Леонид Кулагин
27 декабря 2012

Леонид Кулагин

Актер и режиссер

Начинал с «горбатого»

- Леонид Николаевич, вот уже много лет вы в сериале “Кулагин и партнеры”. Как вышло, что его главный герой – ваш полный тезка?

- Тут надо знать предысторию. Всего у меня около 80 художественных фильмов, и благодаря им многие меня давно знают в лицо. Но, подозреваю, не все знали по имени. Именно это, а также то, что до “Кулагина” меня шесть лет не было в Москве – уезжал в Брянск руководить местным ТЮЗом, – и сыграло свою роль. Когда рождался этот телепроект, его генеральный продюсер Василий Григорьев предположил: “А вдруг за это время вы действительно открыли адвокатскую контору? Люди вас помнят по различным лентам, доверяют”. Так и появился почти девять лет назад “адвокат” Леонид Кулагин.

- И как, народ поверил?

- Не то слово! К нам в группу приходят мешки писем, в которых целые пакеты переписки – с прокуратурой, с МВД. Просят помочь и искренне считают, что я могу это сделать. А мне в какой-то момент даже страшно стало от подобной известности: на самом деле ведь я ничего не могу предпринять. Как-то меня остановил на улице священнослужитель, извинился и поблагодарил за эту работу. Я же воспользовался возможностью, чтобы узнать, с чего вдруг такая популярность. И он ответил просто, но гениально: вы даете людям надежду. Вот это ощущение, что ты приносишь людям пользу, очень важно. Хотя возникает и другой вопрос: это ложь, а нужна ли ложь во спасение? Надо ли давать надежду, зная, что не сможешь помочь? И тут мне попались строки Беранже: “Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой”. Нельзя жить без надежды, если ее нет, то впереди мрак.

- Ну а какие-то дивиденды вы с этого имеете?

- Не скрою, бывает. Пошел как-то на строительный рынок со своим мастером, так он был поражен: и скидки мне везде предлагают, и без очереди, а если мелочовка – гвозди там, шурупы, то вообще просто так отсыпают. Кстати, и на дороге тоже помогает. Однажды долго стоял перед сплошным потоком, чтобы выехать с дублера Рязанки на проспект. Но как только приспустил стекло и выглянул, тут же машины встали, чтобы меня пропустить. В другой раз на МКАДе остановил инспектор ГИБДД за скорость – я вообще-то стараюсь ездить по правилам, но бывает, что и превышаю. Так вот, суровый такой подходит, в мою сторону даже не глядит. И только я собрался выйти из машины, как он узнал. Сразу же улыбка: “Леонид Николаевич, ну как же так? Вы уж поосторожнее!” Жаль, что на камеры это не распространяется (смеется). У меня дача по Дмитровскому шоссе, дорога там хорошая, но вся в радарах. Вот и приходят иногда “письма счастья”, плачу штрафы.

- А вы за рулем давно?

- Страшно подумать: права я получил 47 лет назад, в 1965 г., когда работал в Липецке. У меня был подаренный бабушкой “Запорожец”, еще “горбатый”. Он тогда стоил 2200 рублей. Я это запомнил, поскольку за свой второй фильм – “Дворянское гнездо”, который мы снимали почти год, – получил как раз такой же гонорар. Но вскоре мы переехали в Москву, машину я продал и почти три десятка лет за руль не садился.

- Когда же снова стали водить?

- Уже в Брянске, когда руководил там театром. Это была старенькая вазовская “семерка”, которую я купил за 1000 долларов. Ездил на ней в Москву и обратно, причем почти каждый раз там что-нибудь дымилось, перегревалось. Когда через год продал ее перед возвращением из Брянска, новый владелец решил поменять “резину”. Но домкрат просто пробил днище и вонзился внутрь салона – все было насквозь прогнившим. Тем не менее после этого я опять купил “Ладу”, на этот раз уже “девяносто девятую”.

- А с иномарками как “познакомились”?

- Следующим как раз стал Passat – шикарный, темно-синий, с “автоматом”. Я поначалу даже испугался сесть в него. Хорошая была машина, практически неубиваемая! Мне она досталась после трех лет эксплуатации, затем я ездил почти столько же, но даже следующий владелец автомобилем был очень доволен. Я же начал менять машины, хотя почти всегда покупал не новые, “трехлетки”. После Passat пересел в Audi A6, тут удовольствия было еще больше.

- То есть вы предпочитаете комфортные седаны?

- Так было до определенной поры. Я опасался внедорожников – они мне казались большими, неудобными. Но в какой-то момент все изменилось. То ли попробовал на съемках, то ли еще что-то, но я вдруг проникся и купил Nissan X-Trail, причем новый. Хотя в тот момент наслушался в разных передачах о нем всякого: и мотор ругали, и подвеску. Но я ездил на этом автомобиле много, к тому же по ухабам, на дачу, и он меня ни разу не подвел, все выдержал. Потом я его сыну передал, а себе взял Lexus RX300, который по заказу привезли из Америки. Тоже, кстати, “трехлетку” с неплохим пробегом. Езжу на нем четвертый год, проблем никаких. Масла не доливаю ни грамма, а когда через 10 тыс. пробега меняю, то оно прозрачное, даже не темнеет.

- Наверное, на съемках фильмов тоже доводилось ездить?

- Часто. Причем в своих первых лентах я много скакал на лошади, а потом так же много управлял машиной. Был даже забавный случай. В фильме “Следствием установлено”, снятом в 70-х годах на Рижской киностудии, таксист-преступник бегал от милиционеров, которых играли Гунарс Цилинский и Вия Артмане. Для съемок перекрыли шоссе, ведущее в аэропорт Риги, – дороги там уже тогда были прекрасные, как на Западе. И вот я сижу за рулем “Волги”, скорость приличная, причем по-настоящему, без монтажа. У меня обрез. Беру его двумя руками и, бросая руль, высовываюсь из окна, чтобы отстреливаться. Зрители потом заметили эту несуразность, спрашивали: а как же машина, сама ехала? В действительности на полу лежал владелец этой “Волги”, и в этот момент жал на педали и держал руль.

- И в других случаях гоняли без дублеров?

- Да, и, к счастью, без особых приключений. Разве что в Ялте, помнится, снимались на горных серпантинах. Я, в принципе, близорукий и всегда в очках, но в кадре был без них. И, соответственно, ездил так же. Несемся по дороге, в машине оператор и его помощник. Наконец снялись в этих виражах, едем обратно, а я машинально достаю очки и надеваю их. Оператор ошарашенно: что это? Отвечаю: я ведь плохо вижу. Надо было видеть его лицо… Кстати, съемки очень расслабляют. Ты знаешь, что дорога перекрыта и контролируется, все просчитано. И вот это “все могу” незаметно переходит в реальную жизнь, начинаешь лихачить, валять дурака за рулем. Сколько раз замечал: выезжаешь с площадки – и на “газ”, машина ведь мощная. И тут же на дороге какая-нибудь авария. Вот тогда сразу себя осаживаешь. Тем более что сам хамство на дорогах ненавижу. Впрочем, кто его любит?

- А есть что-либо, что как автомобилиста вас радует?

- Мне нравится, что сейчас, по крайней мере в Москве, стали пропускать пешеходов. Значит, психология наших водителей меняется, и это уже мне дает надежду на лучшее.

Досье

Леонид Кулагин родился в 1940 г. в городе Киренск Иркутской области. Детство и юность провел в Горьком (ныне Нижний Новгород), где и окончил студию при местном драматическом театре. Впоследствии работал в театрах Горького, Читы, Ярославля, Липецка, Брянска, Москвы. В кино снимается с 1967 г., на счету актера множество разнообразных ролей – играл средневековых рыцарей, дворян, советских и немецких генералов, милиционеров и преступников, ученых, инженеров... Имеет на своем счету ряд режиссерских работ в театре и кино, написал сценарий к фильму “Волчицы”. За роль в спектакле “Берег” в 1978 г. был удостоен Государственной премии РСФСР им. Станиславского, а в 1986 г. Леониду Кулагину присвоено звание народного артиста РСФСР.

Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Автор
Андрей Безверхов, главный редактор журнала "Автопанорама"
Фото
фото из архива Леонида Кулагина

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 0 6 9