Высказался в рамках следующего круглого стола:

Грани премиума

"В 1990-х годах любая статусная покупка осуществлялась по принципу, чем дороже, тем лучше. Сегодня покупатель подходит к приобретению автомобиля премиум-класса гораздо более вдумчиво".

Дмитрий Европин
MotorPage.ru
20 февраля 2012

Дмитрий Европин

главный редактор MotorPage.ru

«В премиальном сегменте рынка платят не за автомобиль, а за идею»

За пятнадцать минут поездки на машине по столичному Садовому кольцу можно насчитать сразу несколько десятков автомобилей, стоимость которых переваливает за 4-5 млн. рублей. Некоторые из них сразу обращают на себя внимание, приковывают взгляд, - это те, которых относительно не много. Некоторые, напротив, уже воспринимаются как вполне обыденные и малоприметные.

К обилию премиальных автомобилей на дорогах мы за последние десять-пятнадцать лет привыкли. Между тем, не много найдется городов в мире, где количество таких автомобилей и их концентрация будут сопоставимы с российскими мегаполисами.

Российский рынок, в силу известных причин, наравне с рядом арабских стран и Китаем является одним из наиболее перспективных для производителей премиальных авто. Здесь сравнительно легко продается все дорогое и роскошное. Концентрируется спрос в двух-трех российских городах, но этого с лихвой хватает, чтобы бить рекорды мировых продаж.

При этом спрос на такие автомобили стабилен и мало подвержен колебаниям, вызванным всевозможными экономическими катаклизмами. Последний кризис 2008-2009 годов – наглядное тому подтверждение.

Премиальные бренды тогда пострадали меньше прочих, да и восстановление у них заняло меньше времени, чем у игроков бюджетного сегмента. Ведь даже в неблагоприятных экономических условиях состоятельные покупатели с удовольствием позволяют себе тратить деньги. Для них это один из способов применения капитала. А вот средний класс вынужден экономить.

С другой стороны, даже если в экономике наблюдается подъем, это приводит к росту в массовом сегменте, но вряд ли на рынке премиальных авто можно ожидать роста продаж в разы.

Дело в том, что в этом элитном клубе спрос конечен. Число «миллионеров» практически не увеличивается. В тучные годы обладатели больших капиталов лишь преумножают свое богатство, а вот внезапно разбогатевших в период стабильного развития единицы. «Миллионеры» рождаются лишь во время кризисов, революций, на сломах эпох и экономических укладов.

Это и произошло в России в 1990-е годы прошлого века. То, чем до этого владело государство, перешло в частные руки, в условиях тотального отсутствия контроля рождались новые бизнесы, деньги создавались подчас в прямом смысле слова из ничего, что, впрочем, нисколько не умаляет таланта и предприимчивости тех, кто сумел воспользоваться моментом.

Однако, нет особого смысла вдаваться в подробности и обсуждать, как и из чего складывались эти состояния, насколько все это было законно, легитимно, морально и т.д. В основе любой процветающей экономики лежит подобный период первоначального накопления капитала.

Важно то, что вместе с экономикой постепенно взрослеют и «миллионеры», они с каждым годом становятся все больше похожи на своих западных «коллег».

В 1990-х годах любая статусная покупка осуществлялась по принципу, чем дороже, тем лучше. Количество моделей, считающихся престижными и статусными, было сильно ограничено. И дело не в отсутствии предложения со стороны производителей, а в специфике сознания внезапно разбогатевших покупателей. Среди автомобилей пользовавшихся тогда спросом были и крайне не практичные, мало приспособленные к эксплуатации в российских условиях, да и часто не слишком комфортные.

Сегодня покупатель подходит к приобретению автомобиля премиум-класса гораздо более вдумчиво, ему уже требуется нечто большее, чем просто дорогая игрушка для демонстрации собственного статуса.

К слову сказать, в развитых странах уже давно можно столкнуться с весьма специфическим отношением к излишне дорогим и броским автомобилям. Так в Германии, если вы позволите себе разъезжать по улицам тихих немецких городов на спортивном автомобиле, пусть даже и немецкого же производства, о вас будут не только плохо думать, но и могут высказать все это в лицо, причем в весьма нелицеприятных выражениях. Есть автомобили, которые просто не пристало покупать уважаемому человеку.

Не меньшее недоумение вы вызовете в обществе, если лично станете управлять автомобилем, который по определению рассчитан на езду с водителем. В России же такая ситуаций еще до недавнего времени не была чем-то исключительным.

Но в целом в последние годы на улицах российских мегаполисов стало гораздо меньше спортивных болидов, а вот роскошных седанов и внедорожников прибавилось. Мало кому сегодня приходит в голову и самостоятельно садится за руль седана длинной сильно за пять метров.

Рынок премиальных автомобилей изменился. И одной из наиболее интересных его черт стало то, что клиенту практически за одни и те же деньги предлагается весьма широкий выбор от безусловно дорогих, но массовых моделей, которые постоянно мелькают в городском потоке, до почти эксклюзивных, которые собираются исключительно под заказ с высокой долей ручного труда. В таких моделях предусмотрена высокая доля персонализации, клиент имеет возможность выбирать материалы отделки салона, как угодно комбинировать цвета, оснащать автомобиль дополнительными опциями и аксессуарами.

Но и этим выбор не ограничивается. Есть тюнинг-ателье, где из просто премиального авто, вам сделают абсолютно эксклюзивный вариант. Если клиент желает, доработки могут коснуться интерьера или экстерьера машины без вмешательства в подвеску и агрегаты, а может быть проведет и глубокий тюнинг. Такой автомобиль может, как узнаваться по характерным внешним признакам, так и быть неотличимым от базовой модели – все по желанию клиента.

При таком многообразии в возможности выбора собственно конкретная стоимость того или иного автомобиля превращается в условность, а наиболее интересным становится понять, как осуществляется выбор, что становится определяющим для клиента, на что он ориентируется?

Естественно, каждый производитель стремится обратить внимание покупателя на свою продукцию и склонить к ее приобретению. И конечно, в премиальном сегменте для этого уже не достаточно предложить просто надежный и комфортный автомобиль за большие деньги.

Рискну предположить, что в основу премиум-авто сегодня должна быть заложена особая концепция, - ведь миллионы большинство клиентов теперь платит не за сам автомобиль, а за ИДЕЮ.

В премиальном автомобиле во многом выражается индивидуальность владельца, его жизненная позиция, характер, устремления… Такой автомобиль является средством передвижения не только в физическом, но и в метафизическом пространстве, в мире идей, да и во времени, которое подчиняет себе владелец. Во всяком случае, в идеальной ситуации так и должно быть.

Если предположение верно, и российский потребитель уже достиг соответствующего уровня понимания, то выбор той или иной премиальной модели – это особый код, требующий расшифровки.

Об «ИДЕЕ» премиального авто, а так же о ее конкретных воплощениях, о желаниях и запросах клиентов, о будущем премиального авторынка в России мы будем говорить с представителями премиум и лакшери марок в рамках новой дискуссии на портале MotorPage.ru

 

 

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9