Леонид Кулагин
27 декабря 2012

Леонид Кулагин

Актер и режиссер

Начинал с «горбатого»

- Леонид Николаевич, вот уже много лет вы в сериале “Кулагин и партнеры”. Как вышло, что его главный герой – ваш полный тезка?

- Тут надо знать предысторию. Всего у меня около 80 художественных фильмов, и благодаря им многие меня давно знают в лицо. Но, подозреваю, не все знали по имени. Именно это, а также то, что до “Кулагина” меня шесть лет не было в Москве – уезжал в Брянск руководить местным ТЮЗом, – и сыграло свою роль. Когда рождался этот телепроект, его генеральный продюсер Василий Григорьев предположил: “А вдруг за это время вы действительно открыли адвокатскую контору? Люди вас помнят по различным лентам, доверяют”. Так и появился почти девять лет назад “адвокат” Леонид Кулагин.

- И как, народ поверил?

- Не то слово! К нам в группу приходят мешки писем, в которых целые пакеты переписки – с прокуратурой, с МВД. Просят помочь и искренне считают, что я могу это сделать. А мне в какой-то момент даже страшно стало от подобной известности: на самом деле ведь я ничего не могу предпринять. Как-то меня остановил на улице священнослужитель, извинился и поблагодарил за эту работу. Я же воспользовался возможностью, чтобы узнать, с чего вдруг такая популярность. И он ответил просто, но гениально: вы даете людям надежду. Вот это ощущение, что ты приносишь людям пользу, очень важно. Хотя возникает и другой вопрос: это ложь, а нужна ли ложь во спасение? Надо ли давать надежду, зная, что не сможешь помочь? И тут мне попались строки Беранже: “Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой”. Нельзя жить без надежды, если ее нет, то впереди мрак.

- Ну а какие-то дивиденды вы с этого имеете?

- Не скрою, бывает. Пошел как-то на строительный рынок со своим мастером, так он был поражен: и скидки мне везде предлагают, и без очереди, а если мелочовка – гвозди там, шурупы, то вообще просто так отсыпают. Кстати, и на дороге тоже помогает. Однажды долго стоял перед сплошным потоком, чтобы выехать с дублера Рязанки на проспект. Но как только приспустил стекло и выглянул, тут же машины встали, чтобы меня пропустить. В другой раз на МКАДе остановил инспектор ГИБДД за скорость – я вообще-то стараюсь ездить по правилам, но бывает, что и превышаю. Так вот, суровый такой подходит, в мою сторону даже не глядит. И только я собрался выйти из машины, как он узнал. Сразу же улыбка: “Леонид Николаевич, ну как же так? Вы уж поосторожнее!” Жаль, что на камеры это не распространяется (смеется). У меня дача по Дмитровскому шоссе, дорога там хорошая, но вся в радарах. Вот и приходят иногда “письма счастья”, плачу штрафы.

- А вы за рулем давно?

- Страшно подумать: права я получил 47 лет назад, в 1965 г., когда работал в Липецке. У меня был подаренный бабушкой “Запорожец”, еще “горбатый”. Он тогда стоил 2200 рублей. Я это запомнил, поскольку за свой второй фильм – “Дворянское гнездо”, который мы снимали почти год, – получил как раз такой же гонорар. Но вскоре мы переехали в Москву, машину я продал и почти три десятка лет за руль не садился.

- Когда же снова стали водить?

- Уже в Брянске, когда руководил там театром. Это была старенькая вазовская “семерка”, которую я купил за 1000 долларов. Ездил на ней в Москву и обратно, причем почти каждый раз там что-нибудь дымилось, перегревалось. Когда через год продал ее перед возвращением из Брянска, новый владелец решил поменять “резину”. Но домкрат просто пробил днище и вонзился внутрь салона – все было насквозь прогнившим. Тем не менее после этого я опять купил “Ладу”, на этот раз уже “девяносто девятую”.

- А с иномарками как “познакомились”?

- Следующим как раз стал Passat – шикарный, темно-синий, с “автоматом”. Я поначалу даже испугался сесть в него. Хорошая была машина, практически неубиваемая! Мне она досталась после трех лет эксплуатации, затем я ездил почти столько же, но даже следующий владелец автомобилем был очень доволен. Я же начал менять машины, хотя почти всегда покупал не новые, “трехлетки”. После Passat пересел в Audi A6, тут удовольствия было еще больше.

- То есть вы предпочитаете комфортные седаны?

- Так было до определенной поры. Я опасался внедорожников – они мне казались большими, неудобными. Но в какой-то момент все изменилось. То ли попробовал на съемках, то ли еще что-то, но я вдруг проникся и купил Nissan X-Trail, причем новый. Хотя в тот момент наслушался в разных передачах о нем всякого: и мотор ругали, и подвеску. Но я ездил на этом автомобиле много, к тому же по ухабам, на дачу, и он меня ни разу не подвел, все выдержал. Потом я его сыну передал, а себе взял Lexus RX300, который по заказу привезли из Америки. Тоже, кстати, “трехлетку” с неплохим пробегом. Езжу на нем четвертый год, проблем никаких. Масла не доливаю ни грамма, а когда через 10 тыс. пробега меняю, то оно прозрачное, даже не темнеет.

- Наверное, на съемках фильмов тоже доводилось ездить?

- Часто. Причем в своих первых лентах я много скакал на лошади, а потом так же много управлял машиной. Был даже забавный случай. В фильме “Следствием установлено”, снятом в 70-х годах на Рижской киностудии, таксист-преступник бегал от милиционеров, которых играли Гунарс Цилинский и Вия Артмане. Для съемок перекрыли шоссе, ведущее в аэропорт Риги, – дороги там уже тогда были прекрасные, как на Западе. И вот я сижу за рулем “Волги”, скорость приличная, причем по-настоящему, без монтажа. У меня обрез. Беру его двумя руками и, бросая руль, высовываюсь из окна, чтобы отстреливаться. Зрители потом заметили эту несуразность, спрашивали: а как же машина, сама ехала? В действительности на полу лежал владелец этой “Волги”, и в этот момент жал на педали и держал руль.

- И в других случаях гоняли без дублеров?

- Да, и, к счастью, без особых приключений. Разве что в Ялте, помнится, снимались на горных серпантинах. Я, в принципе, близорукий и всегда в очках, но в кадре был без них. И, соответственно, ездил так же. Несемся по дороге, в машине оператор и его помощник. Наконец снялись в этих виражах, едем обратно, а я машинально достаю очки и надеваю их. Оператор ошарашенно: что это? Отвечаю: я ведь плохо вижу. Надо было видеть его лицо… Кстати, съемки очень расслабляют. Ты знаешь, что дорога перекрыта и контролируется, все просчитано. И вот это “все могу” незаметно переходит в реальную жизнь, начинаешь лихачить, валять дурака за рулем. Сколько раз замечал: выезжаешь с площадки – и на “газ”, машина ведь мощная. И тут же на дороге какая-нибудь авария. Вот тогда сразу себя осаживаешь. Тем более что сам хамство на дорогах ненавижу. Впрочем, кто его любит?

- А есть что-либо, что как автомобилиста вас радует?

- Мне нравится, что сейчас, по крайней мере в Москве, стали пропускать пешеходов. Значит, психология наших водителей меняется, и это уже мне дает надежду на лучшее.

Досье

Леонид Кулагин родился в 1940 г. в городе Киренск Иркутской области. Детство и юность провел в Горьком (ныне Нижний Новгород), где и окончил студию при местном драматическом театре. Впоследствии работал в театрах Горького, Читы, Ярославля, Липецка, Брянска, Москвы. В кино снимается с 1967 г., на счету актера множество разнообразных ролей – играл средневековых рыцарей, дворян, советских и немецких генералов, милиционеров и преступников, ученых, инженеров... Имеет на своем счету ряд режиссерских работ в театре и кино, написал сценарий к фильму “Волчицы”. За роль в спектакле “Берег” в 1978 г. был удостоен Государственной премии РСФСР им. Станиславского, а в 1986 г. Леониду Кулагину присвоено звание народного артиста РСФСР.

Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Автор
Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Фото
фото из архива Леонида Кулагина

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9