Женщины – существа особенные. Автомобили для них – тоже. Яркий пример – Kia Picanto, наиболее «женский» автомобиль из тех, что мне доводилось тестировать. Что в нем особенного?
Действительно, женская логика – это нечто… Почему-то принято считать, что автомобиль для женщин обязательно должен быть маленьким, что таким автомобилем легче управлять… Далеко не всегда это так, но куда же деваться от стереотипов! Сами женщины хотят маленький, изящный автомобиль.
С этой точки зрения модель Picanto вполне удалась. Если первое поколение, под фирменным кодом SA, увидевшее свет в 2004-м году, было просто маленькой машинкой, то нынешнее ТА, представленное в 2011-м, уже оттачивалось и шлифовалось с прицелом на соответствующую аудиторию. Судя по продажам, особенно в России, цель была достигнута. Даже сейчас, в кризисные для нашего авторынка годы, когда доля автомобилей особо малого класса (сегмент А) сократилась, по свидетельству аналитического агентства «Автостат», до 0,6%, в первой половине 2015 года Picanto занимает неплохую вторую позицию после Daewoo Matiz, пусть продажи Picanto и вдвое меньше. Однако они примерно впятеро превосходят продажи остальных автомобилей данного класса.
Итак, первое поколение Picanto, похоже, проектировали методом «зуммирования»: просто взяли среднестатистический хэтчбек и уменьшили до «женских» размеров. Второе поколение по дизайну неизмеримо удачнее. К тому же, совсем недавно его внешность «подправили»: передний бампер стал мощнее и получил увеличенный воздухозаборник, в более дорогой комплектации появились светодиодные фары и задние фонари.
Применение преимущественно недорогой пластмассы в интерьере компоновщикам удалось мастерски завуалировать: во-первых, оригинальным оформлением торпедо, во-вторых – качественной подгонкой всех элементов. Отметим, что все Picanto поставляются в нашу страну непосредственно из Кореи, на наших площадках эту модель не собирают и не планируют этого делать. При движении даже по неровностям автомобиль не бренчит деталями салона, кроме того, даже в ясные солнечные дни детали не бликуют и не отражаются в окнах. Что касается дизайна, то, прежде всего, обращаешь внимание на смещенный «центр» торпедо: блок управления аудиосистемой сдвинут в сторону пассажира. Пожалуй, только это решение сразу, без обиняков, сообщает, что салон маленький, так сказать, женский. Но на самом деле…
А на самом деле я усаживаюсь за рулем без труда и совершенно не ощущаю тесноты. Более того, и вдвоем впереди не тесно, что впоследствии было подтверждено дальней дорогой. Может, только дверная панель иногда касается локтя моей левой руки, но этого почти не замечаешь. В плане эргономики и дизайна салон вполне удался. Взгляните хотя бы на рулевое колесо: в первый момент оно кажется по-спортивному «срезанным» снизу. На самом деле, такое впечатление создает изящная серебристая вставка внутри обода. Мне понравилось! Как и то, что руль здесь оснащен подогревом.
Передние сиденья тоже подогреваются и напоминают спортивные «ковши». На ткани – интересный рисунок (кожаной отделки не предусмотрено). Водительское кресло имеет регулировку по высоте. Причем, подъем значительный: целых четыре сантиметра от нижней точки до верхней. Правда, при движении вверх кресло еще и слегка смещается вперед, примерно на пару сантиметров. Кстати, при росте 182 см я не коснулся головой потолка, даже подняв кресло до упора.
Если взглянуть на спинки передних сидений сзади, то будут заметны глубокие выемки для коленей задних пассажиров. Пробую сесть сам за собой – и понимаю, что даже в моем случае эти выемки излишни, места для ног хватает и без них (расстояние от спинки переднего кресла до подушки заднего дивана в случае «моей» посадки составляет 23 см). Ширина салона сзади невелика, всего 129 см. Так что места здесь хватит лишь двоим взрослым. Или одному взрослому с ребенком в детском кресле. Или для двух детских кресел (крепления для них, естественно, предусмотрены).
Багажник, конечно, безбожно мал. Его пол – площадочка 50х100 см. От «улицы» поклажа отделена высоким (23 см) порогом, из-за чего погрузочная высота возрастает до немалых 72 см. Номинальный объем багажника составляет всего 200 литров, если же сложить части спинки заднего дивана, то «трюм» возрастет до 870 л. Ну, правильно, женские машинки не предназначены для масштабных грузоперевозок. И вовсе не потому что женщины обычно хрупкие и малосильные – чаще они просто выставляют себя такими. Лучше – переложить физическую работу на мужчин, «мышечной радости» от нее женщины не испытывают. Ну и напрасно.
Пытаюсь оценить автомобиль с их точки зрения. Кузов – попадание если не в «десятку», то в «девятку» точно. А интерьеру чуть не хватает современных материалов и более «продвинутой» мультимедийной системы. Хотя… они так любят отвлекаться от дороги, глядя на экраны своих смартфонов и планшетов. Может, и не стоит предлагать им лишние развлечения. Яркость оформления? Да, пожалуй, можно было бы дополнительно украсить салончик, добавив, например, вставки в цвет кузова или пестрые ткани обивки кресел. Кстати, в нынешнем оформлении автомобиля я нашел цветочки – ну как без них в женской модели! Где? Скоро узнаете.
Мы сдружились с Picanto с первой минуты. Едва покинув стоянку дилерского центра, автомобиль ухитрился вызволить меня из трудной ситуации. В поисках выезда на улицу я направил Kia к многоэтажному паркингу, надеясь проскочить сквозь арку на первом этаже. Ошибся: сквозной проезд оказался закрыт, и вместо улицы я попал на пандус въезда в автосервис. Его работники не успели даже удивиться неплановому визитеру, как мы с Picanto развернулись и выкатились обратно на двор. Здесь пришлось задержаться: нашу ошибку вознамерился повторить владелец BMW третьей серии. Одного приема для разворота в узком пространстве ему не хватило. Двух тоже.
Да, на «компакте» длиной всего-то около 3,6 м можно поистине творить чудеса. Колесная база у Picanto составляет 2385 мм. А вот минимальный диаметр разворота мне узнать не удалось, и тогда я решил измерить его сам. Не уверен, что мой замер совпадает с паспортным, но даже приблизительные цифры впечатляют: 8,7 метра! Этот параметр, да еще малое число оборотов руля от упора до упора (2,8) позволяют развернуть малышку просто-таки на пятачке. Представим, что владелице придется вертеться на нем в тесном подземном паркинге торгового центра или у школы, где по утрам останавливаются десятки машин других учеников. Picanto здесь – самое то!
Ну, может быть, все-такие не самое… Одна из проблем – обзор при помощи зеркал. Наружные зеркала откровенно малы, и радиус закругления их отражающих элементов выбран не самый удачный. На месте женщин-владелиц я бы проголосовал за увеличение зеркал – пусть в ущерб красоте, зато в угоду практичности и безопасности. Что касается внутрисалонного зеркала, то улучшить обзор с его помощью можно только путем перекройки кузова. Дело в том, что значительную часть изображения в нем перекрывает потолок салона, понижающийся к задней части автомобиля. А если опустить зеркало так, чтобы оно «видело» только стекло двери багажного отделения, то видна будет лишь небольшая «территория» позади этой двери. Для парковки этого, может быть, и достаточно, для обзора во время движения – точно нет. Вы можете не увидеть автомобиль, который догнал вас сзади и начал маневр опережения (или обгона). В общем, обзор назад из Picanto не лучший.
Правда, у этого автомобиля может быть парктроник. Индикация его работы появляется в окошке бортового компьютера. Забавно выглядит предупреждение, появляющееся здесь же, если вы пустили двигатель, а колеса оказались не в положении для движения по прямой. В этом случае компьютер пишет: «Выровняйте руль». Это напоминает предупреждение системы автопарковки, которой на Picanto нет. Камеры заднего вида тоже нет ни в одной комплектации.
А комплектаций, различающихся силовыми агрегатами, всего две. «Младшая» оснащается 1,0-литровым бензиновым двигателем, имеющим всего 3 цилиндра (правда, на каждый из них приходится по 4 клапана) и развивающим мощность 66 л. с. В паре с этим мотором предлагается только механическая коробка передач, имеющая 5 ступеней. У нас на тесте побывала «старшая» версия – с четырехцилиндровым 1,2-литровым двигателем мощностью 85 л. с. и четырехдиапазонным автоматом.
«Автоматическая» Kia Picanto разгоняется с места до 100 км/ч за 13,7 с, отыгрывая почти секунду у «механической» модификации с менее мощным мотором. Но все равно многовато… Динамики этому автомобилю, прямо скажем, стоило бы занять. При движении по городу я то и дело перемещаю селектор «автомата» в позицию «3», ограничивая диапазон переключений третьей ступенью. Это придает азарта, но немного. Ручного выбора передач здесь нет. Что мы получаем? В «автоматическом» режиме автомобиль ускоряется с 60 до 80 км/ч примерно за 7 с, на третьей «позиции» за 6 с, на второй – за 5 с, но ревет при этом уже немилосердно.
К тому же двигатель здесь высокооборотный. По паспорту, максимум крутящего момента (120 Нм) он развивает при 4000 об/мин, и это стопроцентно соответствует ощущениям водителя. Именно при 4000 об/мин начинается короткий «подхват», а до отметки 3000 об/мин мотор воспринимается как откровенно «кислый». Маловато тяги, прямо скажем. Вот и приходится ограничивать диапазоны переключения, чтобы хоть как-то соответствовать городскому потоку. И так на меня косятся другие водители: мол, сел мужик в женскую машинку, да еще и не едет. Часто становится неловко.
Ну, предположим, я приноровился оперировать тяговыми характеристиками мотора. А что, если место за рулем займет неискушенная барышня? Наверное, рано или поздно она узнает волшебное слово «кик-даун» и начнет пользоваться этой функцией. Впрочем, «волшебства» она получит немного. При резком нажатии педали «газа» коробка сбросит одну передачу при 4000 об/мин, при еще более резком нажатии переключение вниз произойдет при 5000 об/мин. В обычном же режиме «автомат» меняет передачи при 2500-2800 об/мин, помогая хозяйке автомобиля экономить топливо.
Много, правда, она не сэкономит. В городе расход 95-го бензина у Kia Picanto приближается к десятку литров на сто километров, а то и превышает десяток. Ничего удивительного, ведь я то и дело «подстегивал» автомобиль, кроме того, на протяжении моего городского маршрута частенько встречались пробки. Надежда была на одно: побыстрее бы выбраться за город, на свободную трассу. И чем скорее, тем лучше: приближался вечер пятницы, и трассы грозили вот-вот стать несвободными.
Так и есть, не успел. Сначала пришлось потолкаться на МКАД. Магистраль М9 на первых километрах позволила вздохнуть свободно, но вскоре и она «заткнулась» - примерно за 10 километров до того места, где отремонтированный четырехрядный участок сменяется еще не отремонтированным двухрядным. Эти десять километров я преодолел примерно за час.
Что ж, зато успел полностью свыкнуться с автомобилем. Обнаружил, что огрехов эргономики здесь нет, ну или почти нет (основная проблема – неудачные зеркала, как наружные, так и внутрисалонное). Климатическая установка работает на совесть, кондиционер отлично охлаждает салон. Аудиосистема, правда, выдает не лучший звук, да и с восприятием русского языка у нее есть трудности. Названия отдельных песен она успешно прочитывает и воспроизводит на небольшом дисплее, другие же ей почему-то не нравятся и появляются на экране в виде нечитаемых символов. К тому же мне так и не удается подключить к ней мой смартфон по протоколу Bluetooth. Странно: обычно автомобильные системы такого рода охотно коммуницируют с ним, и модели Kia в том числе, они даже сохранены в моем «списке контактов». Видимо, Picanto считает мой девайс слишком мужским и брутальным.
А еще позабавила функция «Ночная панель». Вознамерившись нажать кнопочку с изображением полумесяца, я предположил, что сейчас погаснет подсветка всех органов управления, а на приборном щитке останутся лишь стрелки… Нажал. Как вы думаете, что при этом погасло? Один только дисплей аудиосистемы – и всё. Курьезно, я бы сказал, типично по-женски.
Наконец-то! Пробка закончилась, и мы с автомобильчиком вырываемся на оперативный простор. Он «оперативен» именно для Picanto. Двухполосный (в каждом направлении) участок ремонта тянется на несколько десятков километров, и ряды здесь более узкие, чем на обычных шоссе. Из-за этого многие водители замедляют ход, опасаясь опережать фуры: боятся, что не разъедутся. Более того, они боятся занимать правый ряд, чтобы не оказаться впритирку к металлическому ограждению. Левый ряд, по их мнению, более безопасен, находясь на нем, можно вступить в контакт лишь с оранжевыми резиновыми столбиками, разделяющими потоки встречных направлений.
На самом деле – сообщаю по большому секрету – на этих узких рядах спокойно разъезжаются две фуры. С запасом. Водителям больших внедорожников или бизнес-седанов кажется, что они вот-вот коснутся огромных колес грузовика, а сзади видно, что интервал составляет чуть ли не метр. Мы с Picanto оказываемся в лидерах потока, уж эта машинка точно разъезжается здесь с другими без малейшего труда. Поэтому мы без ложной скромности занимаем левый ряд, легко поддерживая высокую скорость и опережая особо осторожных. Небольшие габариты автомобиля А-класса в этой ситуации ощущаются водителем отменно.
Когда же участок ремонта кончается и полосы движения приобретают стандартную ширину, нам приходится «отступить». Все-таки динамика – далеко не конёк Picanto. Если «раскочегариться» до высокой скорости, то дело пойдет, но «раскочегаривание» этой модели, даже в 86-сильном варианте, процесс не быстрый. То и дело приходится перемещать селектор «автомата» в положение «3». Разгон с 80 до 120 км/ч происходит примерно за 15-16 секунд, немало. Забудете выключить режим Eco – добавите еще секунду-другую. Хотите, наоборот, сократить это время? Отключайте экономичный режим, выключайте кондиционер и переходите в диапазон «3». Обмануть технику переходом в режим «2» вам не удастся: когда автомобиль наберет «сотню», обороты двигателя достигнут красной зоны тахометра.
Ну, а набрав 120-130 км/ч, просто не следует терять темп. Более того, двигатель-то при этом наконец достигает подходящих для разгона оборотов, и малышку можно еще «пришпорить»! Раскрою еще один секрет: заявленная «максималка» в 163 километра в час – не комплимент водительнице, а самая, что ни на есть, истинная правда. Только никому не говорите об этом, пусть это останется нашей с вами тайной.
И еще – для горячих голов. Kia Picanto – не «бешеная табуретка». Высокая максимальная скорость не говорит о динамике, поэтому «зажечь» и «пошустрить» в потоке вам вряд ли удастся. Просто можете рассчитывать, что в ясную сухую погоду по свободной качественной трассе с хорошей видимостью во всех направлениях вы сможете добраться до пункта назначения быстрее, чем казалось. Но не более того. Picanto – не мини-спорткар, а просто мини-кар, и этим всё сказано.
Для мини-спорткара у него слишком неинформативный руль. Оборотов от упора до упора он делает немного, к тому же электроусилитель настроен так, что наливает его определенной «тяжестью». Но вот «ноль» на скоростной прямой приходится буквально нащупывать. К тому же автомобиль очень короткобазный, поэтому легко меняет курс по своему желанию и подчиняясь микрорельефу трассы.
Далее. На открытых пространствах отчетливо чувствуются небольшие габариты этого транспортного средства. Что-то сродни ощущению автора песни «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой…». Только в моем случае «небоскребами» выступают поля, леса и бесконечная, убегающая вдаль дорога. Наиболее остро чувствуешь, что сидишь очень близко к ней, кажется, на очередной волне вот-вот коснешься асфальта пятой точкой. Более того, в отличие от спорткаров, здесь не возникает чувства низкого центра тяжести. Маленький Kia не липнет к дороге, хотя, с другой стороны, и не норовит оторваться от нее. Так что – для любителей внешних эффектов – антикрыло будет на нем лишней игрушкой. Не заморачивайтесь.
Ощущение близости к дороге усиливается шумностью шин. Без преувеличения могу сказать, что покрышки Hankook Kinergy Eco – САМЫЕ шумные из всех, которые встречались мне на протестированных автомобилях. Даже зимние шипованные, а также шины с внедорожными протекторами уступают пальму первенства этой летней, чисто шоссейной модели. К слову сказать, именно на ней изображены цветочки. Наверное, в расчете на то, что покупательницы обратят внимание только на них, все остальные аспекты окажутся для них вторичными.
На самом же деле, шумность данных шин – фактически единственный их недостаток (если не считать сравнительно редкий размер – 175/50R15, легко ли будет найти подобные шины в продаже?). Что касается основной характеристики покрышек – сцепных свойств, тут Kinergy Eco, прямо скажу, на высоте. На любом типе твердого покрытия, а также на гравии и ровных грунтовках я ощущал их «цепкость» физически. Так что привлекательность их не только в цветочках на боковинах, но и в грамотном рисунке протектора и составе резиновой смеси. А шумность… ну, что делать, придется ее простить.
Автомобиль, доставшийся нам на тест, оказался оснащен системой круиз-контроля. О ней могу сказать только одно – она работает. Ничего выдающегося, никаких особенностей. Все кнопки управления вынесены на правую спицу рулевого колеса, не надо нащупывать в темноте дополнительный рычажок, присутствующий на значительно более дорогих моделях. Можно ли экономить топливо, применяя круиз-контроль? Думаю, да – но точно так же с этой задачей вы сможете справиться и без него. Расход 95-го бензина в загородном цикле, включавшем десятикилометровую пробку, а также периодические разгоны до высоких и очень высоких скоростей, составил у нас с Picanto 6,7 л на 100 км. На одном из участков шоссе я обнулил показания расхода топлива на бортовом компьютере и попробовал двигаться со скоростями, не превышающими 110 км/ч. Если вам удастся поддерживать такой темп движения самостоятельно или с помощью «круиза», можете рассчитывать примерно на 5,5-литровый расход бензина.
Еще один «плюс» автомобиля – его бортовой компьютер показывает, сколько километров можно проехать на остатке топлива в баке, что называется, до последних капель. У многих моделей индикация доступных километров пропадает, у Picanto же я успел заметить показание «19 км». Меньше не удалось, доехал до заправки. Рисковать и пробовать дотянуть до следующей АЗС ночью, вдали от цивилизации, не хотелось.
Если по гладким трассам Picanto идет плавно, то на дорогах с покрытием среднего и низкого качества модель демонстрирует недвусмысленную жесткость подвески. Потряхивает, и изрядно! А на длинных волнах еще и «взлетает» и «садится». Задние пассажиры говорят, что у них при этом захватывает дух. Проверить это на себе мне не удалось. На водительском месте эти «взлеты» и «посадки» тоже ощущаются, но не остро.
Зато удалось убедиться в достойной работе систем активной безопасности. Если ABS в рыхлом песке начинала «стрекотать», может быть, чуть раньше, чем хотелось бы, то к системе стабилизации претензий не возникло. На круговой грунтовой дорожке она ощутимо «придерживала» автомобиль, когда я слишком резко направлял его в поворот. При этом, электроника больший «упор» делала на снижение мощности двигателя. При отключении системы двигатель переходил на рёв, передние колеса изо всех сил стремились наружу поворота, однако шины до последнего цеплялись за грунт и предотвращали скольжение. «Дестабилизировать» Picanto оказалось непросто.
Но злоупотреблять путешествиями по грунтовкам на нем не стоит. Заявленный дорожный просвет у этой модели составляет 152 мм (автомобили, поставляемые в Россию, выше корейских на 10 мм, у них иные, специально подобранные пружины и амортизаторы), по моим же данным он чуть больше. Под торсионной балкой задней подвески линейка показала 165 мм, под рычагами передней подвески – 160 мм, под «губой» переднего бампера – 170 мм, под поддоном картера двигателя – 190 мм. Вроде, не такие уж плохие показатели, но… При выезде с полевой дороги на шоссе я услышал зловещий скрежет. Оказалось, препятствием стал камень величиной всего-то со средний кулак. Я его увидел впереди, и, по логике, он должен был проскочить под любой из низких точек автомобиля. Не проскочил.
Как-то незаметно получилось, что тест этого небольшого автомобиля вышел у меня богатым на впечатления. Довелось и по городу немало покрутиться, и на трассе «полетать», и едва не оказаться с пустым баком посреди леса, и проверить, сколько же всего может вместить эта малышка. Оказалось – не так уж и мало, если грамотно распорядиться пространством. Мы с женой ухитрились погрузить в нее, помимо множества сумок и сумочек, еще нашу собаку, а также большой контейнер, в котором расположились три щенка-подростка. Весь этот «зверинец» без проблем преодолел 400 километров, да еще ночью, под дождем и частично в тумане. Отдельное спасибо создателям Picanto – за мощные светодиодные фары, обеспечивающие отличный свет в темноте, за эффективные «противотуманки», а также за корректор фар. Он здесь имеет пять градаций, и не случайно: автомобиль здорово проседает при загрузке задней части. Но пробоев задней подвески даже на плохих дорогах при этом замечено не было.
Я сдружился с этой машинкой с первых же минут, а впоследствии, за неделю теста, постиг всю ее «женскую логику». Мой вердикт – это именно женский автомобиль, на все 100 процентов. У него масса положительных качеств, но ни одно из них в отдельности, ни сумма их не склоняют меня, как мужчину, в сторону выбора этой модели. Я уверен, что не одна покупательница обратила внимание на цветочки, изображенные на шинах Picanto, и это, в числе прочего, склонило ее к выбору данной модели. Я согласен, что эти цветочки – далеко не главное свойство шин, они хороши, несмотря на легкомысленное изображение, и были бы столь же хороши, даже если бы его не было. Мне непонятна лишь особенная логика выбора, только и всего.
Моя жена также отметила «женственность» Kia Picanto. С первого взгляда ей приглянулись и компактные размеры, и симпатичный дизайн малышки, и внутреннее исполнение, и оснащение. Тут же она поинтересовалась и ценой – и названные суммы (1,2-литровая версия с «автоматом» стоит от 634 900 до 774 900 рублей) ее совсем не порадовали. За эти деньги, заявила она, можно приобрести что-нибудь гораздо более вместительное и практичное. Но большинству женщин этот автомобиль подойдет прекрасно, поскольку они отметят в нем именно те качества, которые с первого взгляда приглянулись и моей жене.
Правда, цветочки на шинах она не заметила… Когда я ей их показал, сказала, что это в автомобиле не главное. Что ж, женщины бывают разные, и логика у них не всегда женская. Впрочем, как и у мужчины: удалось выяснить, что среди покупателей корейской микролитражки они всё-таки составляют немалую долю – около 33%.