Одним из самых сложных наступлений для Красной армии во время Великой Отечественной войны стала Псковско-Островская операция, в ходе которой 70 лет назад пришлось взламывать отлично подготовленную оборону противника. Мы отправились к местам тех сражений на универсале Chevrolet Cruze
Весной 1944 г. Красная Армия наступала уже почти безостановочно. Но именно почти – не все шло гладко. После проведения Ленинградско-Новгородской стратегической операции советские войска оттеснили группу армий “Север” в район Пскова. Но там части 16-й и 18-й немецких армий смогли закрепиться на построенных за время оккупации укреплениях линии “Пантера” и остановили наше наступление.
В ходе тяжелейших боев в марте – апреле 1944 г. войска Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов так и не смогли прорвать немецкую оборону, и на середину лета ставка назначила новую операцию. Ее провели части 3-го Прибалтийского фронта под командованием генерал-полковника Ивана Масленникова в июле 1944 г. И провели успешно: удалось не только завладеть Псковско-Островским укрепленным районом, но и продвинуться на 50–130 км вглубь территории Латвии и Эстонии. Семь из наиболее отличившихся в тех боях частей и соединений получили почетные наименования “Псковские”, девять – “Островские”.
Сколько же крови пролито за всю историю на псковской земле! Кажется, что на каждой странице учебника истории находится место для предательств и убийств. И местные жители об этом помнят. Впрочем, тут нет гигантских мемориалов и колоссальных памятников. Зато есть множество прямых и косвенных напоминаний о том, что бурая земля впитала в себя немало алой влаги. К примеру, в пригороде Пскова в лесочке спрятался мемориал, посвященный еще Ледовому побоищу. Позже, в XV–XVI веках, город активно укреплялся, поскольку на него точили зуб шведы – об этом свидетельствуют сохранившиеся поныне мощные каменные стены Псковского кремля. Но, пожалуй, самым тяжелым испытанием для псковской земли стала Великая Отечественная война, ведь немцы взяли город уже 9 июля 1941 г. и установили в нем жестокий оккупационный режим. На то, чтобы их оттуда выбить, ушло целых три года.
Однако не будем забегать вперед, наше знакомство с памятниками, музеями и мемориалами еще впереди. А пока мы едем от столицы, и при этом… краснеем от стыда. Нет, правда, победившая в такой тяжелой войне страна – и такие отвратительные дороги! Хотя будем справедливы: поначалу наш путь не был особо трудным. Что в Московской, что в Тверской области трасса на удивление приличная – она узковата, зато асфальт относительно ровный. Но стоило нам пересечь границу Псковской области, как все резко изменилось. А самым удивительным показалось даже не наличие больших ям и выбоин, а то, как здесь работают ремонтные бригады. Похоже, они по какой-то странной системе на некоторых участках снимают старый асфальт… и уезжают. Причем, судя по всему, надолго. И лишь спустя год-два возвращаются и начинают неспешно укладывать новое покрытие. А вот до дорог в самом Пскове у них явно руки вообще не доходили – местами движение превращается в хаотичные (и не всегда успешные) попытки объехать многочисленные ухабы.
Зато за свой “боевой экипаж” нам краснеть не пришлось ни разу. И это оказалось особенно приятно, ведь еще перед стартом мы размышляли, справится ли с такой дорожной “спецификой” городской универсал. Но он оказался настоящим бойцом! Огромный и отлично продуманный багажник без проблем принял всю поклажу, а уютный интерьер и удобные кресла избавили нас от многих дорожных невзгод. Да и на ходу Chevrolet Cruze превзошел ожидания. Его “городская” подвеска очень неплохо приспособлена к отечественным дорогам. Порадовал и силовой агрегат. Конечно, 1,6-литровый 124-сильный мотор избытком тяги не блещет, так что при обгонах водитель вынужден переключать коробку передач на ступень-другую “вниз”, но делать это приходится не так часто – в большинстве ситуаций запаса динамики хватает. А если учесть его скромный аппетит (у нас получилось около 7,5 л/100 км), то прощаешь и небольшой недостаток тяги.
Нам повезло: во время нашей экспедиции и сам Псков, и его окрестности утопали в зелени. На этом фоне четко выделяется памятник освободителям Пскова – установленный на высоком постаменте танк Т-34-85. Кстати, поначалу он находился на территории другого мемориального комплекса, но в день 30-летия освобождения города, 23 июля 1974 г., его переместили, и он стал самостоятельным монументом.
Еще одно памятное место – площадь Победы. Здесь в небольшом сквере находится могила Неизвестного солдата, чаша Вечного огня и необычная композиция – устремленные вверх 15 соединенных между собой стволов зенитных орудий. Как ни странно, но других крупных памятников, посвященных войне, в областном центре нет. Тем не менее не нужно торопиться и говорить о “короткой памяти” – по городу разбросано огромное количество небольших обелисков и мемориальных досок. Немало их и вдоль окрестных дорог, есть свой памятник и практически в каждой деревеньке.
В военном арсенале концерна General Motors было немало автомобилей, заслуживших популярность и признание. О некоторых мы уже рассказывали, но один из самых необычных пока не вспоминали. Речь идет об амфибии GMC DUKW-353. Производство этого десантно-транспортного плавающего 2,5-тонного грузового автомобиля, созданного на основе армейского трехосного грузовика GMC CCKW-353, начали в апреле 1941 г. Машина оказалась очень востребованной, ведь в ее десантном отделении можно было перевозить до 25 солдат или груз массой до 2,3 т (например, 105-миллиметровое орудие вместе с расчетом). Амфибия отличалась отличной проходимостью: она легко штурмовала водные преграды, а благодаря односкатным шинам с крупным рисунком протектора и системе централизованной регулировки давления (появилась с 1942 г.) без проблем одолевала даже топкие болота. Довелось таким автомобилям повоевать и “в рядах” Советской армии – GMC DUKW-353 вместе с более компактным 6-местным собратом Ford GPA начали поставлять в СССР по ленд-лизу в 1944 г. Солдаты оценили ее по достоинству. Поначалу большие амфибии называли по имени модели “даквами”, позже их стали любовно именовать “утками” (от английского слова “duck”). Всего за время Великой Отечественной войны наша армия получила не менее 723 машин GMC DUKW-353.
Чтобы убедиться в этом, мы совершили первую “вылазку” – отправились на север от Пскова. И обнаружили сразу несколько памятных точек. Например, около поселка Ямок нашли стоящую около дороги гаубицу, а неподалеку от нее – мемориал “Поле памяти”. Порадовало, что о состоянии пушки явно заботятся: похоже, ее совсем недавно выкрасили ярко-зеленой краской. А вот второй монумент с высоко подвешенным колоколом, увы, совсем обветшал. Даже буквы в надписи “Поле памяти” так облупились, что прочитать ее удается с трудом.
Признаемся, подобное отношение к некоторым памятникам несколько обескуражило. Но мрачное настроение рассеялось, когда мы отправились в другую сторону от Пскова, в город Остров. Там мы нашли небольшой, но очень интересный музей Великой Отечественной войны. В нем представлено несколько десятков мотоциклов военных (и более поздних) времен, отличная экспозиция парадной и полевой армейской формы, знаков различия, орденов и медалей. Но самое главное, там собрана великолепная коллекция оружия, найденного археологами в псковской земле. Причем, помимо “дежурных” образцов, представлены и необычные. Например, можно увидеть не только знакомые по фильмам немецкие пистолеты-пулеметы MP-40, но и несколько довольно редких образцов автоматов StG-44. Из отечественной “экзотики” представлены снайперские модификации винтовки Мосина, шомпольный гранатомет и даже винтовочный… бутылкомет – с его помощью бутылку с зажигательной смесью выстреливали на расстояние от 80 до 150 м.
В изумрудной зелени псковских лесов хватает и мрачных серых пятен. Нет, это не иносказание, здесь множество самых разных оборонительных построек. Пожалуй, наиболее известные из них – доты “Линии Сталина”, построенные еще в 1938–1939 гг. вдоль старой государственной границы СССР. К 1940 г. эта цепь оборонительных сооружений потеряла свое военно-стратегическое значение, и ее покинули, но в годы Великой Отечественной их использовали еще не раз.
К сожалению, подъехать к большинству из них сегодня можно разве что на серьезном внедорожнике. Но один, расположенный около почти вымершей деревни Холматка, сотрудники островского музея превратили в свой филиал. Туда мы и направились. А попутно подвергли свой “экипаж” дополнительной проверке на прочность: чтобы попасть к дотам, нужно свернуть с дороги и проехать километров пять по грунтовке. Однако Chevrolet Cruze не спасовал! Конечно, крупные ухабы приходилось объезжать, но в целом машина не доставила нам никаких хлопот даже в столь непростых для нее условиях.
Одолев грунтовку, попадаешь на большую поляну. Сюда сотрудники музея привезли несколько образцов крупной военной техники: танк Т-34, заслуженный труженик войны трехтонный грузовик ЗИС-5, тяжелый дизельный трактор “Сталинец”. Но интереснее всего, конечно, забраться в приземистый бетонный дот. Только очутившись внутри, начинаешь понимать, в каких нечеловеческих условиях жили и служили солдаты. Только там осознаешь почти двухметровую толщину внешних стен. Только так можно прочувствовать на собственном опыте, каково это – смотреть на врага через узкие амбразуры. А ведь внизу, под стрелковыми позициями, есть еще и подземный этаж, где находились комнаты для отдыха личного состава. Правда, сегодня доступ туда закрыт. Оно и к лучшему – честно говоря, и без того хватило острых ощущений.
Думаете, подходящая экипировка важна только в холодное время? Ошибаетесь! Любой опытный путешественник скажет: летом подобрать комфортную одежду не менее важно, чем зимой. Тут нам повезло: в ходе экспедиции по Псковской области довелось испытать на себе качество и удобство футболок Mixed Jack от компании Jack Wolfskin. Казалось бы, что может решить такая простая вещь, как футболка? Но не спешите с выводами. На самом деле этот элемент экипировки имеет большое значение. Особенно если одежда выполнена из органического хлопка. Мы в полной мере убедились, что этот материал очень легкий и отлично дышит даже в самый жаркий день. А благодаря дизайну “слим фит” ткань плотно прилегает к телу и ощущается словно вторая кожа. Так что теперь мы рекомендуем всем путешественникам заранее заехать в магазин и запастись такой одеждой.
Выбравшись наружу и оглядевшись по сторонам, мы обнаружили на горизонте еще несколько таких же серых точек. Оказывается, здесь был не один дот, а целый укрепрайон. Вот только добраться до остальных бункеров мы не смогли – местность вокруг сильно заболочена, а скакать по кочкам без проводника все же рискованно.
Вместо этого мы снова забрались в уютный салон Cruze и отправились в обратный путь. А по дороге посетили еще одну “серую точку” – одно из сооружений, построенных немцами во время оккупации. Оно до сих пор скрывается в лесочке совсем недалеко от трассы Москва – Рига. Говорят, раньше строений тут было несколько, но часть из них разрушили. А вот одно из бетонных убежищ для расчета зенитной установки уцелело. Правда, неспециалисту трудно понять, кто его возвел. Но знающие люди утверждают, что “авторами” были именно немцы – об этом говорят наличие характерного козырька над входом, расположение амбразуры защиты входа, круглые вентиляционные шахты. Увы, больше смотреть оказалось практически не на что: мрачная бетонная коробка давно заброшена, внутри – сырость и мусор. Говорят, псковские власти сегодня всерьез думают о том, чтобы превратить все расположенные в области доты в музеи. Но пока этот проект не реализован, остается лишь осматривать снаружи сооружения, сыгравшие огромную роль в Великой Отечественной войне.
Скажем честно: отношение жителей Пскова к памяти павших воинов нас удручило. Да, в области действительно немало небольших монументов. Но многие из них пребывают в столь же запущенном состоянии, что и доты. Впрочем, можно надеяться, что местные энтузиасты пойдут по пути сотрудников островского музея и начнут обращать больше внимания на собственную историю.
С этой надеждой мы покидаем псковскую землю. Нам, не знавшим войны, обязательно нужно хоть иногда вспоминать о ней. Вспоминать о тех, кто не вернулся. Посещать места, где совершали подвиги, где лилась кровь. И пусть мы проделали свой путь не в спартанских условиях военного транспорта, а в современном и комфортабельном Chevrolet Cruze, зато узнали многое о событиях 70-летней давности. И благодаря этому никогда не будем относиться к памяти о тех страшных временах так небрежно и легкомысленно, как это делают сегодня многие наши современники.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках