Леонид Айзикович
16 мая 2013

Леонид Айзикович

Руководитель проекта Авто Mail.Ru

«Профессионал свое мнение не навязывает, но выводы делает»

В мае 2013 года в России будет впервые вручаться новая профессиональная автомобильная премия ТОП-5 АВТО. Победителей в пяти номинациях определит жюри, в которое вошли независимые эксперты, журналисты и обозреватели, из наиболее авторитетных российских автомобильных СМИ. О новой премии, ее востребованности и значении для российского автомобильного рынка мы беседуем с руководителем проекта Авто Mail.Ru, Леонидом Айзиковичем.

- Не секрет, что у нас есть своя премия – «Лучшее авто по версии рунета». Это достаточно массовая народная история, в которой участвуют более двухсот тысяч наших пользователей. Редакция же может выразить свое мнение только в номинации «Выбор редакции» - мы выбрали всего один автомобиль из 300 представленных.
Премия ТОП5 АВТО –  это совсем другое. Это профессиональное мнение авторитетных в автожурналистике и в автобизнесе людей, к мнению которых нужно прислушиваться. Думаю, в дальнейшем интерес именно к профессиональному мнению будет расти. Если посмотреть на успехи премий типа «Европейский автомобиль года», «Мировой автомобиль года» и так далее, где победителей выбирают профессионалы, то нетрудно заметить, что эти премии имеют не только большую историю, но и большой авторитет, большое значение для рынка.

- То есть, российский рынок уже созрел для появления такой национальной профессиональной премии?

- Ну, начинать-то когда-то надо. «World car of the year» тоже когда-то проходила в первый раз, и тоже, наверное, у многих возникали вопросы: зачем это все, кто все эти люди? Мне кажется, что интерес к более-менее профессиональным изданиям и профессиональным авторам сейчас растет.
У нас был период всплеска вольной автомобильной журналистики, когда писали все и обо всем. Люди в своих небольших блогах писали заметки, десятками открывались и закрывались совсем крошечные интернет-издания. Не хочу сказать о них ничего плохого, но все же есть авторитеты в этой области. И с этой точки зрения, правильным шагом организаторов ТОП-5 АВТО был выбор председателя жюри, - Александра Александровича Пикуленко. Это человек, чей авторитет, наверное, не подлежит сомнению. Это человек с колоссальным опытом работы, который имеет вполне обоснованную точку зрения, и ему можно доверять. Это залог будущего отношения к премии и ее востребованности на рынке.

- Профессиональное сообщество в российской автомобильной журналистике уже сформировалось?

- Нет, еще рано говорить о том, что оно сформировано. Оно все еще формируется. Но процесс есть, и это хорошо, вектор направлен в нужном направлении, хотя до финала еще далеко.
Когда речь заходит о процессах формирования профессионального сообщества в автожурналистике, я всегда вспоминаю старую шутку про английский газон: «Как вырастить качественный газон? - Очень просто: поливаешь, стрижешь, и так – 300 лет!». Этот процесс займет еще немало времени. Постепенно появляются имена, которые уже воспринимаются аудиторией независимо от того издания, где человек работают. Крупные переходы между изданиями редки, как правило, люди работают на одном месте долго, но все равно их уже воспринимают как конкретных людей с именем, а не как журналистов того или иного издания. Это имена людей, которые своими публикациями доказали свой авторитет. Если человек ездил на десятках и сотнях автомобилей и помнит о том, как это, знает хорошо материальную часть, не допускает грубых ошибок, и рассказывает обо всем этом доступно и интересно, а главное полезно, его будут знать! Если информация действительно полезна, она откладывается в памяти: вот едешь на автомобиле и помнишь, что писал о нем в каком-то издании такой-то человек. И если ощущения совпадают или не совпадают, то в следующий раз ты будешь доверять или не доверять этому автору и изданию. Вот так постепенно год за годом, выпуск за выпуском авторитет растет. Тут важен естественный отбор.

- Выращивание английского газона – это строго регламентированный процесс. У нас же в автомобильной журналистике практически нет формальных признаков профессионализма. Даже людей с журналистским образованием абсолютное меньшинство. Так и должно быть?

- Сложно сказать. На мой взгляд, профессионалов, которые действительно являются Профессионалами с большой буквы, всегда видно. Это внутренняя культура написания статьи, это язык, это уровень знания техники. Конкретно на автожурналистов нигде не учат, и даже профильные институты не обеспечат всей современной базы знаний. Но, с другой стороны, журналистское образование, наверное, было бы для многих большим плюсом.

- Для Вас, как руководителя издания, наличие журналистского образования у Ваших авторов важно?

- Нет. Ни Вадим Гагарин, ни Виталий Кабышев, ни Денис Смольянов журфак не заканчивали. Вадим, и Виталий имеют профессиональное техническое образование (МАДИ и МАИ), это обеспечивает им хорошую базу, бэкграунд, фон, дающий право писать что-то вольное от себя.
Наверное, журфак был бы полезен в плане опыта написания статей, но мне кажется, это больше была бы история не про тест-драйвы, а про репортажи, про острые социальные темы.

- А главное для автожурналиста – это высказать собственное мнение об автомобиле или донести до читателя максимально объективную информацию?

- Что такое собственное мнение? Собственное мнение о дизайне, – наверное, не важно, потому что дизайн каждый выбирает сам для себя. Собственное мнение об управляемости автомобиля? Допустим…
Можно долго рассуждать об управляемости, например, Hyundai Solaris, но читатели не поймут, потому что это мало кому важно. Но в то же время, имея определенный опыт вождения, можно заметить те самые проблемы с задней подвеской, которые преследовали Solaris в начале его жизни на конвейере. Не многие, кстати, об этом написали тогда.
С другой стороны, и просто пересказывать технические характеристики смысла нет!

- Можно объяснить, чем продиктованы те или иные особенности поведения автомобиля на дороге, например.

- Мы действительно склоняемся к большей информативности. Свое мнение в стиле «я бы купил» или «я бы не купил» - не навязываем, но какие-то выводы, конечно, делаем. Что более предпочтительно, что менее предпочтительно, - особенно, когда дело касается сравнительных тестов. Но опять же, мы стараемся предоставить читателю максимум информации, чтобы вывод сделал он сам. Ездить-то он будет!
Навязывать свой выбор нельзя, журналист должен действительно донести информацию качественно и выразить не свое личное, а свое экспертное мнение, дать оценку.

- До сих пор на российском рынке были либо потребительские автомобильные премии, либо «собственные» разных изданий. В случае потребительской премии выбор эмоционален. В случае конкретной редакции всегда есть место подозрениям в ангажированности. Но если выбор делают профессионалы из разных СМИ, чем они должны руководствоваться в своем выборе, какие критерии оценки наиболее значимы?

- Это должна быть взвешенная, усредненная оценка уместности позиции автомобиля на рынке с учетом всего: начиная от целевой аудитории и заканчивая ценой и тем же дизайном. Понятно, что на рынке Audi A3 не конкурирует с Honda Civic, но в то же время по их месту на рынке, по обоснованности лидирующих позиций в своих классах они вполне могут быть в рамках премии на одной доске, в одной номинации. В ТОП-5 АВТО выбрано пять номинаций. Если бы мы хотели сопоставлять ближайших конкурентов, то номинаций должно было бы быть двадцать, - и все равно будут говорить, что какой-то автомобиль необоснованно попал в ту или иную номинацию. Здесь же выбор делается по другим принципам. Это оценка профессионального жюри того, насколько этот автомобиль является на рынке значимым явлением. Насколько его появление за отчетный год было интересно, полезно, насколько автомобиль перспективен (не в абсолютных цифрах продаж, а в своем сегменте).

- То есть, Вы поддерживаете организаторов премии в их решении сделать именно пять номинаций?

- Безусловно. Просто нужно донести до читателя мысль, что в ТОП-5 АВТО мы не проводим качественное сравнение машин друг с другом, и не советуем, что купить. Попадание того или иного автомобиля в шорт-лист говорит о том, что профессиональное жюри лишь рекомендует обратить на них внимание. Если Вы выбираете, например, между Honda Civic и какой-то близкой по цене и характеристикам машиной из этой же номинации, то тогда мы рекомендуем действительно обратить внимание на Honda Civic.

- Тройка финалистов в категории «Внедорожники» ТОП-5 АВТО – это Opel Mokka, Mercedes ML и Range Rover. Если бы Вам, как профессионалу, надо было аналитически выбрать и проголосовать за один из этих автомобилей, то каким бы был Ваш выбор и почему?

- Я бы, внимательно посмотрев на эти автомобили, отметил бы для себя, прежде всего, выход Opel в новый сегмент. Третье поколение М-класса – тоже серьезная заявка на победу, автомобиль много приобрел. Но Rangе Rover по уровню, по технологичности, по количеству инноваций, наверное, будет впереди. Полный переход на алюминиевый кузов, работа с дизайном и со стилем – наверное, я бы проголосовал за него.

- С Вашей точки зрения, это наиболее значимый автомобиль для российского рынка?

- Не то, чтобы для рынка, понятно, что Mokka будет продаваться в больших объемах, чем Rangе Rover, но как явление, как событие – наверное, да.

- В жюри в этом году двадцать два человека. Для профессиональной премии российского журналистского сообщества это оптимальный состав, или членов жюри должно быть существенно больше?

- Я думаю, что количество оптимально, нет смысла делать состав шире. Сейчас в жюри есть представители от всех ведущих изданий в каждой отрасли (пресса, Интернет, радио, телевидение). Мне кажется, этого достаточно для формирования объективного взгляда.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

4 3 4 3