Автомобиль перестает быть просто средством передвижения. Теперь он пытается стать человеку другом, домашним животным и духовным наставником в одном лице. Нынешнее Токийское моторшоу прошло под знаком коммуникативности между людьми и машинами.
Твой друг – автомобиль
Пока это направление лишь в самом начале своего развития, но отдельные концептуальные разработки, представленные в Токио, уже умеют определять настроение водителя, пытаются его расслабить или рассмешить. Возможны и другие пути воздействия: насыщение воздуха в салоне дополнительными порциями кислорода, настройка органов управления под конкретное душевное состояние сидящего за рулем человека.. Похоже, в скором времени не автомобилист будет подстраиваться под машину, а наоборот.
Другая (и ставшая уже традиционной для представленных в Токио перспективных образцов) тенденция – кардинальное сокращение расхода топлива и уменьшение вредных выбросов в атмосферу. Гибридные силовые установки стали обязательным явлением в экспозиции большинства фирм, в то же время автопроизводители не обходят вниманием и чисто электрические машины. Заметно небольшое охлаждение к дорогостоящим силовым установкам, работающим на топливных элементах. Пока на пути внедрения таких источников энергии слишком много препятствий, и главное из них – необходимость создания совершенно новой структуры заправок, способных заряжать машины водородом. Сейчас автомобильные компании отдают предпочтение технологиям менее затратным и обещающим быструю отдачу в недалеком будущем. К примеру, на стендах было удивительно большое для Токийской выставки количество дизельных моделей, которые до последнего времени оставались невостребованными на японском рынке. Теперь появилась масса перспективных дизельных разработок, отвечающих самым строгим экологическим нормам.
Но в борьбе за экологию и душевное равновесие водителя японские автомобильные компании не забывают о главном – они способны сделать привлекательной любую модель, как простенький компакт, так и сверхмощный суперкар, о котором будут слагать легенды. Читайте и о тех, и о других на следующих страницах.
Пиво. Вторая порция
“Nissan” продолжает эксплуатировать столь приятную для русского уха тему. Концепткар “Pivo 2” является логическим продолжением разработки двухлетней давности с аналогичным названием, которая теперь получила множество новых систем.
ОБЩАЯ идея осталась той же – сверхкомпактный городской автомобильчик, снабженный вращающейся пассажирской капсулой. Отсюда, кстати, и название – от английского слова “Pivot” (вращаться). Такое решение делает понятия езды вперед и назад совершенно устаревшими. Потому что на “Pivo”, развернув кабину, можно спокойно ехать в любом направлении.
“Pivo 2” стал еще хитрее. Теперь он способен передвигаться даже боком, ведь каждое его колесо вынесено в отдельный корпус, снабжено отдельным электромотором и может свободно поворачиваться под углом 90 градусов. Чертовски удобно при тесной парковке. Тем более что выходить на тротуар можно прямо из “носа” пассажирского отделения. Дверь у “Pivo 2” сделана на манер знаменитой “Isetta” 50-х годов в передней стенке кабины. Руль, педали и приборы отъезжают в сторону вместе со створкой, поэтому ничто не мешает высаживаться из машины. Никаких связывающих органы управления механических тяг и валов нет – все сигналы передаются исполняющим механизмам по проводам.
Трехместная кабина способна вращаться вокруг собственной оси, предоставляя неограниченные возможности при маневрировании.
Одна-единственная дверь устроена в передней стенке салона.
Кроме того, колеса “Pivo 2” обрели еще одну степень свободы – горизонтальную. К примеру, когда автомобиль разгоняется, задняя пара колес немного смещается назад, чтобы обеспечить дополнительную устойчивость при наборе скорости. Примерно то же самое происходит с передними колесами во время торможения – они вытягиваются вперед, словно руки человека, который не хочет удариться лицом о землю при падении. В повороте происходит другая метаморфоза – автомобиль увеличивает базу с внешней стороны виража, чтобы противостоять опрокидыванию, в то же время внутренние колеса приближаются друг к другу для уменьшения радиуса поворота.
А еще “Pivo 2” способен общаться с водителем при помощи системы “Robotic Agent”. Это своеобразный электронный собеседник и надсмотрщик в одном лице. Посланник электронного разума, внедренный в автомобильный салон. Выглядит он весьма забавно. На передней панели прямо под лобовым стеклом сидит этакая электронная голова с двумя глазами, которая способна вращаться и даже кивать в знак согласия. Она умеет здороваться; спрашивать, как дела; подсказывать, что надо сделать для активизации той или иной функции, а также выполнять разнообразные задания. К примеру, найти магазин с помощью cистемы навигации. Заодно с помощью встроенных камер киберголова оценивает состояние водителя и, если тот не в духе, будет пытаться развеселить его шутками. Причем, как говорят создатели машины, этот электронный агент настолько умен, что двух одинаковых анекдотов, по крайней мере в один день, рассказывать не станет.