Дмитрий Европин
24 января 2013

Дмитрий Европин

главный редактор портала MotorPage.ru

Не подарок!

Декабрь – время подводить итоги. Не сомневаюсь, что на макроуровне недостатка в аналитике не будет: эксперты выложат статистику, объемы продаж, озвучат прогнозы на следующий год... Но мне хотелось бы сегодня поговорить о том, что редко привлекает внимание автомобильных экспертов, – о семейном бюджете.

В конце года все мы оцениваем, насколько финансово успешным он был, удалось ли что-то скопить, добиться стабильности, строим планы на будущее, испытываем определенные ожидания. Если совокупная оценка оказывается положительной, стараемся поощрить себя, сделать к Новому году хорошие подарки близким. Это естественно, так происходит во всем мире. Но у нас дарить всякие милые пустяки в красивой обертке, в отличие от просвещенной Европы, как-то не принято. Жевательную резинку в коробочке с мишурой (помните рекламу?) могут принять и за оскорбление. Подарок обязан быть весомым, полезным и относительно дорогим! Относительно ожиданий, разумеется. Потому-то даже без всяких скидок в России традиционно взлетают под Новый год объемы продаж всевозможной дорогой электроники, бытовой техники, мебели и предметов роскоши.

Помню, как мы обсуждали несколько лет назад этот феномен с моим испанским приятелем. Он удивлялся тогда нашей готовности покупать топовые модели всевозможных гаджетов за любые деньги. Справедливости ради надо сказать, что в последние несколько лет российский бизнес и практику распродаж начал осваивать, но не потому, что без этого не купят, а чтобы покупали еще больше. Да и предлагают у нас часто не реальную скидку, а бонус на карту, что-нибудь ненужное в нагрузку и т.д.

Самый вожделенный подарок к Новому году – это, конечно же, автомобиль. И если по итогам 10–11 месяцев образуется достаточная сумма или если даже ее нет, но есть ожидания, что в будущем году доходы вырастут, россияне идут в автосалон, чтобы порадовать себя покупкой за наличные или в кредит. Но так ли хорош этот подарок?

С моей точки зрения, подарок должен быть полезным и необременительным в использовании. Он должен хоть чуть-чуть, но способствовать росту качества жизни. Как-то мне подарили роскошный фотопринтер, и он уже давно пылится на шкафу, поскольку очень быстро выяснилось, что его надо постоянно “кормить” дорогой фотобумагой, а комплект картриджей стоит как он сам. А что же автомобиль? Не становится ли и этот подарок такой же обременительной игрушкой?

Вообще-то считается, что автомобиль должен повышать качество жизни владельца. Спорить с этим бессмысленно, поскольку свобода перемещения, независимость от расписания общественного транспорта, собственное индивидуальное пространство, комфорт, отсутствие необходимости мерзнуть зимой или мокнуть под дождем – это безусловное благо. Но не следует забывать, что справедливо все это будет лишь в том случае, если обслуживание машины не ложится тяжелым бременем на семейный бюджет, если свобода передвижения не ограничивается отсутствием дорог и т.д.

Прежде всего надо определиться со стоимостью эксплуатации автомобиля хотя бы в первый год после покупки. Конечно, все индивидуально, но давайте возьмем одну из самых популярных на российском рынке и в то же время недорогих в обслуживании моделей – Hyundai Solaris.

Предположим, у нас автомобиль с двигателем 1,4 л, а пробег за год составляет 15 тыс. км. Стоимость владения складывается из топлива – на это мы потратим около 30 тыс. рублей, страховки каско (43 тыс. рублей) и ОСАГО (4750 рублей), технического обслуживания – 3600 рублей, транспортного налога – 2140 рублей, комплекта зимних шин – 12 тыс. рублей, омывающей жидкости – 4700 рублей, периодической мойки – 8400 рублей (калькуляция рассчитана для Москвы и с известной долей усреднения). Итого – 108,5 тыс. рублей в год, или 9500 в месяц.

Большинство автомобилей стоимостью около 500 тыс. рублей будет обходиться своим владельцам в сопоставимые деньги. Увеличение изначальной стоимости машины практически всегда ведет к росту затрат. Автомобиль за 1–2 млн рублей будет в среднем обходиться уже в 15–20 тыс. Машины представительского класса, изначальная стоимость которых переваливает за 3 млн, – в 25–30 тыс. При этом парадокс: авто всего за 300 тыс., как показывает практика, эксплуатационных расходов не снижает. Многие модели низшего ценового сегмента проигрывают тому же Solaris по стоимости 1 км пробега.

Это, кстати, очень интересный показатель, который легко рассчитать, если разделить пробег на сумму, складывающуюся из стоимости автомобиля и совокупных расходов на эксплуатацию за год. Как правило, у автомобилей low cost стоимость километра оказывается в диапазоне 6–10 рублей. То есть поездка на работу и обратно в крупном городе (если считать средним дневным пробегом 30 км) обходится в сумму от 180 до 300 рублей. Для сравнения: тот же маршрут на общественном транспорте в худшем случае (с четырьмя поездками на автобусе и двумя на метро) обойдется в 168 рублей.

Если задуматься и сравнить наши затраты на содержание автомобиля с затратами на содержание квартиры, то в большинстве случаев получится, что жилье обходится нам дешевле. Вот и выходит, что автомобиль – очень дорогой в эксплуатации подарок. И что еще хуже – неожиданно дорогой!

В Европе при кредитовании физических лиц существуют общепринятые нормативы по кредитным лимитам. Как правило, это 65% годового дохода для высокодоходных групп населения и 50% – для низкодоходных. Грань, после которой человек оказывается не в состоянии обслуживать свои обязательства, – 100% годового дохода.

На это можно ориентироваться и при оценке своих возможностей содержать автомобиль. По данным официальной статистики, средняя зарплата в Москве составляет около 50 тыс. рублей в месяц, в целом по стране – 22 тыс. рублей. То есть содержание автомобиля даже низшего ценового сегмента, если к затратам на него добавить еще ряд обязательных ежемесячных платежей, оказывается большинству россиян не по карману. И совсем уж запредельной становится финансовая нагрузка для тех, кто, располагая доходами, близкими к среднестатистическим, решается на приобретение автомобиля в кредит.

Для Москвы есть и еще один фактор, позволяющий усомниться в том, что автомобиль станет хорошим подарком. В конце октября на конференции AutoRetail Russia мне довелось послушать выступление председателя правления ГK “АвтоСпецЦентр” Александра Спарре, который в числе прочего поделился оценкой перспектив продаж автомобилей на столичном рынке. Он заметил, что в Москве количество автомобилей уже достигает 480 единиц на каждую тысячу жителей, а протяженность дорог – только 4 км на ту же тысячу. То есть для каждого автомобиля имеется всего 8 м свободного дорожного полотна! Потому и нет у уважаемого эксперта надежд на продолжение бурного роста рынка и дальнейшее увеличение автомобилизации.

Автомобиль больше не способствует росту качества жизни – свобода передвижения оборачивается только стоянием в бесконечных пробках. И каким бы комфортным он ни был, часы в водительском кресле приводят лишь к застойным явлениям в органах малого таза.

Вот только понимают ли потенциальные покупатели, что автомобиль перестал быть хорошим подарком? Увы, не многие из нас, собираясь купить машину, задумываются обо всех этих аспектах, они кажутся нам слишком абстрактными. До сих пор в России нет культуры планирования семейного бюджета на долгосрочную перспективу, да и привычки считать и сопоставлять факты тоже нет. Это своего рода рыночный инфантилизм. Попробуйте дать восьми-десятилетнему ребенку в детском магазине определенную сумму денег в полное распоряжение, скажите, что это все деньги на месяц вперед, и посмотрите, что получится.

Отсюда многие наши беды: рост просроченной задолженности по кредитам, незастрахованные автомобили, летняя “резина” на льду, пробки на дорогах и т.д. Нам кажется, что мы получаем хорошую зарплату и многое можем себе позволить, что прибавка к жалованию на 10%, которую нам обещал босс на следующий год, позволит обслуживать кредит, который мы оформляем сегодня на сумму, превышающую наш годовой доход. Что достаточно прийти в автосалон и единовременно потратить деньги на покупку машины, а потом можно будет три-пять лет наслаждаться жизнью…

Все это – иллюзии, опасные, разрушительные, делающие нас несчастными… Но как же сложно от них отказаться! 

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 4