Высказался в рамках следующего круглого стола:

Эра Унификации

«Автолюбителю приходится выбирать не модель, а марку, предлагающую некую ИДЕЮ автомобиля, реализованную в нескольких вариантах и широком диапазоне цен».

Европин Дмитрий
MotorPage.ru
22 июня 2012

Европин Дмитрий

Главный редактор MotorPage.ru

«Соцопросы фиксируют начало деавтомобилизации»

Иногда интересная тема для обсуждения рождается буквально из воздуха, из случайно услышанной фразы, мелькнувшей на экране телевизора картинки, строчки, прочитанной в детской книжке. Так получилось и в этот раз. Племянница в соседней комнате смотрит мультики, до моего слуха доносится задорная фраза «Двое из ларца – одинаковы с лица…», почему то она кажется очень важной. Какое отношение это имеет к автомобильному рынку? Оказывается, самое непосредственное.

Подтверждение не заставило себя ждать. Буквально на следующий день сижу в кафе, за соседним столиком девушка обсуждает со своим молодым человеком покупку автомобиля. «Хочу Фольцваген», - говорит она. Почему бы нет, думаю, хорошая марка, и вслушиваюсь в надежде узнать, какая же модель ей кажется наиболее привлекательной. В конце концов – вот же оно, мнение самого что ни на есть типичного потребителя. Не тут-то было! «Давай лучше Хёндэ», - говорит парень. «Нет! Фольцваген, симпатичный такой, Хёндэ мне не нравится», - возражает представительница прекрасной половины. В таком же духе обсуждение продолжается еще минут десять, наконец, парень сдается и задает сакраментальный вопрос, - какой же Фольцваген предстоит покупать? «Ну не знаю, какие они бывают, у меня миллион есть, приедем в салон, возьмем такой, что б хватило», - с милой улыбкой поясняет барышня.

Я поймал себя на мысли, что не хочу верить в типичность такого покупателя!

Мне до сих пор было сложно представить, что такой подход к выбору автомобиля вообще возможен. В начале 2000-х, в конце девяностых, рискну предположить, что и раньше, обсуждались достоинства и недостатки конкретных моделей. Дизайн каждой новинки становился предметом пристального рассмотрения. Счастливые владельцы сравнивали каждую мелочь в своих автомобилях с тем, как это реализовано в машинах друзей и знакомых. Конечно, люди становились и поклонниками марок, но происходило это по совокупности достоинств всех предлагаемых моделей. Фокус потребительского внимания был направлен на автомобиль, а не на бренд.

Так что же изменилось?

На рынке настала эра ее величества Унификации. Вспомните, какое разнообразие царило в автомобильном мире раньше, машины были совершенно не похожи одна на другую, даже в автомобилях одного производителя применялось не так много взаимозаменяемых деталей. Если что-то ломалась, часто было огромной проблемой найти и купить нужную запчасть. Теперь же у крупных концернов автомобили делаются чуть ли не под копирку. Сломалась кнопка или рычажок – не проблема, они одинаковы для всего модельного ряда, не придется искать подходящую деталь именно для вашего автомобиля.

Салон Volkswagen Jetta Салон Volkswagen Passat Салон Volkswagen Tiguan
Салон трех моделей разных классов актуального модельного ряда Volkswagen

Процесс унификации начался с использования одной автомобильной платформы сразу для нескольких моделей разных марок в рамках существующих альянсов и групп автопроизводителей. Одноплатформенные модели уже воспринимаются нами как нечто естественное. Как правило, это автомобили имеющие в своей основе единую базу, но отличающиеся друг от друга как внешне, так и техническими характеристиками, за счет разнообразных настроек.

Однако унификация требует продолжения, поскольку ее цель – оптимизация производственных процессов и максимизация прибыли. Оформившийся на использовании глобальных платформ тренд распространяется на двигатели, коробки передач, детали подвески, электронику.

Не так давно концерн Volkswagen анонсировал переход к стратегии максимальной унификации. В том числе она затронет рулевое управление, подвеску, электрику, электронику и т.д. Все это должно быть взаимозаменяемо на моделях одного или смежных классов. Первым автомобилем, который будет выпущен в рамках новой стратегии, станет Audi A3 2012 модельного года.
Результатом таких нововведений для концерна должны стать экономия в пять миллиардов евро ежегодно, снижение себестоимости выпускаемой продукции на 20% уже через несколько лет, а также 30% снижение трудоемкости сборки.

Volkswagen не единственный производитель, пошедший по такому пути. Еще раньше, в 2010 году, очень похожую стратегию анонсировал Ford - план «One Ford» подразумевает сокращение количества моделей бренда до двадцати и призван уменьшить издержки на разработку новых автомобилей в США, Европе и Латинской Америке.

Аналогичные планы есть и у Mercedes-Benz. До 2015 года компания намерена за счет унификации платформ и компонентов сэкономить около 6 миллиардов долларов США.
Нет сомнений, что альянсы Hyundai-KIA, Peugeot-Citroen, Renault-Nissan тоже идут по похожему пути.

Потребитель при этом если и выигрывает, то только в надежности, приобретаемой техники. Ведь можно надеяться, что часть сэкономленных средств, производители направят именно на техническое совершенствование сократившегося модельного ряда узлов и агрегатов.

При этом самым верным признаком тотальной унификации становится создание единого дизайна для всей модельной линейки каждой марки. И это тоже общий тренд для большинства крупных автопроизводителей. Недавно один из коллег, проработавший в автомобильной журналистике больше двадцати лет, признался мне, что не возьмется отличить в темное время суток в зеркале заднего вида модель C-класса от модели E-класса одной и той же марки. «Они же теперь все на одно лицо, только размерами отличаются, а это так сразу не определишь», - пояснял он. Может быть, это и преувеличение, но не сильное.
Скажу больше, не слишком искушенный потребитель, в большинстве случаев и при свете дня уже не способен опознать конкретную модель.

Volkswagen Jetta Volkswagen Polo Sedan Volkswagen Passat
Модели актуального модельного ряда Volkswagen

То есть, автолюбителю теперь приходится выбирать не модель, а марку, предлагающую некую ИДЕЮ автомобиля, реализованную в нескольких вариантах и достаточно широком диапазоне цен.

Впрочем, что касается дизайна, тут каждый волен сам делать выводы.

Интересно, каким, с учетом оформившихся трендов, станет будущее мирового автомобильного рынка? Продолжение унификации могло бы привести к еще большему сокращению модельных рядов, окончательному стиранию различий в экстерьере автомобилей одной марки, а в результате к максимизации прибыли автогигантов и значительному увеличению ими объемов выпуска продукции…

Представьте, вы определились с маркой, приходите в салон. Нет даже не в салон, просто заходите на сайт производителя. Выбираете одну из трех платформ: легковой автомобиль, кроссовер, или минивен. Для каждой платформы уже известна базовая стоимость. А затем происходит выбор опций – от размеров автомобиля до сеточки в багажнике. Делаете заказ и через две недели получаете готовый автомобиль, собранный специально для вас.

Hyundai-Elantra Hyundai Solaris Hyundai Sonata
Модели актуального модельного ряда Hyundai

Очень надеюсь, что это фантастика в жанре антиутопии.

Главный фактор, позволяющий надеяться, что такого рынка мы никогда не увидим - экономические ограничения. Уровень автомобилизации в развитых странах уже почти достиг естественного максимума. В США – около 800 автомобилей на 1000 жителей, в Европе почти 500. Более того соцопросы фиксируют начало обратного процесса – деавтомобилизации. С каждым годом все меньше молодых людей в США и Евросоюзе считают необходимым приобретение автомобиля. Значит, и спрос будет снижаться.

В таких условиях необходимость и полезность одного из главных достижений унификации, упрощения технологических процессов и увеличения потенциала выпуска продукции, становятся не столь очевидными. Конечно, еще какое-то количество лет будет происходить насыщение автомобилями развивающихся рынков. Россия, например, может достичь европейского уровня автомобилизации лишь к 2025 году. Но и здесь спрос конечен. Более того, он ограничивается не только естественной потребностью населения в личном автотранспорте, но и уровнем благосостояния. Экономика развивающихся стран не стабильна, и было бы слишком оптимистично всецело доверять прогнозам на десять и более лет.

Есть и еще один фактор, позволяющий усомниться в перспективности тотальной унификации в автомобильной промышленности. Это психологическое восприятие автомобиля потребителем. Сейчас потенциальные покупатели «на ура» воспринимают новый модный тренд, они очарованы предложенным «корпоративным» дизайном и не замечают нарастающего однообразия. Ведь раньше каждый бренд предлагал в своем модельном ряду несколько дизайнерских решений, теперь же одна марка – один дизайн, может быть и выдающийся, но один. Клиенты выбирают бренды, а не автомобили.

Но мода быстротечна, может наступить и разочарование! Чем в унифицированном будущем ответят автопроизводители на желание клиентов обладать более ярким и во всех отношениях более индивидуальным автомобилем?

О психологических, маркетинговых и экономических аспектах унификации в автопроме мы будем говорить с экспертами авторынка в рамках новой дискуссии на Портале MotorPage.ru.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9