Сергей Катаргин
«Независимые страховые консультанты»
05 мая 2010

Сергей Катаргин

генеральный директор компании «Независимые страховые консультанты»

«Автовладельцы выбирают страховщиков с самыми низкими тарифами, не задумываясь о последствиях»

О результатах 2009 года и ближайших перспективах рынка страховых услуг порталу Motorpage.Ru рассказал генеральный директор компании «Независимые страховые консультанты» Сергей Катаргин.

- Чем ознаменовался для рынка автострахования 2009 год?

- Прежде всего, необходимо отметить спад продаж на автомобильном рынке и ужесточение условий автокредитования. По нашим наблюдениям, это привело к падению привлеченных средств в рынок автострахования почти на 50% относительно 2008 года. То есть между падением авторынка и сокращением рынка автострахования наблюдается прямая зависимость.

Даже до кризиса полисы КАСКО приобретались, в основном, только на новые автомобили в первый год эксплуатации. На второй год владельцы часто отказываются от продления страховки. В прошлом же году половина владельцев и вовсе перестали страховать автомобили по риску «угон-ущерб». Исключение – кредитные автомобили, для которых полис КАСКО является обязательным по условиям кредитного договора с банком. Но и тут клиенты стали требовать, чтобы страховка была максимально дешевой – не важно, каково будет наполнение такой страховки, что это будет за страховщик и т.д. О страховых компаниях первого и второго эшелона и речи не идет. В лучшем случае клиенты смотрят на третий эшелон, а часто выбирают и вовсе малоизвестных дешевых страховщиков. Главное удовлетворить требования банка, чтобы не было штрафных санкций, все остальное значения для таких клиентов не имеет.

Кроме страхования автомобилей, я занимаюсь и страхованием мотоциклов. Это редкий вид страхования на нашем рынке, у нас всего четыре-пять игроков страховщиков берутся за это. И в этом виде страхования «провал» 2009 года относительно 2008 года, по нашим наблюдениям, составил около 70%. Конечно, нужно учесть, что мотоцикл в России это товар не первой необходимости – скорее элемент роскоши.

- То есть в наибольшем минусе оказались крупные, надежные страховые компании, у которых полис КАСКО не дешев?

- Конечно. Другой вопрос, что крупные страховщики иногда могут себе позволить делать существенные скидки клиентам именно в силу масштабов своего бизнеса. У крупных компаний более выгодные условия по договорам с сервисными центрами. Они способны дать большие объемы автомобилей на ремонт, а следовательно, и получить большие скидки у автосервисов. В результате снижается стоимость полиса. Таким образом, крупные компании выигрывают в конкурентной борьбе с более мелкими игроками только при условии, что при расчетах тарифов учитываются реальные объемы возмещений, которые потребуются, а не заведомо заниженные.

- До кризиса страховые компании предпочитали работать исключительно с новыми автомобилями. Застраховать автомобиль старше семи лет было не реально по причине запретительных страховых тарифов. Между тем это значительный парк автомобилей. В условиях падающего рынка страховщикам необходимо искать и привлекать новых клиентов. Были ли сделаны какие-то шаги навстречу владельцам подержанных машин?

- На вторичном автомобильном рынке изменились правила игры, была одобрена схема, при которой дилеры могут продавать подержанные автомобили без повторного взимания НДС. Это позволило автосалонам запустить программы «trade-in» в полную силу, которые до сих пор работали по серым схемам в небольших объемах. Появились специализированные магазины поддержанных автомобилей. В результате рынок подержанных автомобилей в значительной части переместится на площадки официальных дилеров и специальных салонов с соответствующим сервисом и гарантиями. Возможно, это станет поводом и для страховщиков более активно работать с подержанными автомобилями.

Однако для автомобилей старше семи лет вряд ли ситуация изменится. По большому счету, ремонт таких автомобилей стоит тех же денег, что и ремонт нового автомобиля, но в тоже время износ составляет от 50 до 70%. Получается так, что с каждым годом автомобиль дешевеет, а страховой тариф растет. Стоимость страховки поддержанного автомобиля и нового примерно одинакова. В результате владелец уже и сам не захочет страховать семилетний автомобиль за треть его изначальной стоимости. Тут вряд ли что-то может измениться, только если страхование КАСКО автомобилей более 7 лет будет носить массовый, я бы даже сказал, тотальный характер. Только в этом случае может сократиться стоимость страхования. Первый шаг за автовладельцами.

- В 2009 году изменился рейтинг самых угоняемых автомобилей. В пятерку самых угоняемых попали две модели японских производителей. Еще несколько лет назад внимание угонщиков было направлено на немецкий автопром. С чем связаны такие перемены?

- Можно предположить, что интерес угонщиков сместился из премиум-класса в средний класс. Видимо, рынок диктует свои правила, в том числе и угонщикам. Например, до кризиса «угоняемым» был Porsche Cayenne. В кризис покупательский спрос на такие автомобили упал, и похоже, не только у официальных дилеров.

Сегодняшних покупателей и, как следствие, угонщиков интересуют автомобили в секторе гольф-класса и D-класса средних по цене – Toyota Corolla, Honda Accord, Mitsubishi Lancer.Три года назад ни одна страховая компания не бралась страховать Lexus RX без спутникового комплекса. Сейчас – это не проблема. Эта модель автомобиля ушла из списка рисковых. Конечно, у каждой страховой компании есть свой список рисковых моделей, составленный исходя из собственного опыта.

- Насколько оперативно реагируют страховщики на изменяющуюся рыночную ситуацию?

- Некоторые компании корректируют свои тарифы чуть ли не ежемесячно. Ситуация такова, что по риску «угон» сейчас немецкие премиальные бренды стали заметно дешевле в страховании. Другой вопрос, что риск «угон» занимает в стоимости полиса КАСКО только 1-2%. Значительно более важным параметром является риск «ущерб», который каждая страховая компания рассчитывает на основании собственной статистики убыточности. Между собой компании такой информацией, как правило, не делятся. В результате тарифы по маркам и моделям в разных компаниях могут сильно отличатся. Но замечу, что сейчас структура тарифов у всех компаний очень разветвленная. Практически для каждой модели автомобиля есть свой тариф. Например, страховка Toyota Corolla будет стоить одних денег, а страховка Toyota Avensis уже совсем других, иногда меньших, если оценивать в процентах от стоимости авто. Хотя, казалось бы, модели близкие. Так, например, 4-5 лет назад стала очень популярной Mazda3. Эта модель пользовалась спросом в основном у молодых людей с небольшим опытом вождения, часто брали этот автомобиль в кредит. В результате убыточность по Mazda3 была настолько большой, что тарифы на ее страхование были в разы выше, чем, например, по страхованию Volvo того же класса, это же послужило основанием повышения возрастных коэффициентов, в том числе и по ОСАГО. Стоимость страховки по этой модели доходила до трети стоимости автомобиля, хотя средний уровень по рынку равнялся 10%. Аналогичная ситуация была с Ford Focus.

Еще очень большое значение имеют сервисные условия. Был период, когда при страховке Mitsubishi отдельно оговаривалось, где машина будет ремонтироваться в случае ДТП. Если владелец настаивал на ремонте в Rolf, то страховка получалась существенно дороже, чем если бы клиент согласился ремонтироваться в каком-то другом сервисе. Однако спрос был именно на Rolf, поскольку Rolf обеспечивал высокий уровень сервиса. Цены при этом у Rolf были на 20-30% выше, чем в среднем по рынку.

- Раньше при заключении договора КАСКО многие страховые компании требовали, чтобы автомобиль был оборудован как минимум двумя комплексами защиты – электронным и механическим. Для дорогих автомобилей обязательным условием была спутниковая противоугонная система. Сейчас в условиях кризиса требования стали мягче?

- Сейчас минимально необходимым является сигнализация, контролирующая двери и имеющая сирену. Дополнительные средства защиты снижают стоимость полиса, но только в той его части, которая касается угона. Максимальную экономию обеспечивает спутниковая сигнализация – до 75%. Но поскольку речь об экономии в рамках тех самых 2%, в результате получается не очень большая экономия. Максимум удастся сократить тариф по угону до 0,5% от стоимости автомобиля, но основная стоимость полиса, 7-8% от стоимости авто, приходится на риск ущерба.

Кроме того, если говорить о спутниковых сигнализациях, то оказывается, многие богатые люди на дорогих автомобилях не хотят ставить спутник. Дело в том, что такие охранные комплексы, как правило, позволяют слушать, что происходит в салоне. Люди из бизнеса и политики не хотят, чтобы их слушали. Заверения операторов в том, что прослушивание производится только в экстренной ситуации, таких клиентов не успокаивают. Они готовы переплачивать за полис, но не ставить противоугонную систему с возможностью прослушивания.

- Известно, что на Западе можно застраховать все что угодно и с огромным количеством нюансов, которые подбираются для каждого клиента индивидуально. В России до недавнего времени страховщики предпочитали работать с «пакетными» предложениями. Хочешь КАСКО – вот тебе два-три варианта. Большего разнообразия никто не предлагал. Началось ли у нас движение в сторону западных стандартов?

- У нас тоже всегда были гибкие варианты страховок с большим количеством настраиваемых параметров, но они широко не рекламировались, поскольку не было достаточного спроса. Как правило, клиент приходит и говорит: «Хочу полное каско!» Угон, ущерб, ремонт мелких повреждений без справок, аварийный комиссар. Все к этому привыкли. Когда клиенту предлагаешь сделать небольшую франшизу в 3-5 тысяч рублей (часть убытка, оплачиваемая клиентом), которая может уменьшить стоимость полиса на 10-20%, даже на это не идут.

Почти у всех компаний есть полисы выходного дня, есть полисы 50/50. Это фактически та же франшиза, только модифицированная. Платишь 50% стоимости полиса – автомобиль оказывается застрахован от угона и полной конструктивной гибели. Если происходит ДТП и требуется отремонтировать автомобиль, то владелец может самостоятельно посчитать, что ему будет выгоднее. Доплатить оставшиеся 50% стоимости полиса, после чего страховая компания берет ремонт на себя, либо оплатить ремонт самостоятельно, если это дешевле.

Все это было и есть, только клиенты не уделяли этому достаточного внимания. Сейчас страховщики начали активнее предлагать различные варианты, поскольку у клиентов стало меньше денег и все стараются сэкономить.

Появился полис «голое КАСКО» - дешевый продукт. Автомобиль страхуется от угона и ущерба. Но выплаты осуществляются только при наличии справок. Мелкие повреждения от камушков по такому полису страховщик возмещать не будет.

Часто такая экономия со стороны клиента оказывается необоснованной, поскольку повреждения, получаемые без ДТП, – гораздо более частый случай. Да и замена лобового стекла, в которое попал камень, на многих автомобилях – не самый дешевый ремонт.

Все страховые компании предлагают дополнительно включить в полис КАСКО риск причинения вреда здоровью находящихся в автомобиле людей. Это не сильно увеличивает стоимость полиса. Однако клиенты крайне редко прибегают к такому дополнению.

Крайне редко страхователи докупают расширение к полису ОСАГО. Очевидно, что 120 тысяч на возмещение ущерба – это сегодня очень мало, особенно если страхуют большой мощный автомобиль. Но многие не желают платить лишних денег.

Я считаю, все дело в низкой страховой культуре. В этом отношении нам еще очень далеко до Запада.

Но самой большой проблемой, конечно, является выбор клиентами страховщиков с самыми низкими тарифами. Очень низкий тариф – это повод задуматься. Если страховая компания предлагает страховку по цене существенно ниже рынка, то это позволит ей сейчас набрать объем средств, но как будут производиться выплаты в будущем – большой вопрос.

- Проблемы уже начались, или нам это только предстоит?

- Насколько я знаю, существует ряд проблемных страховщиков. Есть сигналы о задержках выплат в некоторых компаниях, но рынок спокоен. Учитывая, что страховые договоры заключаются на 1 год, а страховой рынок уже прожил 1,5 года в условиях экономической нестабильности, а громких «падений» мы не наблюдали, то будем надеяться, что их и не произойдет.

 
 
 
 
 
 
 
 
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 2 7 3