Высказался в рамках следующего круглого стола:

Перспективы развития вторичного авторынка в России

На фоне падения продаж новых автомобилей в первом квартале 2014 года в стране растет популярность машин с пробегом, но готовы ли к этому автопроизводители?

Александр Гнездюк
04 июня 2014

Александр Гнездюк

генеральный директор «КВИНГРУП»

«Рост цен – это жизненная необходимость, а не фантазии производителей»

Рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в первом квартале 2014 года сократился на 4%. В апреле падение продаж составило 8%. Собственно легковых автомобилей было продано на 12% меньше, чем в апреле 2013 года. При этом спрос на вторичном автомобильном рынке растет – за первый квартал было продано на 16,7% больше автомобилей с пробегом, чем за аналогичный период прошлого года.

О том, каковы перспективы вторичного авторынка в России, и станет ли это угрозой для продаж новых автомобилей, порталу MotorPage.ru рассказал генеральный директор «КВИНГРУП», официального дистрибьютора марки FAW в России, Александр Гнездюк.

- Чем объясняется существенное падение спроса на первичном рынке и одновременный рост спроса на подержанные автомобили?

- Я думаю, это нормальная ситуация в нестабильных политических условиях. Люди переживают, что будет со страной, не понимают, чем обернутся экономические санкции. Каждый человек примеряет все это на себя. Экономическая санкция – это повод для беспокойства. И естественно, что в новый автомобиль в этой ситуации люди не готовы вкладываться.
Рост на вторичном рынке, наверное, продиктован ценой. Подержанные автомобили всегда дешевле новых. Когда есть возможность купить не очень дорогой автомобиль, сэкономить, человек с большей вероятностью сделает такой выбор именно в условиях нестабильности. Понятно, что вторичный рынок имеет свой узкий потребительский сегмент, не все автомобили хорошо продаются на вторичном рынке. Но человек знает, что купив популярный автомобиль с пробегом, он в дальнейшем сможет его реализовать, если ситуация изменится или он захочет взять новый.

- На протяжении последних лет новые автомобили с каждым годом становились все дороже. Может быть, в этом причина? Не перестал ли покупатель считать стоимость нового автомобиля справедливой?

- Я думаю, нет. Все-таки, если посмотреть на историю авторынка, такая политика автопроизводителям была свойственна всегда. Это жизненная необходимость, а не фантазии производителей или желание заработать больше. Необходимо окупить все то, что требует затрат: в рекламе, в производстве, в закупке комплектующих, в материалах. Автомобили реально становятся с каждым годом дороже в производстве. Кроме того, мы знаем, что многие автопроизводители используют импортные комплектующие или некоторые автомобили целиком импортируются в Россию – как наши, например. Таможенные пошлины растут, курс доллара растет, и поднимать цену – это жизненная необходимость.
Мне кажется, люди это понимают. Потому что у нас никогда не было напряженности в обществе на тему повышения цен.

- Пока доходы населения росли – не было.

- Доходы – это тоже условность. Обычно в одной группе населения доходы падают, в другой – растут. Люди не только автомобили покупают. Растет все: дорожает мебель и вообще любые товары, где используются материалы, где требуется таможенная очистка. Так что рост цен у меня не вызывает опасений.

- Как в таких условиях выводить на рынок новые модели и продавать китайские автомобили?

- По поводу китайских автомобилей все просто. Сейчас в сторону китайских автомобилей люди начали разворачиваться. Это уже точно понятно по тому, как продаются наши автомобили, что про них говорят. Я не могу говорить обо всех китайских автомобилях, но я точно знаю, что говорят про FAW. FAW – это качественный хороший автомобиль, вполне оправдывающий свою цену. Автомобили шикарные. Я вот ездил на FAW Oley, который мы недавно презентовали на российском рынке, участвовал в тест-драйве, смотрел, как устроено производство – это реально очень интересно. Мне кажется, что те деньги, которых он стоит, полностью оправданы.

- Об Oley пока судить не возьмусь. Но по итогам тест-драйва FAW Besturn B50 у меня сложилось следующее мнение: за 450 тысяч рублей – это был бы великолепный автомобиль, за 500 тысяч – хороший, но за те деньги, которых он стоит сейчас, покупка смысла не имеет.

- Где-то за 540 тысяч мы предлагаем его минимальную комплектацию. Есть комплектации дороже. Но ведь и за 540 тыс. в комплектацию входит много такого, чего нет в базовых комплектациях других моделей на рынке. Это автомобиль выходящий за рамки «С» класса, он чуть больше. А по количеству опций он выигрышно смотрится на фоне конкурентов. Возможно, вам хотелось бы купить его за 450 тыс., но, поверьте, он на самом деле стоит больше.
Собственно поэтому мы и выводим на рынок FAW Oley, бюджетный автомобиль, цена на который начинается от 430 тысяч.

- Большая часть спроса на вторичном рынке приходится на ценовой сегмент до 400 тыс. рублей. С кем Oley будет конкурировать? С новыми автомобилями или с подержанными?

- Вторичный рынок, конечно, тоже участвует в конкуренции, но если человек уверен в завтрашнем дне, он будет покупать новый автомобиль. Если такой уверенности у него нет, то даже если я ему за 300 тысяч предложу новый автомобиль, он решит, что лучше за 270 тысяч купить б/у. На таких людей не приходится ориентироваться. Есть люди, которые в любых условиях хотят новый автомобиль, потому что знают, что это такое, что такое гарантия, что такое поддержка производителя. Вот на них мы и ориентируемся. Так что конкуренции со стороны вторичного рынка бояться не надо.

- А на первичном рынке, какие модели вы считаете главными конкурентами Oley?

- Все, какие есть в этой ценовой нише. Мы выигрываем в опциях, выигрываем в качестве. В этой нише нет европейцев, но есть много китайцев, а китайцы конкурируют везде между собой. На мой взгляд – это их бич, и они это понимают. Здесь выигрыш только в качестве. Я считаю, что автомобиль, собранный в Китае, по качеству выше, чем собранный в России. Потому что в России еще нет производства, которое бы обеспечивало нужный уровень качества. Потому что настоящий автомобильный завод – это не то же самое, что крупноузловая сборка. Поэтому наши автомобили в качестве точно выигрывают.
Конкретных конкурентов называть не хочу. Их много. Перечислять их было бы не правильно. С одной стороны – они конкуренты, а с другой - помогают нам продавать машины, потому что покупателю есть с чем сравнить.

- Автомобили АвтоВАЗа, с вашей точки зрения, сильные конкуренты?

- С отечественным автопромом мы вообще никогда не конкурируем, потому что это бесполезно. Люди, ездящие на отечественном автомобиле, имеют определенные взгляды, характер. Они вообще не смотрят в другие стороны. Те, кто пережил это и пошел дальше, уже не смотрит в сторону отечественного автопрома. Вот за таких клиентов мы готовы бороться. Но мы – не конкуренты отечественным автомобилям.

- Потребители постепенно начинают доверять качеству китайских автомобилей, но по-прежнему не верят в доступность запчастей, качество сервиса, ликвидность автомобиля на рынке и т.д.

- Эта проблема легко решается созданием дилерской сети. Вот у нас дилером не может быть автосалон или дилерский центр, который не имеет сервисного центра. Он обязательно должен иметь сервисный центр, обязательно должен приобрести диагностическое оборудование, обязательно должен предоставить сотрудников на обучение.
У нас есть свой склад запчастей, дилеры их заказывают. Понятно, что существует элемент транспортной логистики, потому что если какой-то из запчастей нет на складе – ее не привезешь за два дня. Но, тем не менее, мы их везем, мы стараемся, мы освоили авиационную доставку, и в каких-то критических ситуациях комплектующие везем самолетом. Не должно быть проблем с запчастями. Конечно, бывают уникальные запчасти, всего предусмотреть нельзя, но такие случаи редки.

- А основной спрос приходится на крупные города или на регионы.

- В основном на регионы. Но я очень надеюсь, что как раз FAW Oley станет нашим бестселлером в крупных городах, потому что в нем присутствуют те опции, которые необходимы городу. Например, коробка-«автомат».

- В конце лета состоится Московский автомобильный салон – лучшее место для презентации перспективных новинок. Вы презентовали Oley в конце весны. Почему не на ММАС?

- А к Московскому автосалону у нас еще одна новинка ожидается! Будет еще одна презентация нового автомобиля. В этом году мы выводим на рынок еще два новых автомобиля. Это будет очень интересный сегмент, спорный с точки зрения конкуренции. Мы везем кроссовер.

- Что же тут удивительного? У большинства китайских брендов в России кроссоверы уже есть. Да и в целом это наиболее динамично развивающийся сегмент рынка.

- Это будет удивительный кроссовер. Знаете, есть сегмент кроссоверов за 420-530 тысяч рублей, есть сегмент дороже миллиона. А мы попадаем в середину! Мы везем кроссовер длиной 4800 миллиметров. Это настоящий семейный кроссовер, в нем много людей помещается.  У него будет коробка-«автомат», два бензиновых двигателя – 2.0 и 2.3 литра.

- FAW не дают покоя лавры Great Wall?

- Ну причем тут лавры? Great Wall специализируется на кроссоверах, и в Китае он лидер этого сегмента. Но каждый китайский бренд действительно сейчас представляет свой кроссовер, – а как иначе?! Мы же все занимаемся маркетингом, аналитикой, мы видим спрос и должны его удовлетворять.

- Спрос на кроссоверы продолжит расти не смотря ни на какие экономические потрясения?

- У нас в стране есть две проблемы – про дураков можно даже не говорить, но плохие дороги никуда не делись. Нам интересен не столько полный привод, сколько высокий клиренс и геометрическая проходимость.

- Мне всегда казалось, что как раз полный привод для россиян является главным родовым признаком кроссовера. Мы же воспитаны на «Нивах»!

- Ну, «Нива» не кроссовер, «Нива» - полноприводный внедорожник высокой проходимости. Как можно современный кроссовер-«паркетник» сравнить с «Нивой»?! «Нива» - великий автомобиль, реально «великий». Но кроссовер – это другое. Идея большого кузова  привнесена из сегмента MPV – в Европе такие автомобили были очень популярны, автомобили для высоких людей, с большим багажником. Добавился высокий клиренс – вот вам и кроссовер!

- А полный привод современному кроссоверу разве не нужен?

- Зачем? Он только понижает безопасность движения. Полный привод кроссовера ведет себя непредсказуемо. А у нас может оказаться под колесом с одной стороны – лед, с другой – асфальт, а с третьей – снег. И как он себя поведет, никто не знает, никто не сможет среагировать.

- То есть, у вашего кроссовера будет два двигателя, коробка-«автомат» и монопривод?

- Да, именно такой автомобиль мы представим на Московском автомобильном салоне. Причем это будет кроссовер еще и шикарного дизайна!

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9