Skoda Citigo – это городской автомобиль нового типа. Удивительная скромность в иных аспектах сочетается в нем с наличием опций, которые и в люксовом сегменте не всегда встретишь.

Начать рассказ об этом тесте хочется с того, чем он закончился. Речь идет о пробе системы City Safe Drive (см. врезку), которая в официальных бумагах компании на русском языке довольно коряво названа “тормозным ассистентом”. Но тормозной – не тормознутый. Действует “ассистент” столь ловко, что задействовать систему с первого раза у меня не получилось. Бутафорское препятствие уже было, казалось, в считаных сантиметрах от носа автомобиля, но ничего не происходило, и я ударил по тормозам. “Вы поспешили. Проявите выдержку” – таков был совет инструктора. Я собрал волю в кулак, поджал ноги, и со второго раза все получилось. Citigo встал как вкопанный. Ощущение, что машина уперлась в невидимую стену. Со стороны водителя тут главное – ничего не делать, ведь малейшее движение рулем в попытке объехать преграду деактивирует систему. То же самое произойдет при касании педали акселератора. А можно ее просто отключить нажатием кнопки. Но зачем?

В отличие от иных новомодных “электронных помощников” вроде систем считывания дорожных знаков и автоматических “парковщиков”, которые, откровенно говоря, являются всего лишь дорогостоящими игрушками и реальной пользы не приносят, подобным “ассистентом” должен быть оснащен каждый городской автомобиль, да и каждый автомобиль вообще. Это возможность устранить десятки ежедневных мелких аварий, которые являются одной из причин пробок в мегаполисах, в чем каждый житель любого крупного города и сам имеет возможность убедиться утром по дороге на работу: уткнувшиеся друг в друга транспортные средства и два непроспавшихся субъекта того или другого пола, с недоумением глядящие друг на друга, – обычное зрелище на наших улицах. Причем, как правило, это вовсе не автомобили премиум-класса, многие из которых подобными системами как раз оснащены. City Safe Drive – отличный способ решения этой проблемы, и наличие подобной системы на автомобиле сегмента “А” вовсе не является излишеством, как это может показаться на первый взгляд.

Близнец

В техническом плане Skoda Citigo является точной копией VW Up! (а также Seat Mii) и производиться будет на том же заводе в Братиславе (Словакия). Отличие лишь в форме бамперов, логотипах и цене, которая для чешского варианта немецкой машины будет заметно меньше, правда, за счет несколько иного состава оборудования. Но для россиян вопрос о соотношении с ценами Up! имеет чисто теоретическое значение, поскольку поставляться на наш рынок он не будет. А вот Citigo в России должен появиться во второй половине 2012 г., хотя официального решения по этому поводу еще не принято.

Citigo – очередной шаг Skoda в осуществлении программы “Новая модель – каждые полгода”. И это первая модель, на которой красуется обновленный логотип чешской компании. Эмблема стала хромированной, без “зелени”, и расположена на капоте отдельно от решетки радиатора.

Что касается целевой аудитории, то предназначена машина главным образом для молодых мам в качестве второго автомобиля в семье, а также для “энергичных пожилых людей”. Отсюда отсутствие кричащих деталей снаружи и внутри вроде выразительного “взгляда” оптики или огромных “мотоциклетных” спидометров, которыми стараются украсить своих “автомалышей” конкуренты. Вообще в смысле дизайна Citigo выглядит достаточно просто. За модной молодежью его создатели не гонятся. Это средство передвижения, а не игрушка. Благо в мире все больше и вполне солидных людей начинают ценить преимущества обладания компактным и экономичным автомобилем. Доля машин сегмента “А” на мировом автомобильном рынке составляет 10%, или 5,8 млн продаж в 2011 г. Причем четверть из них пришлась на Западную Европу. А к 2014 г. ожидается рост на 25%, то есть до 7,3 млн.

Собственно, весь Citigo состоит из причудливой смеси элементов, явно направленных на упрощение конструкции, и удобств, без которых современный горожанин, тем более в возрасте, жизни себе не представляет. Прежде всего, это безопасность. Citigo получил пять звезд в европейском краш-тесте. У него четыре подушки безопасности уже в базовом оснащении. И это первая Skoda, в которой можно заказать боковую подушку.

Однако руль регулируется только по высоте. Задние стекла не опускаются, а лишь “выдавливаются”, образуя вентиляционную щель, в которую только нос и просунешь. Клавиша стеклоподъемника для правого переднего окна со стороны водителя отсутствует. Подголовники на передних сиденьях не регулируются по высоте. Пластик в салоне жесткий, а в дверях зияет ничем, кроме кузовной краски, не прикрытый металл.

Зато имеется подогрев зеркал и сидений. Есть много недорогих, но интересных деталей в оформлении салона: крышка подстаканника одновременно является удобной подставкой для мобильного телефона, предусмотрены пластиковые зажимы для семейных фото, вместо которых менее сентиментальные водители могут подтыкать, например, парковочные билеты. Множество местечек предусмотрено для хранения мелких вещей: сеточки, крючки для сумок – дамы будут довольны. Есть даже такая опция, как панорамная крыша.

Но самое оригинальное устройство – навигатор компании Navigon. Поначалу показалось, что это обычное съемное устройство, закрепленное на присоске. Но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что никакой присоски нет. Крепление штатное и через электроразъем на 5-дюймовый сенсорный экран может выводиться информация от бортового компьютера, “парктроника”, а также интерфейс управления аудиосистемой или телефоном. А при желании можно устройство отсоединить и использовать как автономный навигатор при пешей прогулке. Заряда аккумуляторов хватает на час работы. Навигация русифицирована и даже оснащена голосовым управлением.

Все хорошо, что в меру

Citigo будет предлагаться с 3- и 5-дверным кузовом (последний представлен в Португалии впервые). Доступ на задние сиденья в “трехдверке” ничего сверхсложного из себя не представляет, хотя и совсем уж легким его не назовешь. Так же и по простору на заднем диване маленькая Skoda не является ни лидером, ни аутсайдером, если не считать рекордную ширину салона – 1,36 м. Наибольший в своем классе у Citigo и багажник, объем которого увеличивается с 251 до 959 л при сложенных задних сиденьях.

Автомобиль может оснащаться двумя двигателями. Вернее, двумя разновидностями одного литрового мотора мощностью 60 и 75 л.с., которые различаются лишь настройками блока управления. Причем пиковый момент у обоих одинаков – 95 Нм, поэтому разница в условиях езды по городу между этими вариантами не ощущается. Время разгона до 100 км/ч уменьшается на 1,2 с, но заметить это трудно. Словом, если вы собираетесь использовать автомобиль лишь в городе, то особого смысла платить за более мощный вариант нет, но если ваши маршруты предполагают частые выезды на загородное шоссе, то можно и раскошелиться.

Если говорить о динамике, то паспортные цифры не выглядят вдохновляющими, но на практике все оказалось не так уж и плохо. Психологически разгон на таком малыше воспринимался как очень даже приличный. Во всяком случае – до 60 км/ч, а это и есть основной диапазон для городского автомобиля. Один из секретов – небольшие размеры и масса. Алюминиевый мотор весит всего 69 кг, коробка передач – 27 кг, кузов – 270 кг. Словом, для снаряженной массы 929 кг мощность 60 л.с. оказывается вполне адекватной. Разумеется, на скоростях выше 120 км/ч разгон из Citigo приходится буквально выжимать, но в таких характеристиках таится одно преимущество: вам не нужно думать об ограничении скорости. Превысить его в городе все равно не удастся. Citigo настроен так, что практически в любой дорожной обстановке показывает на спидометре именно те цифры, которые и предписаны законом. При этом у человека за рулем все равно остается приятное чувство, что он ведет автомобиль на пределе его возможностей и даже лихачит. Есть категория людей, которые не могут сдержать себя и на светофоре должны непременно утопить педаль “газа” в пол. Для таких Citigo можно рекомендовать как средство психотерапии.

Механическая коробка передач четкостью не поразила: выпадет ли при очередном переключении вторая передача или четвертая – настоящая лотерея. Пока автомобиль оснащается только “механикой”, но будет и роботизированный вариант трансмиссии. К сцеплению, рулю и тормозам претензий нет, но и хвалу им петь тоже не за что, хотя стоит отметить, что спереди, в отличие от барабанных задних, используются не просто дисковые, но еще и вентилируемые тормоза.

Если говорить о ездовых достоинствах, то есть пара качеств, которые лично меня просто поразили. Во-первых, акустический комфорт. Небольшие вибрации поначалу выдают 3-цилиндровую суть двигателя, но в целом Citigo поразительно тих. И второе – это скоростная устойчивость на шоссе. Да, чтобы раскочегарить машину до предельных 160 км/ч, нужно терпение, но на этой скорости маленькая Skoda едет очень уверенно, ее не сдувает, не кидает из стороны в сторону, она спокойно маневрирует в потоке. Секрет – в довольно жесткой настройке подвески. В Лиссабоне и окрестностях, где проходил наш тест, – никаких проблем. Но, разумеется, рассуждать о способностях Citigo противостоять плохим дорогам – это приблизительно то же самое, что анализировать его внедорожный потенциал. Этот автомобиль предназначен для хорошего асфальта, и никаких иллюзий в этом отношении строить не стоит. Как и в отношении драйва, которым этот малыш способен порадовать. На тесте удалось опробовать в том числе и вариант с так называемой спортивной подвеской, клиренс которой уменьшен на 15 мм, но вряд ли в России это даст какие-то преимущества, потому что и в Португалии, откровенно говоря, я их не ощутил.

Куда важнее такой показатель, как экономичность. В смешанном цикле 60-сильный вариант потребляет 4,5 л/100 км. А система “старт-стоп” с рекуперацией энергии торможения (есть и такая опция) снижает расход до 4,1 л на “сотню”, доводя запас хода до 853 км.

2011 г. стал рекордным для Skoda: во всем мире продано 879 тыс. автомобилей. А к 2018 г. поставлена задача выйти на уровень 1,5 млн машин в год! И Citigo – важная часть этого плана. Во всяком случае, в том, что касается продаж в Западной Европе.

Только спокойствие!

Алгоритм работы системы City Safe Drive предполагает несколько этапов. Лазер, установленный за лобовым стеклом в районе салонного зеркала, сканирует дорогу на 10 м вперед. Заметив препятствие, система для начала поднимает давление в гидравлическом контуре тормозов и переводит их в состояние повышенной готовности, которая полностью реализует способности автомобиля к замедлению, даже если водитель и не вложит достаточного усилия в нажатие на соответствующую педаль. Если же сидящий за рулем вообще никак не реагирует на аварийную ситуацию, система сама задействует тормоза, генерируя отрицательное ускорение 10 м/с2. На скоростях до 30 км/ч этого достаточно, чтобы предотвратить столкновение. Рабочий диапазон системы – от 5 до 30 км/ч. Внимание! При попытках объехать преграду система деактивируется. Так что для водителя главное – сохранять спокойствие.

СРАВНИТЕ САМИ

Skoda Citigo

Peugeot 107 5MT

Fiat Panda 5MT

Макс. мощность, л.с.

60

68

54

Макс. момент, Нм

95

93

88

Макс. скорость,

км/ч

160

157

150

Время разгона

0–100 км/ч, с

14,4

13,5

15,0

Экономичность, л/100 км

4,5

4,3

5,7

Безопасность EuroNCAP

*****

****

***

Цена, руб.

нет данных

388 000

395 000

Технические характеристики Skoda Citigo*

Габариты, мм

3563x1654x1478

Колесная база, мм

2420

Колея спереди/сзади, мм

1428/1424

Объем багажника, л

251/959

Снаряженная масса, кг

929

Тип двигателя

бензиновый 3-цилиндровый

Рабочий объем, куб. см

999

Макс. мощность, л.с./об/мин

60/5000–6000

Макс. момент, Нм/об/мин

95/3000–4000

Привод

передний

Трансмиссия

механическая 5-ступенчатая

Макс. скорость, км/ч

160

Время разгона 0–100 км/ч, с

14,4

Расход топлива (средний), л/100 км

4,5

Объем бака, л

60

* Пятидверная модель.

Вас заинтересует:

Вам понравился этот тест-драйв?


Выбираете автомобиль? Посмотрите конкурентов Skoda Citigo:


Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

2 0 8 7