Высказался в рамках следующего круглого стола:

Кризис, рост цен и потенциал спроса - траектория выживания

Соблазн поднять цены в ответ на осенний рост интереса потребителей к покупке автомобиля велик. Удастся ли производителям не выйти за пределы платежеспособного спроса?

Дмитрий Бусуркин
16 сентября 2015

Дмитрий Бусуркин

директор компании Datsun в России

«Мы уникальны, актуальны, и нам есть, куда развиваться!»

Осень на российском автомобильном рынке – время традиционного оживления спроса. Не исключено, многие автопроизводители захотят воспользоваться этим и хотя бы отчасти наверстать потери первого полугодия. Однако кризис диктует свои условия, доходы населения сокращаются, сбережения тают, уверенности в том, что стандартные рецепты и сценарии помогут, нет. О ситуации на рынке и стратегии поведения в условиях кризиса порталу MotorPage.ru рассказал директор Datsun в России, Дмитрий Бусуркин.

- Если оценивать прошедшие восемь месяцев на российском рынке, то на их протяжении ситуация менялась. В январе-феврале ещё были заметны отголоски того спроса, который мы наблюдали в конце прошлого календарного года. Тогда из-за эффекта девальвации спрос был высок. Он оттянул на себя значительную часть потенциальных продаж 2015 года. Постепенно эффект начал сходить на «нет», я бы сказал, он исчерпал себя к августу.
Рынок все восемь месяцев снижался. С одной стороны, он получил и государственную поддержку. С другой стороны, многие игроки агрессивно себя вели. На волне девальвации кто-то решил поднять цены, кто-то решил цены попридержать и тем самым увеличить свою долю рынка.
Если говорить про марку Datsun, то наш запуск пришёлся как раз на оба периода, на которые можно разделить нынешний кризис. Первый – с октября 2014 года по январь-февраль 2015, когда был высокий спрос. И второй – период спада продаж, который проходил уже с государственной поддержкой. Нас результаты на данный момент устраивают. Мы достигли всего, что запланировали. Мы запустили две модели, как обещали. Объём наших продаж, если говорить непосредственно про календарный год, составил (за первое календарное полугодие) порядка 18 тыс. автомобилей. И если говорить за период с января по август, то это порядка 24 тыс. автомобилей. Таким образом мы оцениваем минувший период, как успешный. Datsun занял сильные позиции на рынке, бренд узнаваем. И мы надеемся продолжить эту тенденцию.

В условиях кризиса, когда у потребителя остается все меньше средств на приобретение автомобиля, можно ожидать смещения значительной части спроса в бюджетный сегмент. Недорогие автомобили японского качества под маркой Datsun должны быть особенно востребованы. Однако 18 тысяч за полгода не такой уж впечатляющий результат.

- Есть общая тенденция к снижению рынка. Сегмент, в котором мы играем, сопротивляется чуть лучше, чем остальные, но в абсолюте он тоже падает. Мы корректируем наше производство, наши планы согласно общим тенденциям. И в единицах проданных автомобилей, возможно, сейчас показатели ниже, чем планировалось в 2014 году. Однако, мы всегда говорили, что Datsun займёт треть объема продаж компании Nissan в России. Примерно так дело сейчас и обстоит, в этом мы идём по плану.

- Что является главным конкурентным преимуществом автомобилей Datsun?

- Datsun – это японский бренд в ценовом диапазоне до 500 тыс. рублей. Это уникальное предложение на рынке. Характерная его особенность заключается в том, что это бренд с уникальным, узнаваемым дизайном. Над этим продуктом работали японские инженеры совместно со специалистами «АвтоВАЗа». Помимо дизайна, надежности и других важных характеристик, автомобили Datsun – это весь спектр услуг, который мы предлагаем. Это дилерская сеть, выделенная специально под Datsun, с высоким уровнем стандартов, соответствующих стандартам Nissan. Это сервисное обслуживание, которое осуществляется в рамках сервисных мощностей мастерских Nissan. Это стоимость владения автомобилем, которая держится на достойном уровне. Для нас важно привлекать клиента не только на момент покупки, но и на протяжении всего периода эксплуатации, предлагать отличное сочетание цены и качества. Все эти элементы делают Datsun действительно уникальным японским брендом в доступном ценовом диапазоне.

- Как донести до потребителя, что ради всего этого даже в кризис стоит обратить внимание именно на Datsun?

- Одной из ключевых стратегий для нас является полная прозрачность. Не важно, касается ли это ценообразования, сервисного обслуживания или чего-либо другого: придя в салон, клиент получает полную картину как по стоимости автомобиля, так и по его обслуживанию. Задача наших дилеров, которых мы обучаем – донести всю эту привлекательность бренда до клиента. Наша задача, соответственно, заключается в создании имиджа бренда, который отразил бы всю эту философию и наши ценности.

- Российский автомобильный рынок уже достиг «дна», или надо готовится к еще большему падению?

- Непросто прогнозировать в условиях такой волатильности нашего рынка. Наша основная задача сейчас – смотреть на развитие ситуации и тактически реагировать с тем, чтобы сохранять свои позиции. Главная задача – не смотря на то, в каком направлении будет двигаться рынок, сохранять конкурентные предложения для клиентов и расширять клиентскую базу.
В значительной степени все будет зависеть от геополитической и макроэкономической ситуации в стране. Однозначно можно сказать одно: Nissan пришёл сюда надолго. Вложены большие инвестиции в российский рынок. Надо подчеркнуть, что для нас, несмотря на кризис, российский рынок является ключевым. И мы будем стараться усилить наши позиции в кризисное время и нарастить их в тот момент, когда рынок начнёт восстанавливаться.
К сожалению, я не могу предсказать, когда начнется восстановление. Если бы всё было так просто, мы бы чувствовали себя несколько более комфортно. Но, к счастью, есть государственная поддержка, которую мы используем. Надеюсь, в том числе и это, в сочетании с нашими собственными усилиями, поможет преодолеть кризис и продолжать рост в России.

- Государственная поддержка сегодня эффективна?

- Мы считаем, что она даёт позитивный эффект. Если говорить, например, о субсидировании кредитной ставки, то продажи в кредит у бренда Datsun достигают 40%, в том числе, за счёт государственной поддержки. От себя мы в рамках кредитного предложения клиенту, помимо господдержки, предлагаем бесплатную страховку «Лайт КАСКО». В совокупности все это позволяет держать долю кредитов в продажах на уровне 40-50%.

- Представим себе гипотетическую ситуацию, к концу года кризис становится ещё жёстче, у населения доходы сокращаются ещё сильнее, сбережения еще больше обесцениваются. Вы будете готовы пойти на снижение цен?

- Апокалипсические сценарии мы не рассматриваем, поскольку, несмотря на кризисные веяния, потенциал российского рынка все еще велик. Главное, чтобы предложение Datsun на рынке было конкурентоспособным, интересным нашим клиентам. Естественно, в зависимости от развития рынка мы будем реагировать – с тем, чтобы нашим клиентам было комфортно приобретать автомобили и обслуживать их в технических центрах Datsun.

- Заметны ли сейчас на рынке изменения потребительских предпочтений? По моделям, по комплектациям, по дополнительным опциям?

- Следует отметить, что автомобили в нижнем ценовом диапазоне демонстрируют чуть большую сопротивляемость кризису ввиду самой природы этого предложения. Если говорить про комплектации, то, поскольку доля кредитов высока, наши клиенты могут выбирать более дорогие комплектации. Это не сильно влияет на величину ежемесячного платежа.
Основной спрос у Datsun сосредоточен в среднем ценовом диапазоне, то есть там, где есть оптимальное соотношение цены и комплектации.

- Из более дорогих сегментов клиенты «перетекают» в более дешёвые?

- Косвенно это можно отметить, поскольку доля В-сегмента на рынке растёт в процентном отношении. Сейчас есть переток клиентов из С-сегмента.
Но в целом интересная особенность заключается в том, что у нас порядка 30% клиентов - это люди, которые впервые приобретают автомобиль. 70 % - это клиенты, которые переходят либо с сильно подержанных автомобилей, либо с автомобилей отечественных брендов.

- Становится ли российский потребитель более рациональным в выборе автомобиля, более похожим на европейских потребителей, которые, например, не считают необходимым переплачивать за автоматическую коробку передач?

- Если проводить эту аналогию, то я скажу несколько слов о нашем хэтчбеке Datsun mi-DO. Он укомплектован японской автоматической коробкой передачи популярность этой трансмиссии крайне высока. Доля автомата в продажах Datsun mi-DO достигала 50-60%в моменте. Во многом это определяется доступностью модели с «автоматом». Так что скорее всего нет, российский потребитель еще не готов к европейскому отношению к автомобилю. У нас спрос определяется комфортом и необходимым набором качеств, которыми, с нашей точки зрения, должен обладать автомобиль. Но мы находимся на развивающемся рынке, посмотрим, как будет происходить дальнейшая эволюция.

- В целом нам ближе европейская модель потребления или североамериканская?

- Думаю, всё-таки европейская. Сама структура рынка и близость Европы нам это диктует. Но пройдёт ещё немало времени прежде чем мы станем похожи на тот или иной рынок. Пока мы уникальны, актуальны, и нам есть, куда развиваться.

- У компании Datsun есть «седан» и «хэтчбэк». Но очень не хватает третьей модели – кроссовера. Она позволила бы завоевать большую долю рынка, поскольку именно сегмент SUV наиболее динамично развивается в России. Можно ли надеяться, что появление модели будет ускорено?

- Мы обещали выпустить две модели и выпустили их за короткий период времени. Мы также обещали запустить третью модель, и мы своё обещание выполним. Работы над этим ведутся. То, в каком сегменте модель будет играть, ещё не определено. Есть вероятность, что это будет SUV. Мы изучаем вопрос, изучаем потенциал всех сегментов. И после того, как решение будет принято, начнётся разработка автомобиля. Когда модель появится? Думаю, можно говорить о перспективе трёх-четырёх лет.
Пока же наша задача – укрепить позиции в сегменте «В» с нашими двумя моделями.

- Возможно ли, с вашей точки зрения, в нынешних условиях эффективное сдерживание роста цен?

Все производители в той или иной степени подвержены влиянию валютных курсов, у всех разный уровень локализации. Но преимущество Datsun именно в том, что у нас высокая степень локализации, и это позволяет держать конкурентные цены. У нас сейчас стартовая цена на автомобиль составляет 391 тыс. рублей, мы единственный японский бренд, который продаётся в подобном ценовом диапазоне.
Основой нашей стратегии является поддержка конкурентного положения на рынке. И наше ценообразование будет определяться именно этим. В любом случае мы будем предлагать клиенту идеальное сочетание цены и качества.

С вашей точки зрения, что сейчас могло бы дополнительно помочь российскому рынку?

- Если субсидирование кредитной ставки и программа утилизации будут продолжены на более длительную перспективу, это поддержит рынок.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 2