“Volkswagen” начал вплотную работать над альтернативными источниками энергии для своих автомобилей – электричеством, топливными элементами и гибридными силовыми установками. В частности, первый серийный электрокар “Volkswagen” должен пойти в серийное производство уже в 2013 году. Им станет “Golf blue-e-motion”.
ПО ИРОНИИ судьбы мне довелось познакомиться с прототипом электрического “Volkswagen Golf blue-e-motion” в не слишком подходящем на первый взгляд для этого месте – на гоночном кольце “Формулы 1” в Шанхае. Всего лишь полтора месяца назад в этом боксе Михаэль Шумахер или Фернандо Алонсо совещались с механиками, как выжать из своих болидов максимум мощности и скорости, а сегодня руководитель коммуникаций отдела перспективных разработок “Volkswagen” Петер Вайсхейт рассказывает мне о нулевом выхлопе и охране окружающей среды. А все дело в том, что немцы уверены – электромобили могут быть столь же динамичными и эмоциональными, как и машины с обычными моторами.
На словах все гладко, а на деле? Открываю дверь “Golf blue-e-motion”, а сам вскользь смотрю на немецких инженеров. Они заметно волнуются. Ведь я первый из простых смертных, кто сел за руль этого автомобиля. Раньше его могли опробовать только заводские испытатели да германский канцлер Ангела Меркель со своим министром транспорта. Говорят, электрокар пришелся им по вкусу.
Осматриваюсь на месте водителя. Внутри (да и снаружи тоже) экспериментальный “blue-e-motion” – практически точная копия обычного “Golf”. Впрочем, пока это только оболочка для силовой установки. Вполне вероятно, что к моменту запуска модели в 2013 году ее облачат в кузов “Гольфа” уже следующего поколения.
Но техническая начинка при этом не изменится. Под капотом серийного “Golf blue-e-motion” разместятся управляющая электроника и электромотор пиковой мощностью 115 л.с., приводящий передние колеса через одноступенчатый редуктор. Питание двигателя будет обеспечивать блок из 180 литий-ионных аккумуляторов, размещенных в центральном туннеле, под задними сиденьями (вместо бензобака), а также под полом багажника, объем которого из-за этого уменьшился с 350 до 237 л.
ВКЛЮЧАЮ зажигание, и салон наполняет едва слышное гудение напрягшихся электрических внутренностей машины. Поворачиваю ключ дальше, и на левом циферблате в комбинации приборов стрелка прыгает из позиции “Off” в положение “0” – “Golf blue-e-motion” готов к движению. Да, инструментарий водителя здесь необычный. Из традиционных указателей остался только спидометр. Вместо тахометра – прибор, показывающий текущую мощность электродвигателя в киловаттах, а вместо индикаторов уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости – указатели степени зарядки батареи и оставшегося запаса хода. Кроме того, в меню бортового компьютера появились специфические пункты вроде среднего расхода энергии.
С места “Golf blue-e-motion” срывается резко и бесшумно, словно кошка. Поначалу динамика кажется просто великолепной для семейного хэтчбека: чуть нажал на педаль, а машина уже рвется вперед, присев на заднюю ось. Причем это происходит без каких-либо задержек и запаздываний, свойственных традиционным моделям, “задушенным” в угоду суровым требованиям экологов. Как тут не вспомнить заверения немцев о эмоциональности электрокара… Секрет такого характера – в конструкции электромотора, который выдает максимальную тягу 270 Нм прямо с нулевых оборотов.
Но стоит стрелке спидометра преодолеть отметку “городских” 60 км/ч, как первоначальная эйфория сменяется разочарованием. Темп ускорения заметно падает (в итоге разгон до 100 км/ч занимает 11,8 с), а при скорости 135 км/ч вообще останавливается – срабатывает электронный ограничитель. Это сделано для того, чтобы оградить батарею от чрезмерно быстрого разряда – на больших оборотах электромотор потребляет слишком много энергии.
На данном этапе – это самая главная проблема, поясняют инженеры проекта “blue-e-motion”. Но кардинально решить ее помогут лишь аккумуляторы нового поколения – нынешние литий-ионные практически исчерпали свои возможности…
В общем, все как в обычной жизни: за езду с ветерком приходится расплачиваться повышенным расходом “топлива”: на центральном дисплее виртуальная батарея почти наполовину опустела, хотя я проехал совсем немного. Кстати, предельный запас хода у “Golf blue-e-motion” составляет 150 км. Для этого надо нажать специальную кнопку и активировать режим “Range+” вместо мощностного “Comfort+” – электроника отключит от сети “лишних” потребителей вроде компрессора кондиционера и ограничит мощность мотора на уровне 50 кВт (68 л.с.). Понятно, что при таком раскладе пассажиры теряют в комфорте, а полуторатонный автомобиль превращается в экипаж для весьма неспешных вояжей. Поэтому разумным компромиссом мне видится режим “Normal”, в котором и кондиционер работает, и двигатель развивает более приемлемые 65 кВт (88 л.с.).
ЧТОБЫ не тратить зря энергию, я научился грамотно использовать режим рекуперации. Для этого применяются поначалу удивившие меня подрулевые лепестки, ведь на “Golf blue-e-motion” коробки передач нет. Но оказалось, что этими клавишами я могу выбирать интенсивность замедления в пределах трех заданных ступеней. Причем максимальную можно также включить, переведя селектор трансмиссии в положение “B” – чуть отпустил газ, а на диаграмме распределения потоков энергии к аккумуляторам побежали зеленые стрелочки – зарядка пошла.
Впрочем, рано или поздно “Golf blue-e-motion” все равно придется подключать к стационарной сети. И здесь тоже возможны варианты. Если воспользоваться обычной бытовой розеткой, то о машине придется забыть на семь часов. Сеть с напряжением 380 В позволит сократить процесс до 3,5 часа, а специальный терминал зарядит батарею на 80% всего за 20-30 минут.
– К сожалению, таких устройств в мире пока еще очень мало, – сетует немец, втыкая в разъем автомобиля электрический кабель. – Но мы верим, что со временем все должно наладиться. Вот и канцлер обещала помочь. Ведь через десять лет она планирует видеть на дорогах Германии миллион электрокаров.
Вслед за “Golf” семейство электромобилей “Volkswagen” пополнит компактный седан “Lavida blue-e-motion”, предназначенный в основном для китайского рынка. Силовая установка – такая же, как на “Golf”: 115-сильный электромотор и литий-ионные батареи, но за счет более легкого кузова “Lavida” разгоняется немного быстрее. Но в угоду снижения стоимости ее лишили таких вещей, как возможность выбора режима работы электросети и системы принудительной рекуперации энергии.
Краткая техническая характеристика “Volkswagen Golf blue-e-motion” | |
Габаритные размеры | 419,9х178,6х147,9 см |
Колесная база | 257,8 см |
Снаряженная масса | 1.545 кг |
Двигатель | электрический |
Мощность | 115 л.с. |
Крутящий момент | 270 Нм |
Тип привода | передний |
Максимальная скорость | 135 км/ч* |
Разгон 0-100 км/ч | 11,8 с |
Запас хода | 150 км |
Объем багажника | 237 л |
* Ограничена электроникой. |
Думаю что всё получится.
Ответить