Как дома
Логотип Toyota

О Toyota RAV4

По-русски

Тойота РАВ 4

Тест-драйвов
18 (все тесты)
Двигателей
5 (открыть)
Комлектаций
16 (открыть)
Последнее поколение
IV рестайлинг (открыть)
Отзывов на сайте
9 (прочитать)
Цены
от 1 299 000
до 2 168 000
Toyota RAV4 2016 вид спередиToyota RAV4 2016 вид сзади
Toyota RAV4 2016 водительское место
Интерьер обновленного RAV4 трудно назвать образцом дизайна, но качества сборки и практически домашнего уюта у него не отнимешь
Toyota RAV4 2016 приборная панель
Новшество в комбинации приборов – цветной дисплей бортового компьютера. При включении режима SPORT панель слегка «краснеет»
Toyota RAV4 2016 приборная панель
Средний расход топлива на трассе во время теста составил около 7,2 л на 100 км. И это без «участия» системы круиз-контроля
Toyota RAV4 2016 приборная панель
При заблокированной межосевой муфте момент перераспределяется между передней и задней осями поровну
Toyota RAV4 2016 приборная панель
Когда система контроля тяги TRC отключена, такое предупреждение постоянно высвечивается на экране бортового компьютера
Toyota RAV4 2016 монитор
Экран мультимедийной системы – сенсорный. Отдельное «спасибо» следует сказать кроссоверу за качественное воспроизведение музыки
Toyota RAV4 2016 кнопка отключения системы контроля
Кнопка отключения системы контроля тяги расположилась в необычном месте
Toyota RAV4 2016 система климат-контроля
Система климат-контроля успешно противостоит трескучим морозам
Toyota RAV4 2016 дополнительные кнопки
Некоторые кнопки скрыты от глаз водителя за рулевым колесом, как слева, так и справа
Toyota RAV4 2016 подстаканник
Если установить в подстаканник термокружку или другую емкость, она скроет и без того плохо видимые кнопки, расположенные под торпедо
Toyota RAV4 2016 селектор 6АКПП
Селектор шестидиапазонного «автомата» выглядит несколько старомодно, однако к работе устройства нет ни малейших претензий
Toyota RAV4 2016 передние кресла
Передние сиденья в автомобиле совсем не спортивного характера, на удивление, предлагают отличную боковую поддержку
Toyota RAV4 2016 задний диван
На заднем диване при ширине салона 139 см без труда разместятся и три пассажира. Несмотря на наличие вала привода задних колес, центральный туннель совсем не высок
Toyota RAV4 2016 задний диван
Пассажиры заднего дивана могут устанавливать части спинки в удобные для себя положения
Toyota RAV4 2016 багажное отделение
При складывании заднего ряда сидений образуется пространство для багажа с практически ровным полом
Toyota RAV4 2016 багажное отделение
В углублении запаски-«докатки» умещается дорожный набор, прилагаемый к автомобилю
Toyota RAV4 2016 багажное отделение
Такой набор средств самоспасения не займет много места в 577-литровом багажнике Toyota RAV4
Toyota RAV4 2016 багажное отделение
Зимой в дальнюю дорогу стоит захватить антигель и размораживатель дизельного топлива, фонарик, мультитул и на всякий случай – разводной ключ
Toyota RAV4 2016 цепи на колесе
Для надевания современных цепей не требуется ни снимать колеса, ни даже поддомкрачивать автомобиль
Toyota RAV4 2016 двигатель
Максимальный крутящий момент 150-сильного дизеля реализуется в диапазоне от 2000 до 2800 об/мин. Но, по ощущениям, этот мотор имеет высокооборотный характер
Toyota RAV4 2016 аккумулятор
Аккумулятор емкостью 80 Ач обеспечит надежный пуск дизельного двигателя даже в морозы
Toyota RAV4 2016
Трасса Оренбург – Орск? Нет, всего лишь Москва – Ржев. Тем не менее, видимость почти нулевая, а скорость движения – не больше 60 км/ч
Toyota RAV4 2016 вид сзади
С колеей, проложенной в глубоком снегу тяжелым внедорожником, японский кроссовер не справился. Блокировка межосевой муфты и отключение системы контроля тяги ему не помогли

С помощью нового дизайна RAV4 маркетологи Toyota пытаются привлечь к модели внимание молодых покупателей (до 35 лет), в среде которых бытует предубеждение, будто данная марка адресована, в основном, людям среднего и старшего пенсионного возраста. Что ж, «выстрел» в сторону новой целевой аудитории, на мой взгляд, получился удачным. Кроссовер действительно помолодел, он выглядит свежо и модно

«Прищурился»

Один из наиболее заметных новых элементов – более узкие фары, чем у предыдущей версии. Они придают облику автомобиля даже некую агрессивность, что, честно сказать, совершенно не вяжется с его «миролюбивым» характером. Кузов стал выглядеть более «легковым» и кажется меньше, чем он есть на самом деле. Однако внешняя компактность обманчива. По сравнению с предыдущей версией, длина обновленного RAV4 увеличилась до 4605 мм – в основном, за счет незначительного увеличения переднего и заднего свесов. Они стали длиннее на 35 мм. Маневренность кроссовера от этого вряд ли пострадала. Кроме того, новый RAV4 очень «объёмен» внутри. Ширина салона спереди, по моим замерам, составляет 144 см, сзади - 139 см.

Кстати, в гамме цветов появился новый – ярко-голубой «металлик», - однако пока он не набрал большой популярности. Но почему симпатичный новый кузов – такой удивительный «грязнуля»? Стекло пятой двери в слякотную или снежную погоду мгновенно заляпывается до полной непрозрачности. Впрочем, это происходит практически со всеми кроссоверами, такова уж форма кузова. Кроме того, с ледяной коркой справляется элемент обогрева заднего стекла, а с грязью – щетка-«дворник». Хуже, что у нового RAV4 сильно загрязняются стекла передних дверей, причем, на уровне зеркал, что затрудняет обзор. А ведь зеркала большие, и, пока стекла чистые, они дарят отличный обзор. Зато в любую погоду остаются чистыми пороги автомобиля: двери спроектированы очень грамотно и защищают пороги от загрязнения.

Оборудовано элементом обогрева и ветровое стекло. Обогревается вся его площадь, и срабатывает элемент очень оперативно: после ночной стоянки обмерзшее стекло полностью очищается от наледи всего за пару минут. Мощная «печка» в морозы вынуждена трудиться изо всех сил, но что поделаешь, в дизельной версии воздух в салоне прогревается не сразу. Если вам холодно, немедленно задействуйте обогрев передних кресел (у RAV4 есть версии, в которых элементами обогрева оборудованы и задние сиденья). Эти устройства справляются со своей работой отлично.

Toyota RAV4 в декабре прошедшего года занял второе место по популярности в сегменте SUV, пропустив вперед только Renault Duster. В целом, в 2015 году кроссовер испытал 30-процентное снижение продаж (всего за год было продано 27102 экземпляра RAV4), однако это не помешало ему по итогам года занять четвертое место среди SUV. Маркетологи связывают это, в том числе, с ноябрьским стартом продаж обновленного RAV4. Наряду с этим, кроссовер по-прежнему находится на втором месте по популярности среди всех моделей Toyota в России.

Что касается социального положения потенциальных покупателей, то предполагается, что это будут люди среднего и большого достатка. Насчет молодежи со средними доходами – согласен, что же касается «богатеньких», то, на мой взгляд, кроссовер мало чем привлечет их. Разве что традиционным качеством и надежностью изделия под брендом Toyota. Автомобиль очень аккуратно собран, просто-таки комар носа не подточит. Удивляться этому не приходится: Toyota RAV4 поставляется на наш рынок непосредственно из Японии. Выпуск модели на российском заводе под Санкт-Петербургом начнется только весной, при этом локализация составит 30 процентов. Надеемся, качество от этого не пострадает.

А пока – послушайте, с каким «породистым» звуком здесь закрываются двери! Материалы отделки салона стали еще лучше, появились приятные мягкие вставки на внутренних панелях дверей… увы, соседствующие с клавишами центрального замка и электростеклоподъемников без подсветки. На этой мелочи опять сэкономили.

Органы управления некоторыми системами немного «растерялись» по панели приборов. Так, слева за рулевым колесом скрылись кнопки блокировки межосевой муфты и дистанционного открывания двери багажного отделения (в тестовой комплектации эта дверь имела электропривод и возможность настройки высоты подъема). А справа за рулем спряталась кнопка включения ассистента при движении под уклон. На мой взгляд, лучше бы кнопки были логичнее сгруппированы по функциям, в частности, кнопки включения ассистента на спуске и блокировки межосевой муфты должны были бы соседствовать с кнопками выбора режимов движения (ECO и SPORT), а также с кнопкой включения/выключения электронной системы стабилизации. Но она оказалась и вовсе в неожиданном месте – в верхней части торпедо, где прежде располагались часы. А кнопки SPORT и ECO, наоборот, спрятались внизу.

Показалось также, что и селектор «автомата» выглядит пришельцем из прошлого. Но всё это на самом деле – сущие мелочи. В целом, салон обновленного RAV4 не только просторен, как мы уже отметили выше, но и исключительно уютен, просто по-домашнему. В нем так приятно находиться, особенно, когда за окнами мороз, снег, вьюга. Как в тестовые дни.  

Дисплей системы Toyota Touch 2 большой и яркий, но немного «пустой»: символов на нем маловато. Видимо, компания рассчитывает в дальнейшем «насытить» мультимедиа систему новыми полезными функциями (хотя о поддержке Android Auto и Apple CarPlay речь пока не идет). Впрочем, их и сегодня немало. Можно подсоединить смартфон по протоколу Bluetooth и не только получить доступ к своей телефонной книге, но и воспроизвести записанные в память мобильного устройства музыкальные треки. Штатная аудиосистема звучит в автомобиле очень неплохо.

Задним пассажирам в тестовой версии автомобиля было доступно немного «благ цивилизации». Разве что розетка на 12 В, большой простор для ног (33 см при посадке «за мной») и возможность менять наклон частей спинки. Номинальный объем багажника у японского кроссовера очень значительный: 577 л! Сдвижная шторка, прикрывающая поклажу, расположена на высоте 47 см – тоже хороший показатель. Дверь багажника оснащена электроприводом, причем, высоту подъема можно программировать (максимум – 185 см). А вот что не рекомендуется делать, так это пытаться закрыть дверь вручную, преодолевая сопротивление электродвигателя – он от такого «насилия» может отказать.

При складывании заднего ряда сидений образуется практически ровный пол. Под фальшполом багажника во всех версиях RAV4 расположена запаска-«докатка». Расположена удачно – углублением вверх. В это углубление можно уложить, например, дорожный набор, прилагаемый к автомобилю.

Не задувайте свечи раньше времени

Итак, у нас на тесте оказалась дизельная версия RAV4, что поначалу заставило меня поволноваться. Дело в том, что мой собственный дизельный автомобиль, четырехлетнего возраста, с пробегом больше 90 тысяч километров, стал уже негативно относиться к холодной погоде и в морозы ниже -25 градусов отказывался заводиться, в основном, из-за быстро теряющего заряд аккумулятора. Как-то поведет себя в таких условиях японская модель?

Сразу скажу – она повела себя отлично. И будет так себя вести, если выполнять несложные правила эксплуатации дизеля. Во-первых, «питать» его качественной соляркой. На тыльной стороне лючка топливного бака «Тойоты» есть даже указание: применять солярку только с низким содержанием серы. Такое топливо доступно на крупных сетевых АЗС. Во-вторых, в морозную погоду не следует включать стартер, не дожидаясь прогрева свечей накаливания. Прогреваются они быстро: желтый символ в виде спирали горит на панели приборов около 10 секунд. При температуре -20 градусов и ниже можно повторить прогрев свечей, выключив зажигание, а затем включив его снова. В этом случае символ будет гореть еще не более 5 с. Всё, теперь уж точно можно безбоязненно включать стартер и не сомневаться, что дизель «схватит» мгновенно.

Следует добавить, что на заводе в картер этого двигателя заливается масло вязкостью 0W30. Это масло имеет хороший «зимний» показатель (чем ниже первая цифра, тем он лучше), что также способствует легкому пуску в холодную погоду. Применение дополнительных присадок, улучшающих фильтруемость дизельного топлива зимой, лучше обсудить с механиками сервисного центра. Тестовый автомобиль в двадцатиградусные морозы обходился без присадок.

Запустили двигатель – прогрелись (хотя бы в течение пяти минут) – поехали. Если мерзнут руки на руле, а в перчатках вы хуже «чувствуете» автомобиль, включите подогрев «баранки». Рулевой механизм нового RAV4 оснащен электроусилителем, это устройство не страдает от морозов, как гидроусилитель, в котором густеет рабочая жидкость. Руль «Тойоты», совершающий примерно 2,8 оборота от упора до упора, остается легким… к сожалению, в любых условиях движения. Конечно, с набором скорости усилие на нем немного возрастает, но точность, к сожалению, нет. При движении в городе это не особенно мешает, скорости невысокие, резкие маневры зимой, на скользких покрытиях, противопоказаны любому автомобилю, так что на точность руля грешить не приходится. А на узких улочках и во дворах с таким рулем разворачиваться и парковаться одно удовольствие. Разве что радиус разворота у RAV4 чуть великоват (5,3 метра), мог бы быть сантиметров на 20 меньше, но в конце-то концов – не микролитражка.

Начальная цена обновленного RAV4 – примерно 1,2 млн рублей (без учета скидок и спецпредложений). Во столько оценивается переднеприводная версия с бензиновым 2,0-литровым двигателем и шестиступенчатой механикой. Стартовые цены на полноприводные «автоматические» кроссоверы со 150-сильным дизелем и 180-сильным 2,5-литровым бензиновым мотором – соответственно, 1 666 000 и 1 656 000 рублей. Дизельный автомобиль в комплектации Prestige «потянет» уже на 1,9 млн рублей.

Собственно, в городских условиях претензия к автомобилю только одна: быстро загрязняющиеся наружные зеркала и особенно стекла передних дверей на их уровне. Не сомневаюсь, что аэродинамика кроссовера выверялась самым тщательным образом, и автомобиль проходил испытания в различных климатических и погодных условиях. Просто мало в каких северных странах на дорогах используют столько противогололедных реагентов, как у нас. Это и создает проблему.

Камера заднего вида на RAV4 присутствует, но картинка на дисплее не слишком четкая, да к тому же она нередко просто пропадает из-за слоя грязи, быстро залепляющего «глазок» камеры, расположенный над задним номерным знаком. Системы кругового обзора на тестовом автомобиле не было, но в списке доступных опций она присутствует.

В остальном RAV4 предлагает массу преимуществ владельцу-горожанину. Ваш двор плохо чистят? Трактор насыпал снежный бруствер перед автомобилями на стоянке? Не беда ни в малейшей степени: полный привод у вас всегда под рукой. Ради интереса включите индикацию работы трансмиссии. Даже в обычном режиме движения часть момента (10 процентов) перебрасывается на заднюю ось практически постоянно. Не только в снегу и на скользких поверхностях, а также в поворотах – попробуйте разогнаться на асфальте, и вы тут же заметите это, цветная индикация очень наглядная. Между прочим, этот дисплей демонстрирует еще и угол поворота колес.

Если понадобилось добавить момента «назад», включайте кнопку блокировки межосевой муфты. Теперь, независимо от степени нажатия педали «газа», на передних и задних колесах будет по одинаковому количеству голубых квадратиков (см. фото). Красный шарик смещения момента в сторону того или иного колеса сдвигается незначительно, так что на «х-процесс» (выборочное распределение момента по колесам) рассчитывать не приходится. Но передняя и задняя оси связываются надежно, и это здорово повышает «акции» автомобиля в нечищеном дворе. На улице, увы, блокировка бессильна: она автоматически отключается при наборе скорости… по моим наблюдениям, около 45 км/ч. 

Зимой наши грунтовые дороги становятся ровнее, асфальтовые же – наоборот. Тут и там остаются не убранные дорожниками пятна льда и раскатанного снега, появляются ямы, заделку которых отложили до теплых времен. RAV4 переносит всё это стоически и дарит седокам на удивление высокий комфорт. Здесь тихо и мягко, хотя новый кузов получил более жесткую конструкцию. У него были усилены задняя поперечина и подрамник, а также появились дополнительные усилители на стыке пола и боковин. Это, по идее, должно было улучшить управляемость, но она у обновленного RAV4 не стала «коньком». Его преимущество – комфорт.

Но это не означает, что подвеска у кроссовера (спереди стойки «МакФерсон», сзади – двойные параллельные рычаги) мягкая и укачивающая. Нет, ее жесткость подобрана оптимально. Никаких «тычков» снизу пассажиры на неровностях не испытывают, но и вальяжностью, раскачкой на «волнах», кренами в крутых поворотах автомобиль не грешит. Хотя, конечно, об излишне резких маневрах зимой речи не идет.

Дизель – середнячок в линейке двигателей обновленного RAV4. Имея 2,2-литровый рабочий объем, он развивает 150 л. с. мощности. У «младшего» (2,0 л) бензинового двигателя мощность составляет 146 л. с., у «старшего» (2,5 л) – 180 л. с. Но дизель первенствует среди них по крутящему моменту – 340 Нм на «полке» 2000-2800 об/мин. Вроде бы, «полка» не ахти какая длинная, однако в городском движении создается ощущение, что мотор тянет почти что с холостых оборотов. Разгон с 60 до 80 км/ч происходит всего за 4 с, что согласитесь, очень неплохо.

Шестидиапазонный «автомат» охотно подстраивается под ваш стиль вождения. Если вы флегматик и никуда не спешите, он меняет передачи примерно при 2000-2200 об/мин. Если понадобилось поторопиться, момент переключения смещается к 3500 об/мин, а если вы опаздываете, «автомат» позволит двигателю набрать 3500 и даже 4000 об/мин и только потом сменит передачу. При этом нельзя сказать, что разгон на высоких оборотах становится менее эффективным. Просто характер этого дизеля больше тяготеет к «верхам». Переключения происходят мягко, отследить их возможно только по движению стрелки тахометра.

В городском потоке всевозможные маневры, обгоны, перестроения, ускорения после резкого торможения даются легко.

В целом, и на трассе обновленному кроссоверу динамики не занимать. Если ориентироваться на паспортные цифры разгона со 0 до 100 км/ч, то он занимает всего 10 секунд. Очень неплохой показатель для кроссовера среднего класса. Но нас прежде всего интересует «обгонная динамика» - с 80 до 120 км/ч RAV4 ускоряется примерно за 8 с. Но – странное дело – смена режимов движения практически не меняет этот показатель. Выберете ли вы режим ECO, нормальный или спортивный (в котором панель приборов приобретает красноватый оттенок), разгон будет происходить примерно за те же 8 с. Разница, может быть, и есть, но она крайне незначительна, пожалуй, ее и одной секундой измерить нельзя. C моей точки зрения, восьмисекундная «обгонная» динамика – это не самый лучший показатель. Она могла бы быть и на пару секунд короче.

Еще один показатель того, что автомобиль не относит себя к числу «спортсменов» - при выборе ручного режима переключения передач на панели приборов пропадает индикация экономичности вождения. В автоматическом режиме она есть, вы всегда можете оценить свой стиль, а с помощью мультимедиасистемы вывести на центральный дисплей историю вашей поездки в литрах на 100 км. Видимо, кроссовер считает, что ручной режим априори не экономичен, даже если вы мастерски обращаетесь с педалью «газа». Так, при движении со скоростью 100 км/ч можно удерживать обороты двигателя на отметке 1500. Минимальный расход топлива, которого мне удалось достичь на трассе, составил 7,2 л на 100 км. В городе этот показатель вырастает до 9 и даже 10 л на «сотню». Кстати, объем топливного бака у RAV4 относительно невелик, всего 60 л.

Отключать или не отключать?

В тяжелых условиях, например, при выезде из заснеженного двора, вам может понадобиться отключить систему контроля тяги TRC. Иначе она будет «придушивать» двигатель и затруднять выползание из снежной ловушки. А как в целом ведет себя страхующая электроника на обновленном кроссовере?

ABS на скользких и рыхлых покрытиях, на мой взгляд, слишком уж сильно «распускает» автомобиль. Нет, скользить и рыскать она не дает ему ни в малейшей степени, будь под колесами хоть разъезженный, хоть раскатанный снег. Но, с другой стороны, «увлекаясь» стабилизацией курса, эта система, по-моему, «забывает» об основном назначении тормозов. Замедляя RAV4 в различных условиях, я не раз вспоминал известное выражение «ABS не сокращает тормозной путь». В случае с этим автомобилем остановочный путь на «трудных» покрытиях надо просчитывать особенно точно.

Что касается контроля тяги, то она, прежде всего, контролирует именно тягу, как это ни банально звучит. Попробуйте добавить «газ» на заснеженной дороге – не получится. Но вот вам каким-либо образом удалось разогнаться, и вдруг на рыхлом покрытии передние колеса пошли в сторону… При сбросе «газа» стабилизация не сработает, а добавить его в этой ситуации вам, скорее всего, не захочется. На руль тоже рассчитывать не приходится: именно в таких ситуациях всплывает его невысокая точность. При повороте баранки автомобиль, вроде бы, охотно бросается в нужную сторону, но «перерулить» здесь очень легко, и, того гляди, вместо снежного бруствера справа угодишь в тот, что слева.

Отключить электронику в такой ситуации, казалось бы, будет откровенным нонсенсом, и все-таки я пробую это сделать… Очень интересный эффект! Теперь почему-то гораздо лучше чувствуется, как о стабильности автомобиля заботится межосевая муфта, добавляющая момент на заднюю ось. Нет, стопроцентной стабилизации и гарантии от контакта с сугробом это не дает, но работа автоматики системы полного привода достойна похвалы. Небольшое затруднение вызывает лишь то, что надпись на дисплее борткомпьютера «Система TRC отключена» высвечивается постоянно и не дает возможности посмотреть «мультик», демонстрирующий перераспределение момента между осями. Да, впрочем, в условиях импровизированного зимнего ралли на это все равно практически нет времени. Ну, а если вы все же хотите стопроцентной гарантии и стабильности, тогда скорость 40 км/ч вам под педаль и включение блокировки межосевой муфты.

В глубоком снегу, по пороги автомобиля, эта блокировка, увы, бессильна. Я попытался свернуть с дороги в колею, проложенную каким-то «вездеходом», возможно, УАЗом. RAV4 продвинулся по ней ровно на длину своего кузова и встал. На попытку добавить «газ» система TRC отреагировала отчаянным стрекотом, и автомобиль, естественно, даже не сдвинулся с места. При отключении системы колеса начали активно «фрезеровать» снег, и кроссовер также остался на месте. Возможно, ему помогла бы в этой ситуации понижающая передача в трансмиссии или хотя бы ее электронная имитация. Но таких опций для «легкого танка» RAV4 не предусмотрено.

К счастью для меня, обратно на дорогу кроссовер выбрался легко. При этом обнаружилось, что после себя он практически «выгладил» днищем снег. Теперь у него снизу нет сильно выступающих деталей, и длинный промежуточный глушитель больше не служит «якорем» при преодолении участков бездорожья, как было раньше. Расстояние от него до земли, по моим замерам, составляет около 240 мм, перегиб выпускной трубы в районе заднего моста расположен на высоте 190 мм, а наиболее низкая точка автомобиля – задняя часть защиты картера – находится на высоте примерно 180 мм.

«Здесь на каждом километре может пригодиться трос…»

Разумеется, соревноваться в проходимости с УАЗами и другими внедорожниками владельцу RAV4 не приходится. Но в снежном плену автомобиль может оказаться не только по вине незадачливого водителя, переоценившего возможности кроссовера. Вспомним недавний снежный буран в Оренбургской области, когда на шоссе Р336 замело снегом больше 50 автомобилей. Многие водители оказались совершенно не подготовленными к этому испытанию, некоторые получили обморожения и травмы. Дорожники и сотрудники МЧС сумели оказать им помощь только через несколько часов.

В Интернете развернулась бурная полемика по этому случаю. Одни участники дискуссии утверждали, что государство должно следить за своими дорогами, соответствующие службы обязаны вовремя их очищать, используя мощную технику, кроме того, должно быть налажено информирование населения о предстоящих стихийных бедствиях. Им возражали другие водители, считающие, что рассчитывать стоит только на себя, поэтому, отправляясь в дорогу, следует загружать в автомобиль все мыслимые и немыслимые средства самоспасения. Назывались и спальные мешки, рассчитанные на полярные морозы, и различные печки и горелки с соответствующим топливом, и чуть ли не недельный запас продуктов, и профессиональное внедорожное снаряжение, и наборы инструментов и запчастей на случай, если что-нибудь сломается. Представим себе этот набор в RAV4 – пожалуй, он не поместится не только в багажнике, но и в салоне. Соответственно, пассажиров и багаж оставляем дома…

Понятно, что истина где-то посередине. И государство должно следить за состоянием дорог, и службы оперативного реагирования должны реагировать, а службы информирования – информировать, ну, и сами водители должны задумываться о предстоящих маршрутах, тем более, в тех краях, где бывают морозы и бураны. Автомобили стали надежными и комфортабельными, однако не «всесильными». Условия сродни оренбургским не всем по плечу.

Кроссовер Toyota RAV4 прекрасно приспособлен для зимы. Даже в дизельном варианте. У него есть немало «теплых опций»: обогрев всей площади ветрового стекла, элементы подогрева рулевого колеса, наружных зеркал, сидений. У него просторный и теплый салон. Наконец, у него есть эффективная система полного привода. Но и в его багажник следовало бы добавить кое-что, отправляясь в дальнюю дорогу в суровых условиях.

В морозную погоду не следует включать стартер, не дожидаясь прогрева свечей накаливания. Прогреваются они быстро: желтый символ в виде спирали горит на панели приборов около 10 секунд. При температуре -20 градусов и ниже можно повторить прогрев свечей, выключив зажигание, а затем включив его снова. В этом случае символ будет гореть еще не более 5 с. Всё, теперь дизель точно «схватит» мгновенно.

Например, не помешает пара лопат, с короткими рукоятками, но широких и лучше металлических. Пластмассовые лопаты могут оказаться хрупкими на морозе. К штатному буксировочному тросу добавьте один или два, рассчитанных на нагрузку 7-8 т. Такие тросы немногим толще «слабых», стоят не так уж и дорого и продаются повсеместно. Не займет много места ручная лебедка на 3-4 тонны, при вытаскивании застрявшего автомобиля она с легкостью заменяет усилия нескольких человек.

Комплект цепей? Отличный вариант, только цепи ничем не помогут вам в глубоком снегу. Наоборот, колеса, «обутые» в них, будут только закапывать автомобиль. Цепи хороши на раскатанном снегу или льду, особенно эффективны они на дорогах с крутыми подъемами и спусками. Для надевания современных цепей не требуется не только снимать колеса, но даже поддомкрачивать автомобиль. Главное, чтобы комплект цепей точно соответствовал размеру колес (шин) вашей модели. Кстати, а широкая дощечка, увеличивающая площадь опоры домкрата, у вас с собой есть?

Набор продуктов на неделю при длине дороги в три-четыре сотни километров, конечно, избыточен. Но несколько бутербродов, шоколадок, пару пачек печенья, бутылку питьевой воды и термос с горячим чаем или кофе вполне можно захватить с собой. Применять в салоне автомобиля различные плитки и горелки опасно: можно отравиться угарным газом. А откроете окно – внутрь полетит снег и тепло уйдет наружу. Лучше согреваться автомобильной «печкой», а чтобы при этом не остаться без топлива, обязательно при первой же возможности заправляться до полного бака и иметь в запасе полную 10- или 20-литровую канистру.

В натопленном салоне можно ехать (или спать) хоть в футболке, так что низкотемпературный спальный мешок вам не пригодится. Но зимой все равно следует одеваться максимально тепло. К черту моду и гламур, жизнь и здоровье дороже! Рубашки и блузки – глубоко под шерстяные свитеры, флисовые пуловеры, теплые куртки и даже шубы. Под тонкие джинсы – рейтузы. На голову – шапку-ушанку и капюшон. Обязательны максимально теплые перчатки, а лучше варежки. На ноги – валенки или меховую обувь. Учтите: даже не отмороженные, а просто сильно замерзшие пальцы рук и ног вызывают при отогревании сильнейшую боль. Что уж говорить про более серьезные повреждения. Вам это надо?

Инструменты и запчасти можете оставить дома. Все равно на морозе, в снег и ветер вы не будете ничего ремонтировать в машине. Ваша задача – лишь не дать ей заглохнуть от нехватки топлива. Ну, и в случае с дизелем – не дать топливу замерзнуть в мороз. Это значит – заправляться только на проверенных АЗС и при необходимости применять препараты для улучшения фильтруемости и размораживатели солярки.

Можно прихватить провода для «прикуривания». Из мелочей – карманный фонарик, размораживатель замков в виде жидкости или приборчика с выдвижным нагревающимся стержнем (работает от пары батареек АА), перочинный нож или мультитул. Вот, пожалуй, и всё.

Отправившись в тестовый маршрут на новом RAV4, я попал в мощный снежный заряд еще в Подмосковье. И поймал себя на мысли, что многого из этого полезного снаряжения у меня-то как раз с собой и нет. Более того, я, как всегда, решил заправиться, когда загорится лампочка резерва топлива – а в «Тойоте» ее, между прочим, нет, есть лишь указатель, на сколько километров хватит остатка в баке. Конечно, среднеевропейским зимним условиям далеко до тех же оренбургских, и все же… Случись пробка хотя бы на пару часов, мне пришлось бы довольствоваться лишь случайно захваченным флисовым пледом да парой глотков теплого чая из термоса, основную часть я к тому времени уже выпил. Был бы у меня полный бак топлива, волноваться было бы вообще не о чем. Откинул бы спинку кресла, вытянулся и поспал бы в свое удовольствие под еле слышный шум ветра снаружи. Все-таки как здесь уютно, в этом новом салоне! Просто, как дома.

Вас заинтересует:

Вам понравился этот тест-драйв?


Выбираете автомобиль? Посмотрите конкурентов Toyota RAV4:


Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

2 0 8 6