Илья Пименов
ООО «СП БИЗНЕС КАР»
10 ноября 2011

Илья Пименов

исполнительный директор ООО «СП БИЗНЕС КАР»

«В роли флагмана»

 

- Вот уже два десятилетия вы представляете лишь одного автопроизводителя – корпорацию Toyota. Чем это обусловлено?

- Все просто: соучредителем, который и сейчас владеет 92% акций предприятия, является Toyota Tsusho Corporation. Это торговый дом группы компаний Toyota. Хотя вначале мы создавались не как дилеры. В 1991 г. совместное предприятие “БИЗНЕС КАР” учредили для проката машин и транспортного обслуживания иностранных торговых делегаций. С советской стороны партнером стало автопредприятие Министерства внешэкономсвязей.

 

- А как пришла идея торговать машинами?

- Обслуживание делегаций в тот момент оказалось мало востребованным делом, и мы даже занялись продажей японской бытовой электроники. Но затем решили, что следует сосредоточиться на чем-то одном, и выбрали автомобили. Первый торговый зал открылся в ноябре 1992 г. там, где сейчас расположен “Тойота Центр Серебряный Бор” в Москве. Это был магазин “Мото-Ява”, где мы арендовали этаж. В том помещении и начали продавать новые автомобили Toyota и запчасти к ним. Но уже через три года ввели в строй второй комплекс – “Тойота Центр Битца”. Причем он стал первым в России торгово-техническим центром, построенным по специальному проекту дилерского центра. Он открылся весной 1996 г., но сейчас нуждается в реконструкции и расширении. Этим вопросом, кстати, мы занимаемся.

- А до того момента сервис был?

- Конечно. В первое время снимали два этажа в одном из таксомоторных парков. На одном осуществляли ремонт, техобслуживание, предпродажную подготовку, на другом разместили склад автомобилей.

- Какими автомобилями торговали в 90-х?

- Во-первых, только новыми. Во-вторых, был определен достаточно большой модельный ряд. В него вошли Corolla 90-й серии, Carina E, которую как раз начали делать для Европы, пользовались популярностью Hiace и Hilux. И, разумеется, бестселлер бренда Land Cruiser 80. Правда, столкнулись с проблемой спроса. С одной стороны, практически не было конкуренции, с другой – и людей, готовых отдать 15–20 тыс. долларов за новый автомобиль, тоже можно было чуть ли не по пальцам пересчитать. Поэтому вначале в основном работали с корпоративными клиентами.

- Первый проданный автомобиль помните?

- Помню. Это была Camry, которую Toyota Tsusho Corporation привезла на выставку в Москву. Вместе с ней на стенде представляли также две Corolla. С них и начались продажи автомобилей в ООО “СП БИЗНЕС КАР”.

 

- Построив центр в Битце, вы, по сути, обрекли себя на возведение современных центров в будущем.

- А другого пути не могло и быть, раз уж мы всерьез взялись за этот бизнес. Тем более что с 1999 по 2002 г. ООО “СП БИЗНЕС КАР” выполняло функции импортера продукции Toyota в России, ввозило машины для всех официальных дилеров. И тут ключевую роль сыграл наш “Тойота Центр Лосиный Остров”. Кроме шоу-рума и ремонтной зоны в нем располагался и централизованный склад запчастей. И именно этот центр впоследствии стал во многом образцом для формирования довольно жестких стандартов при открытии всех новых дилерских предприятий бренда в нашей стране. Это и величина торговых площадей, и высота потолков, и оформление различных зон, и сервисные мощности, включая наличие кузовного цеха. Так что не случайно дилерская сеть Toyota сейчас одна из самых сильных в России.

- И какое место в этой сети занимает “СП БИЗНЕС КАР”?

- Только в Москве у нас пять центров Toyota и четыре – Lexus. Еще пять центров открыли в разных регионах страны, причем самый “свежий” из них, в Краснодаре, принял первых клиентов буквально на днях, 9 сентября. Еще ряд проектов сейчас в разработке.

 

- Как вы приняли переход от дистрибьюции к чистому дилерству?

- Спокойно. Мы всегда понимали, что импорт – дело производителя и наша работа на этом участке – дело временное. Другой вопрос, что этот статус налагал особую ответственность. А поскольку мы по-прежнему остаемся крупнейшим дилерским холдингом японской корпорации в России, то к нам вполне справедливо и поныне предъявляются более высокие требования, чем ко многим другим дилерам.

 

- Если сравнить “СП БИЗНЕС КАР” с остальными дилерами бренда, в чем ваше преимущество?

- Для покупателей, прежде всего, хорошо то, что наша компания гарантирует стабильность. Предприятие большое, хорошо структурированное. Поэтому риски того, что с ним что-то случится и клиент останется без поддержки, сведены к минимуму. Кроме того, крупная компания имеет централизованные подразделения – маркетинг, финансовую, юридическую службу, IT-департамент, что позволяет оптимизировать многие затраты при высоком качестве услуг.

 

- Видимо, чтобы сполна оценить масштаб вашей компании, надо взглянуть на показатели ее работы за минувшие 20 лет?

- Да, действительно за все эти годы в наших центрах обслужено почти 1,4 млн автомобилей Toyota и Lexus, реализовано около 205 тыс. новых автомобилей. Рекордным для нас стал предкризисный 2008 г., когда мы продали более 34 тыс. единиц.

 

 

- А как пережили кризис?

- Провал по объемам продаж был существенный – сбыт снизился почти втрое. Тут, очевидно, сказалось и то, что компания “СП БИЗНЕС КАР” фактически монобрендовая. Тем не менее с точки зрения финансовой устойчивости ничего драматического не случилось. Дело в том, что мы развиваемся постепенно, практически не берем кредитов, все наши центры находятся в собственности фирмы. К тому же мы в тот момент сократили вакансии, упразднили часть малопродуктивных позиций, на два квартала заморозили выплату премий и бонусов. В итоге даже в очень тяжелом 2009 г. сработали с прибылью, пусть и не с такой большой, как в прежние годы. Кстати, благодаря этому мы не свернули, а лишь притормозили строительство новых объектов и теперь вводим их в строй в разных городах страны.

 

- Считаете ли вы эффективными программы поддержки клиентов?

- Приведу одну цифру: сейчас у нас действует почти полтора десятка подобных программ в области продаж, ремонта и сервиса, запчастей. И так – практически постоянно. Но гораздо важнее, что “СП БИЗНЕС КАР” стал пионером во многих подобных аспектах. Например, мы первыми в России еще в 2001 г. внедрили удаленное урегулирование страховых случаев, когда и страхование, и обслуживание контракта, включая оценку ущерба и направление на ремонт, производится прямо в дилерском центре. Одними из первых мы запустили также программу расширенной гарантии на 4–5-летние автомобили. И еще в конце 90-х начали проводить дни открытых дверей в своих торгово-технических центрах. Сейчас все эти приемы использует и большинство дилеров, и автопроизводители.

 

- Успех дилера во многом обусловлен квалификацией персонала. Какова ваша кадровая политика?

- Она сформировалась еще на первом этапе существования компании и базируется на нескольких принципах. Первое – в “СП БИЗНЕС КАР” можно прийти только один раз. Если человек увольняется, обратно его не возьмут, и все это знают. Второе – на ключевые должности назначаются люди не со стороны, а выросшие внутри компании. Мы убедились, что лучше, если человек прошел ряд позиций снизу, знает свою компанию и имеет стимул к росту. Третий принцип состоит в том, что действует мощная внутренняя система подготовки кадров. У нас есть свой учебный центр, есть также система аттестации и переаттестации сотрудников. О профессионализме наших специалистов говорит и тот факт, что в японской компании-импортере на ключевых позициях трудится немало выходцев из “СП БИЗНЕС КАР”.

 

 

Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Автор
Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Фото
Фото «СП БИЗНЕС КАР»

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 1