Вы еще спорите с женой, детьми и тещей о том, какой автомобиль выбрать? Бросайте дискутировать! Новая Jetta вернет в семью покой и согласие
То, что американцы любят большие машины, факт известный. А потому седан Volkswagen Jetta, построенный на базе достаточно компактного хэтчбека Golf, в США быть сколько-нибудь популярным вроде бы не должен. Но это в теории. На деле этот автомобиль именно в Штатах является самой востребованной моделью из Европы – ежегодно там покупают около 110 тыс. таких машин.
К чему этот разговор о заокеанском рынке? Все просто: вкусы россиян, как правило, близки к американским. Но… не в случае с Jetta. В нашей стране даже внутри марки Volkswagen ее по популярности до сих пор обходил и кроссовер Tiguan, и более дорогой седан Passat. Причем в структуре сбыта модели значительный объем приходится на корпоративных клиентов. Дабы понять, чем сдерживался спрос частных покупателей, следует учесть ряд факторов. Так, нужно вспомнить, что этот седан по определению автомобиль семейный: он чуть крупнее, нежели Golf, с изолированным багажником. Но именно поэтому и не такой “заводной” – тот, кому нужны напор, маневренность, выбирали “донорский” хэтчбек. А если клиент искал автомобиль утилитарный – с просторным салоном, емким багажником и крепким имиджем, он выбирал уже Passat, значительно превосходивший Jetta по этим параметрам. И уж тем более она не могла удовлетворить всем требованиям сразу: быть элегантной и солидной, практичной, самодостаточной, но вместе с тем и спортивной, резвой.
Однако Jetta нового – шестого – поколения грозит этот расклад взорвать. Уже наш первый тест автомобиля показал: он обладает всем необходимым, чтобы перетянуть к себе клиентов как внутри вольфсбургского бренда, так и от марок-конкурентов.
Встречают по одежке, с этим не поспоришь. Поэтому дизайн автомобиля – фактор ключевой. Однако немцам понадобилось три десятилетия, чтобы решиться на логичный шаг: сделать Jetta не клоном Golf, а внешне самостоятельной моделью. Ведь с тех пор как в 1979 г. появилась ее первая версия, на протяжении пяти поколений экстерьер машины шел по стопам хэтчбека, трансформированного в седан. И вот теперь дизайн автомобиля перестал базироваться на внешнем виде донорской модели, он стал оригинальным.
Во многом это решение обусловлено смелым вторжением в габариты автомобиля, который перерос предшественника сразу на 9 см. Такой скачок позволил скорректировать пропорции и превратить модель в солидную машину с динамичным кузовом. При этом Jetta со своей длиной 4,64 м оказалась даже ближе к новому Passat (4,77 м), нежели к своему “брату” Golf (4,2 м). А значит, к параметрам более высокого класса должны приблизиться и остальные показатели, в первую очередь – размер салона и багажника.
Чтобы проверить это, открываю двери. Так и есть: внутри седана очень просторно. Особенно на втором ряду кресел – вряд ли кто-либо из прямых конкурентов может предоставить задним пассажирам столько свободы. Мало того что здесь легко расположатся трое взрослых, еще и места для коленей более чем достаточно. Чуть позже утверждаюсь в этих наблюдениях – при прежней высоте в задней части салона (94,3 см) пространство для ног увеличили почти на 7 см, и этого вполне хватает даже рослому мужчине. Не меньше впечатлил и 510-литровый багажный отсек: он настолько глубок и высок, что, кажется, в него можно нырнуть с головой. Хотя и это не предел – спинки задних сидений складываются в пропорции 60/40, а еще в них есть люк для длинномеров (например, лыж). Так что и вчетвером можно поехать в горы, на пикник или на дачу, если понадобится перевезти что-либо по хозяйству.
Что же касается интерьера, то и по дизайну, и по эргономике в целом Jetta практически дублирует прочие модели концерна Volkswagen, прежде всего Golf и Passat (последний, например, поделился стилем приборной панели). Однако утверждать, что это плохо, не стану. Напротив, выверенная с немецкой точностью логика расположения приборов и органов управления знакома и понятна, не нужно искать тот или иной переключатель. Сел, настроил под себя руль, кресло, зеркала и поехал. Сиденье водителя имеет до восьми электрорегулировок, и даже передний пассажир (пусть и вручную) может поднять или опустить подушку кресла, подкачать боковые упоры. Хорош и руль: по высоте и вылету он регулируется плавно, без рывков, диапазон хода приличный. Да и само мультифункциональное рулевое колесо отменное – небольшое, с плотным и удобным хватом. При этом Jetta теперь может похвастаться и собственными элементами. Так, рычаг ручного тормоза сдвинули ближе к водителю, а на освободившемся пространстве разместили пару подстаканников. Есть и другие места для хранения вещей: бокс, встроенный в центральный подлокотник, карманы на спинках передних сидений, потайной выдвижной ящик под сиденьем переднего пассажира, держатель для очков…
Впрочем, пора вернуться к внешнему виду, который полностью отвечает нынешней концепции дизайна вольфсбургской марки. Он ориентирован на четкие, строгие линии, придающие автомобилю солидность и основательность (на мой взгляд, иногда чуть скучноватые и неброские). Но, как заметил дизайнер экстерьера Хосе Карлос Павоне, есть у машины черты, призванные показать ее динамичность. Например, рельефная и “мускулистая” задняя часть, способная не только подчеркнуть спортивность седана, но и прижать его к дороге на высокой скорости. Или агрессивная линия капота, идущая от передних стоек к решетке радиатора. Кстати, последняя плавно переходит в фары, что при взгляде спереди делает машину шире. На спортивный стиль модели намекают и детали боковин кузова: зеркала с узкими полосками “поворотников”, колесные арки, вырезанные точно по контуру колес, линии в районе задних стоек.
Отдельно следует сказать о заднем стекле. Будучи широким и с наклоном, как у купе, оно гарантирует просто отменный обзор. А это полезно и на дороге, и во время парковки, несмотря на наличие у Jetta переднего и заднего “парктроников” (с анимационной индикацией на дисплее), а также функции опускания правого бокового зеркала на задней передаче.
Сделав дизайнерскую заявку на спортивность и солидность одновременно, “шестая” Jetta перед ездовым тестом обозначила интригу: сможет ли новая модель и на дороге соответствовать этому имиджу? Ведь, с одной стороны, она построена на базе Golf, чьи динамические характеристики сомнений не вызывают. С другой – платформа седана в сравнении с хэтчбеком растянута на целых 7 см, а по общей длине она превосходит не только прямых конкурентов Renault Fluence и Chevrolet Cruze, но и машины классом выше – например, Toyota Avensis. Да и моторная линейка, стартующая с бензинового агрегата объемом всего 1,2 л, настораживала.
Поэтому во время теста я первым делом выбираю именно этот двигатель мощностью 105 л.с. Хочу проверить, способен ли новый 4-цилиндровый мотор с турбонагнетателем заменить прежний 1,6-литровый “атмосферник”. Согласно обещаниям конструкторов, 1.2 TSI способен разгоняться до “сотни” за 10,9 с и набирать 190 км/ч. Увы, последний показатель мне не удалось проверить: тест проходил под Ниццей, а там дороги не имеют ничего общего с немецкими автобанами. Зато приемистость и резвость агрегата, обладающего 175 Нм крутящего момента, могу подтвердить: Jetta с 6-ступенчатой механической коробкой передач легко берет с места в карьер, неплохо разгоняется, без видимых проблем совершает обгоны и взбирается на горки. При этом средний расход топлива для автомобилей этого класса потрясающий – всего 5,7 л бензина в базовой версии и 5,3 л с технологией BlueMotion, которая, в частности, глушит двигатель на светофорах. Впрочем, на экономичность и динамику наверняка повлиял весь комплекс достижений современной инженерии. Благодаря им, в частности, “шестая” Jetta стала на 50 кг легче предшественницы.
Что же касается других характеристик, то они оказались предсказуемы. Руль, оснащенный здесь электромеханическим усилителем, плотный, послушный. Каких-либо нареканий к управляемости не возникло ни в одном режиме, будь то тесные улочки французских деревень, открытые участки шоссе или горный серпантин. В любой поворот седан входит уверенно, по-немецки четко, нет никаких заносов и сносов, нет кренов, чему способствует и уменьшенная на 6 см высота машины, и интеллектуальная ESP последнего поколения, и настройки подвесок. Они разные: спереди применены стойки McPherson с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами, сзади – “многорычажка” с пневмобаллонами. Могу признать, что такой подход позволил инженерам решить двуединую задачу: совместить безопасность хода с высоким уровнем комфорта и динамикой.
А вот еще одна модификация – дизельная – такой же сбалансированной мне не показалась. В том, что касается маневренности, плавности хода, управляемости, это та же Jetta, а вот динамика уже другая. Здесь также стоит совсем новый двигатель, тоже с BlueMotion и той же мощности (105 л.с.), но на тяжелом топливе и с другим объемом (1,6 л). Иная и трансмиссия – 6-ступенчатая коробка передач с двойным сцеплением DSG. Однако даже с ней седан становится менее юрким: отклик на нажатие педали “газа” можно назвать ощутимым, и этот момент следует учитывать при резких маневрах – обгонах, перестроениях. Зато у мотора есть неоспоримый плюс, который состоит в невиданной экономичности – 4,2 л топлива на “сотню” пробега (один из лучших показателей в мире для седанов). Думаю, в Европе этот аргумент станет решающим. По крайней мере, когда во время фотосъемки ко мне подъехал французский полицейский и попросил взглянуть на автомобиль, его в первую очередь заинтересовали расход топлива и цена машины и лишь потом – показатели разгона, максимальной скорости и размеры багажника.
А каковы перспективы новой Jetta в России? Пока однозначного ответа нет, еще много неопределенностей. Известно, что начало продаж намечено на июль, но не решено, с какими моторами появится в нашей стране Jetta, будут ли среди них дизели и по каким ценам станут предлагать каждую из трех комплектаций – Trendline, Comfortline и Highline. Не идет речь и о выпуске модели на заводе в Калуге, все машины будут импортировать из Мексики.
Вместе с тем и внешний вид, и увеличившиеся размеры, и качество материалов и сборки, и богатое оснащение всех версий (уже в “базе” климат-контроль, система помощи при трогании на подъеме, шесть подушек безопасности, пять травмозащитных подголовников, электропакет на зеркала и все двери), плюс традиционная надежность Volkswagen позволяют предположить, что шестая генерация Jetta станет среди россиян более востребованной, чем модель предыдущего поколения. В прошлом году у нас было продано 8149 таких машин, в позапрошлом – 7888. Берусь утверждать, что начиная с 2011 г. эти показатели пойдут круто вверх. Хотя и в этом случае до популярности модели в США будет неблизко.
СРАВНИТЕ САМИ | |||
| VolkswagenJetta | ChevroletCruze | |
Макс. мощность, л.с. | 105 | 106 | 109 |
Макс. момент, Нм | 175 | 145 | 153 |
Макс. скорость, км/ч | 190 | 183 | 185 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 10,9 | 11,9 | 12,5 |
Экономичность, л/100 км | 5,7 | 6,8 | 7,3 |
Безопасность EuroNCAP | нет данных | нет данных | ***** |
Цена, руб. | нет данных | от 569 000 | от 547 500 |
Технические характеристики Volkswagen Jetta | |
Габариты, мм | 4644х1778х1453 |
Колесная база, мм | 2651 |
Объем багажника, л | 510 |
Снаряженная масса, кг | 1227 |
Тип двигателя | бензиновый турбированный L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1197 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 105/5000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 175/1500–4000 |
Трансмиссия | механическая 6-ступенчатая |
Привод | передний |
Макс. скорость, км/ч | 190 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 10,9 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 5,7 |