя тут комфортно. Да и в целом Россия очень интересная страна: большая, с множеством контрастов, причем мне нравится бывать в регионах, смотреть, как они развиваются.

- А скверная ситуация на рынке не пугает?

- Она сложная, но не драматичная. Я за последние 20 лет работы не припоминаю страны или периода, когда все было бы прекрасно. Нужно использовать все возможности, чтобы правильно реагировать на изменения. В частности, я убежден, что Россия уже не развивающийся рынок, клиент здесь становится все более требовательным, грамотным. И мы тоже должны более глубоко, более профессионально подходить к маркетинговой активности, к реализации своих планов.

- Возглавив компанию в Москве, вы увидели, что следует поменять?

- Нам нужно изменить подход к корпоративным продажам. В этом секторе потенциал очень большой, и он растет. Но до сих пор компания в основном ориентировалась на розничных клиентов. Второе направление – trade-in, которое среди дилеров марки пока тоже слабо развито, хотя клиентам необходимо предлагать возможность без проблем продать старую машину и взять новую. Такая программа уже есть в Москве, будем развивать ее по всей дилерской сети. Кроме того, надо укреплять имидж бренда, чтобы сблизиться в этом компоненте с основными конкурентами – Volkswagen и Toyota. Это можно сделать за счет новых продуктов, хорошей рекламы и сильной, качественной дилерской сети.

- Вы удовлетворены дилерами Nissan?

- Да. Причем как качеством их работы, так и покрытием. Но сеть будем расширять и дальше – в нынешнем финансовом году, до конца марта 2014 г., откроем 13 новых центров и доведем их общее число до 164. А к концу 2016 г. сеть должна насчитывать уже 200 предприятий. Впрочем, мы не гонимся за количеством салонов, как некоторые соперники. Если организовать шоу-румы всюду, где только возможно, то возникнет внутренняя борьба между дилерами в одном городе, а это плохо – их прибыльность станет снижаться. Нам же важно обеспечить условия для роста своих партнеров.

- Вы упомянули новые продукты. Какие модели появятся в ближайшее время?

- В 2013 г. новинок не будет. Однако трехлетний план компании предусматривает выведение на рынок множества новых автомобилей. Увы, более конкретно я пока говорить не могу.

- Как вы оцениваете позиции новой Nissan Almera? Она станет бестселлером?

- На сегмент машин стоимостью до 600 тыс. рублей в России приходится около 50% рынка. Но до появления нынешней Nissan Almera в этой ценовой нише у компании в принципе не было моделей. Притом что на Solaris у Hyundai приходится до 40% всех продаж марки, да и Volkswagen продает очень много Polo. Все наши бестселлеры – Nissan Qashqai, Juke и X-Trail – заметно дороже. Поэтому и приняли решение вывести Nissan Almera – автомобиль, который подходит рынку. За последние два с половиной месяца продано 10 тыс. таких машин, еще 8 тыс. клиентов ожидают заказанные автомобили, и это займет около двух месяцев. Подобные темпы нас не устраивают, будем наращивать производство в Тольятти и уже с сентября увеличивать поставки. В целом за 2013 финансовый год планируем продать около 40–50 тыс. Nissan Almera. По-моему, неплохой объем.

- Как идет подготовка к запуску в России бренда Datsun?

- Мы выработали стратегию, определили структуру торгово-сервисной сети, в частности, какие города в нее включаем. Согласованы планы строительства более полусотни центров. Кстати, приоритет отдаем дилерам Nissan, нашим проверенным партнерам, поскольку им это дает возможность расширять бизнес. К моменту запуска марки Datsun, в первом квартале следующего года, будет открыто 25 дилерских центров, а затем очень быстро их число удвоится. Что же касается конкретных моделей автомобилей, то о них расскажем немного позже.

Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Автор
Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Фото
фото Егора Васильева

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 4