Автомобильная индустрия инерционна и не позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Означает ли это, что бизнес-логика автопроизводителей заключается исключительно в реагировании на уже реализовавшиеся риски?
На автомобильном рынке не редки ситуации, когда производители переоценивают или недооценивают потенциал рынка, и в результате возникает либо дефицит, либо затоваривание. Иногда под влиянием изменения валютных курсов производители вынуждены поднимать цены на свою продукцию. Традиционное объяснение таким явлениям – автомобильная индустрия инерционна и не позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Но означает ли это, что бизнес-логика автопроизводителей заключается исключительно в реагировании на уже реализовавшиеся риски?
О возможных угрозах на автомобильном рынке и способах реагирования на них порталу MotorPage.ru рассказал управляющий директор Chevrolet Россия и СНГ, Александр Мигаль.
- В России действуют законы рыночной экономики, которые одинаковы для любой страны, поэтому принципиальных функциональных различий между российским и каким-либо иным рынком не существует. Можно говорить о том, что некоторые виды рисков более явно выражены в нашей стране, какие-то в иных странах. Как пример можно привести валютные риски, причем не только изменения курса рубль – евро или рубль – доллар, но и сложносоставные валютные риски в случае, если производство автомобилей находится не на территории России.
- Рыночные колебания, как таковые, предупредить невозможно, как невозможно управлять движением волн на море. Движения рынка - это естественный процесс в котором нужно работать, выстроив долгосрочную стратегию и адаптируя ее к краткосрочным флюктуациям.
Рассмотрим проблему прогнозирования объема рынка. При составлении прогноза необходимо учитывать, в том числе структурные изменения (тренды сегментов рынка), изменения в поведении потребителей, изменения в стоимости ведения бизнеса, юридические изменения и т.д. То есть, необходимо проанализировать комплекс условий, непосредственно влияющих на рыночную ситуацию в данной конкретной стране. Просчитать заранее некоторые из изменений иногда не представляется возможным, например скорость введения и эволюцию налога на роскошь для автомобилей.
И это необходимо делать на фоне общемировых трендов, поскольку Россия является частью мировой экономики. На основе выводов формируются индивидуальные рекомендации к дальнейшему развитию бизнеса.
Таким образом, предупреждение рыночных колебаний - это разработка на локальном уровне нескольких сценариев поведения в зависимости от изменений рыночной ситуации в ту или иную сторону.
- Все зависит от конкретной ситуации конкретного производителя. Локализация производства в России помогает хеджировать валютные и логистические риски, потому что позволяет быстрее реагировать на внезапные изменения тренда.
Инструменты едины для всех, вопрос скорее о своевременности и продуманности их применения рыночными игроками.
Организационные возможности - это скорее вопрос о возможностях поставщиков, которые готовы или не готовы поставлять нужный товар в нужно объеме, в нужные сроки и т.п. Каждый решает этот вопрос индивидуально.
- Этот вопрос носит скорее риторический характер.
Да, это направление целесообразно, необходимо и должно развиваться. Невозможно вести успешную коммерческую деятельность без выработки и постановки стратегических целей. Достижение этих целей невозможно без понимания природы рисков данного конкретного рынка и без выработки плана по хеджированию возможных рисков. Это одна из основных задач менеджмента любой компании в любой стране.