После заснеженных и замороженных пополам с грязью московских улиц солнечная Мальорка с ее прекрасными дорогами кажется истинным раем на Земле. Благо что и средство передвижения у меня вполне соответствующее – рестайлинговый “Mercedes-Benz SL”. Не новый, но обновленный. Слегка. За четыре года выпуска стильный дизайн купе-кабриолета совершенно не устарел, так что немцы трогать его внешность практически не стали, и правильно сделали. Зато добавили “SL” толику спортивности, нарастив мощность большинству моторов, входящих в его гамму. Кроме того, модель получила доработанную активную подвеску ABC...
СО СТОРОНЫ можно и не заметить, что это – немного другой автомобиль. Только знаток с первого взгляда определит: форма переднего бампера выглядит чуть “стремительнее”, чем раньше, а параллельные линии на решетке радиатора теперь отливают матовым серебром. Вот, по большому счету, и все.
...Внутри изменения тоже чисто косметические. Кожаный салон растворяет в себе седоков. Дорогая нежная кожа передней панели словно приглашает погладить ее. Руки удобно лежат на руле (дерево с кожей). Машина сделана настолько хорошо, что рассуждения, к примеру, о равномерности зазоров в плотно подогнанных панелях или о качестве отделки, кажутся просто неуместными – это же само собой разумеется.
В салоне “MercedesBenz SL500” тишина, и не слышно, как под капотом “журчит” на холостых оборотах V8. В новой версии мощность двигателя выросла очень прилично: 388 л.с. Сравните с прежней “восьмеркой”, выдававшей “всего” 306 сил. Заметно уменьшилось время разгона до 100 км/ч – 5,4 с (у предшественника такой рывок с места занимал 6,2 с). При этом мерседесовцы особо подчеркивают довольно скромный расход топлива – 12,2 л/100 км. Для мотора, объем которого вырос до 5,5 л, показатель отличный. Чему не в последнюю очередь способствует новая 7-ступенчатая автоматическая коробка передач “7G-Tronic Sport”. Кстати, этот “автомат”, который переключает передачи на 30% быстрее обычной коробки, можно заказать и на базовый “SL350” с шестью цилиндрами...
Не опустить ли крышу? Ведь 12 градусов тепла – это для аборигенов зима, а для российского жителя в феврале – жара. Между сиденьями, чуть позади рычага “автомата”, помещается маленькая крышечка, чем-то похожая на пепельницу. Чтобы сработали сервоприводы, надо приподнять ее и отвести назад. Металлическая крыша почти бесшумно “уезжает”. Вот теперь становится слышно, как двигатель утробно ворчит в два хромированных наконечника глушителей. На всякий случай поднимаю задний экран, чтобы в салоне (уместно назвать его кокпитом) не было завихрений воздуха. Экран поднимается и опускается нажатием двух кнопок, спрятанных под той же крышечкой. Кладу на узкую полочку позади кресел фотоаппарат; больше там ничего, пожалуй, и не уместится, разве что пара бутербродов да бутылочка минералки... Пора в путь – впереди ждет замысловатый серпантин испанского острова Мальорка.
Салон можно оформить в разных стилях – и в классическом, с деревянной отделкой ...
В ГОРАХ датчик температуры показал, что за бортом от теплой островной зимы осталось всего +2 градуса. Задвигать крышу? Не дождетесь! Мне заранее дали совет, что в таких случаях делать, если все-таки хочется ехать в открытой машине. Итак, климатконтроль – на максимум, в ноги направляем сильный теплый поток воздуха, на полную задействуем подогрев сидений... Результат? Мы с коллегой целый день проездили в открытом автомобиле, и никто из нас потом даже не чихнул.
388 л.с. на горной дороге хватает за глаза. Это не только мое мнение. Рядом сидел Алексей Мочанов, журналист и гонщик, практически прописавшийся на Нюрбургрингском кольце. Почувствовав, что я прибавил газу, он рассудительно заметил:
– Имей в виду, у тебя под капотом – две “Субару”. На такой дороге это, пожалуй, даже перебор.
Действительно, столько шпилек, поворотов в обратном направлении на одном серпантине мне встречать еще не доводилось. Активной подвеске АВС (Activе Body Control) пришлось поработать, препятствуя кренам в скоростных виражах. Собственно, это ее главная задача. Для тех, кто не знает, объясню в нескольких словах: активны здесь амортизаторы. В зависимости от дорожной обстановки они изменяют жесткость, а вдобавок сами могут вытягиваться. Скажем, электроника “понимает”, что колесо влетает на яму – в то же мгновение амортизатор вытягивается, чтобы минимизировать последствия “нырка”. Кро ме того, к услугам водителя клавиша “Спорт”. Нажмешь ее – и подвеска зажимается, а руль наливается тяжестью. То что надо для темпераментного вождения!
... и с налетом спортивности
О борьбе с кренами я уже упомянул. Между прочим, они могли стать еще незаметнее, но мерседесовцы намеренно оставили машине возможность наклоняться в поворотах – ради пущей естественности водительских ощущений.
Впрочем, чего-чего, а естественности и без того хватало. Резина на холодном асфальте быстро остывала, и первый раз корма родстера “загуляла”, когда я, вылетев из-за скалы, поздно заметил огромную лужу, автором которой был веселый ручеек, бежавший с горы...
Интересно работает противозаносная электроника в этом мощном автомобиле. Она не сразу вступает в действие, а дает тебе какое-то мгновение, чтобы автомобиль ввинтился в поворот с легким заносом – и лишь затем, подстраховывая водителя, вмешивается в твои действия. За это мгновение я успел поработать рулем, краем глаза увидеть, что напарник на всякий пожарный вцепился в ручку двери, и... не без облегчения почувствовал, как впилась в мокрый асфальт резина задних колес.
– Ты что, торопишься попасть в “черные списки” журналистов, грохнув о скалу 131.000 евро? – поинтересовался Алексей, отпуская ручку. – Давай поосторожнее!
Легко сказать. Сам бы попробовал осторожно – на мощном родстере и по трассе, которая просто провоцирует на спортивный стиль вождения. Тем не менее после этого я счел за благо ехать поспокойнее...
“500-Й” (теперь вообще-то следовало бы говорить “550й” – ведь объем V8 вырос до 5,5 л) считается оптимальным в гамме “Mercedes-Benz SL”. Однако свои несомненные достоинства есть и у базового V6 (3,5 л). Объем у него поменьше, чем у 3,7-литрового предшественника, зато мощность больше – 272 л.с. против прежних 245. За рулем базовых 6-цилиндровых “SL” нередко можно увидеть женщин. Полагаю, по нраву им придется и рестайлинговый вариант. Однако и многие представители сильного пола, думаю, сочтут эту машину вполне “мужской”.
Мерседесовцы опять-таки особо отмечают небольшой расход топлива у “SL350”. И это правда. С точностью до граммов я, конечно, не проверял, но после нескольких часов езды на этом родстере впору было заподозрить, что пока я пил чай в кафе, кто-то его втихаря дозаправил. Казалось, стрелка залипла на уровне полного бака. 10,3 л/100 км – не всякая малолитражка отличается таким умеренным аппетитом.
И вот “SL350” на том же серпантине. На сей раз совсем не хотелось “лупить” по горам как угорелому. Я наконец-то увидел не красоту виража в крутой шпильке, а красоту окружающих пейзажей, которые незамеченными промелькнули за бортом “500-го”. И это вовсе не потому, что мощности мотора не хватало для хорошей езды. 272 лошадиные силы – это 272 лошадиные силы, и ни одной силой не меньше. Дело в другом. Просто приятный в “общении” мягкий мотор не подзуживает на резкие движения и не всегда обдуманные поступки.
Так же неспешно я дефилировал и по набережной города Пальма в поисках подходящего места, чтобы сфотографировать “SL350” на фоне леса мачт – яхты на приколе стояли вдоль всего пирса. И вот что значит шикарная машина! Рыболовы, удившие с берега, сразу догадались, что я разыскиваю свою яхту, небрежно пришвартованную минувшей ночью, и неоднократно подходили с предложением помочь в поисках...
Другой “полюс” купе-кабриолета – “600-я” модификация. Этот 6-литровый V12 “Twin-turbo” (с двумя турбинами) тоже прибавил в мощности: 517 л.с. против прежних 500. С таким мотором “SL” превращается в настоящий суперкар. Но проверить это оказалось проблематично: журналистская братия расхватывала “600-е” наперебой, на всех желающих их катастрофически не хватало. Дефицитнее был только “MercedesBenz SL55 АМG” – он лишь раз мелькнул рано утром с каким-то японцем за рулем и больше не появлялся, словно его совсем угнали с острова. За ужином технари из “Mercedes” утешали: дескать, у “600-го” и “55 АМG” абсолютно одинаковые мощность и ходовая, вся разница в числе цилиндров да в жесткости передних пружин. Прокатился на одном – считай, что и с другим более-менее знаком...
Я вежливо кивал, вспоминая, каких трудов стоило получить ключи от “600-го”. Кажется, помогла только угроза остаться на Мальорке до тех пор, пока мне их не дадут...
Наконец-то! Двухполосная трасса, на удивление, мало машин. Нажимаю педаль газа и... Нет, больше 255 км/ч по спидометру из “Mercedes-Benz SL 600” не выжмешь при всем желании. Бездушная электроника железной рукой душит все попытки (я раз пять пробовал) преодолеть этот рубеж. А по ощущениям, если отключить ограничитель, то купе-кабриолет может влегкую разогнаться и до 300 км/ч. Увы, чего нельзя, того нельзя.
Зато как он набирает! 4,5 с до “сотни”! Не успеваешь судорожно сглотнуть, как на спидометре 100 км/ч. Хотя чему тут удивляться? Мотор выдает чудовищные 830 Нм уже при 1.900 об/ мин. Проще говоря, едва кончаются холостые обороты, как в вашем распоряжении вся мощь V12. Такой разгон умозрительно представить невозможно – надо на себе прочувствовать, как 5-ступенчатый “автомат” словно подталкивает тебя в спину, меняя передачи, особенно первые три.
Маленький пример. Каюсь, противозаносная электроника на трассе была отключена. Обгоняю “Ford Focus”, скорость 150 км/ч. Неосмотрительно придавливаю акселератор – и машину сразу начинает разворачивать на сухом асфальте и ставить поперек трассы, как будто прямо перед ней разлили канистру масла. Сбрасываю газ – “SL600” моментально выравнивается. Уф-ф! Включаю электронику и даю себе честное слово больше так не экспериментировать.
Вновь серпантин. Здесь поведение мощного родстера можно сравнить с “SL500”, только “600-й”, скажем так, окрашивает ощущения водителя в более яркие цвета. Конечно, опускаю крышу, и в салон врываются непередаваемый словами стон 12-цилиндрового мотора и вой резины на той грани, когда колеса вот-вот сорвутся в скольжение...
Да, “Mercedes-Benz SL” – автомобиль многоликий. В своей прогулочной ипостаси он носит индекс “350”, в оптимальном варианте мощности и комфортабельности – “500”, ну а шильдик “600” отмечает, что перед вами истинный суперкар в облике престижного купекабриолета. Кому что больше нравится.
Представляя новый “SL”, мерседесовцы дали журналистам возможность познакомиться с самыми первыми моделями этой серии – легендарными “300SL”. И не просто осмотреть их, а опробовать на ходу!В НАЧАЛЕ 50-х штутгартские конструкторы решили создать самую передовую по тем временам гоночную машину для участия в марафонах вроде “24 часа Ле-Мана”. В основу кузова положили ажурный легкий каркас, шасси настроили для экстремального вождения, поставили очень серьезный для той эпохи мотор – 3-литровую рядную “шестерку”, развивавшую 215 л.с. О серийном производстве поначалу речи не шло. Историческую роль сыграл американский импортер марки “Mercedes” Макс Хофман: он убедил немцев начать массовый выпуск этой модели и даже оплатил вперед партию машин. Так в 1954 году было запущено в производство купе “300SL”, которое прозвали “Крыло чайки” за характерный механизм подъема дверей вверх. Спустя три года на его основе был создан родстер.
...Первые километры за рулем классического спорткара даются не без труда. Во-первых, усилителя рулевого управления у родстера нет. Во-вторых, 4-ступенчатая “механика” требует паузы при переключении или двойного выжима сцепления, поскольку ее синхронизация – условна. Зато мотор тянет как табун першеронов, запряженных в пролетку. Динамика не запредельная – разгон до 100 км/ч за 10 с, но автомобиль вполне уверенно набирает 260 км/ч. Это и по современным меркам хороший показатель.
А вот в поворотах приходится трудно. Хотя у родстера не такое “экстремальное” шасси, какое было у “Крыла чайки”. Все равно, говорят, с ним могли совладать только гонщики. Хотя некоторые сорвиголовы делали свои спорткары еще быстрее, форсируя мотор с 214 до 240 сил и меняя стальные кузовные панели на алюминиевые, благодаря чему масса снижалась с 1.300 до 1.000 кг.
На спидометре 210 км/ч. Нажимаю педаль тормоза, и... машину буквально швыряет на соседнюю полосу – слава богу, пустую. Дело в том, что на всех колесах барабанные тормозные механизмы (полвека назад это было нормой даже для спорткаров). С учетом мощности двигателя их сделали очень крупными, но при этом возник негативный побочный эффект: схватывают они неравномерно...
Какие все-таки водители были раньше! Не развращенные АБС и прочими электронными “примочками”. Это они гонялись на таких машинах со средней (!) скоростью 160 км/ч по извилистой трассе в Монте-Карло. Снимаю перед ними шляпу.
Краткая техническая характеристика “Mercedes-Benz” SL-класса | ||||
“SL350” | “SL500” | “SL600” | “SL55 AMG” | |
Габаритные размеры, см | 453,2х182,7х131,7 | |||
Снаряженная масса, кг | 1.825 | 1.910 | 2.045 | 1.960 |
Двигатель | V6, 3,5 л | V8, 5,5 л | V12, 5,5 л | V8, 5,5 л |
Мощность | 272 л.с. при 6.000 об/мин | 388 л.с. при 6.000 об/мин | 517 л.с. при 5.000 об/мин | 517 л.с. при 6.100 об/мин |
Крутящий момент | 350 Нм при 2.400-5.000 об/мин | 530 Нм при 2.800-4.800 об/мин | 830 Нм при 1.900-3.500 об/мин | 720 Нм при 2.600-4.000 об/мин |
Максимальная скорость, км/ч | 250 | 250 | 250 | 250 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 6,6 | 5,4 | 4,5 | 4,5 |
Средний расход топлива, л/100 км | 10,3 | 12,2 | 14,3 | 13,5 |
Запас топлива, л | 80 |