Высказался в рамках следующего круглого стола:

Стратегия на плоском рынке

Итоги 2013 года свидетельствуют о качественных изменениях на российском автомобильном рынке. Потребуется ли автопроизводителям в 2014 году новая стратегия взаимодействия с покупателем?

Жан–Луи Шамла
20 февраля 2014

Жан–Луи Шамла

генеральный директор Citroёn Россия

«Самое важное – это способность адаптироваться»

Статистика продаж в 2013 году зафиксировала снижение российского автомобильного рынка на 5,5%. По прогнозам большинства аналитиков рассчитывать на рост в 2014 году тоже не приходится. Автопроизводителям, привыкшим в последние годы работать на растущем рынке, придется адаптироваться к новым условиям и разрабатывать новые стратегии.
О том, каким был прошедший год, и чего можно ожидать в наступившем, порталу MotorPage.ru рассказал генеральный директор Citroen Россия, Жан–Луи Шамла.

- В чем, с Вашей точки зрения, причина снижения российского автомобильного рынка в 2013 году? И почему сильнее всего пострадал сегмент хэтчбеков и седанов среднего ценового диапазона?

- Есть много факторов, которые объясняют сложившуюся ситуацию. Снижение берет начало в 2012 году, это был год выборов, и больших ожиданий, возможно, больших, чем следовало. Возможно, именно это стало причиной спада продаж в начале 2013 года. Кроме того, экономическая ситуация вокруг России сложная. Российская экономика хорошо сопротивляется, даже более чем хорошо, но она связана с экономиками других стран. И поэтому наблюдается некоторая выжидательная позиция, осторожность потребителя, которая объясняет происходящее торможение. И наиболее осторожным является средний класс, - потому и торможение среднего сегмента рынка было более значительным. Рынок переориентировался на автомобили по низким ценам. А рынок автомобилей класса премиум практически не был затронут, поскольку люди, которые такие автомобили приобретают, тревоги в связи со всем происходящим не испытывают. Так что, я думаю, все дело в конъюнктуре рынка.
Нас это снижение, возможно, коснулось больше, чем других, поскольку мы работаем именно в среднем ценовом сегменте рынка. И все же две модели, которые мы запустили в прошлом году, это С-Elysee и C4 Седан, заняли свое достойное место на рынке. Это для нас новый рынок, поскольку до 2013 года мы не продавали автомобилей в кузове седан в «B» и «С» классе. Автомобиль С4 Седан очень нравится клиентам, мы видим это по нашим исследованиям. Это мощная, красивая машина, она комфортабельна, ее приятно водить. Она оснащена технологиями, которые полностью отвечают российским условиям, в том числе – это полностью подогреваемое лобовое стекло, замечательный высокий клиренс, один из самых больших в этом сегменте. В результате каждый месяц мы завоевываем новые доли рынка в сегменте. Надо только дать время, чтобы автомобиль укрепился на рынке. По данным на конец 2013 года, мы соответствуем целевому показателю в 6% рынка в сегменте, но у нас еще остается значительный потенциал для развития.

- 2014 год, скорее всего, будет таким же, как 2013 год. На таком плоском, а то и снижающемся рынке обостряется конкуренция. Автопроизводители вынуждены придумывать новые ходы, чтобы спровоцировать потребителя на покупку нового автомобиля. Какие механизмы в актуальных условиях наиболее эффективны?

- Во-первых, цена должна соответствовать ожиданиям рынка. У нас есть модели, которые очень хорошо позиционируются с этой точки зрения: это С4 Седан, С-Elysee и Berlingo. Кроме того, российский клиент в высшей степени требователен. С4 Седан и С Elysee удовлетворяют высоким запросам, но поскольку мы только в середине прошлого года запустили производство, нам не удалось полностью воспользоваться тем эффектом, который могут обеспечить эти модели. Необходимо дать им время, чтобы они себя стали увереннее чувствовать на рынке. В 2014 году мы ощутим полностью эффект от запуска этих моделей, они обеспечат дополнительный объем продаж.
В России есть еще один важнейший для меня момент – это качество услуг. И в этом плане мы много и хорошо поработали за три последних года. У нас есть современная дилерская сеть, мы хорошо ведем дела, и самое важное – у нас высококвалифицированный персонал. Мы ориентируем их в работе на полное удовлетворение клиентуры. Для клиента всегда самый приятный момент – это когда он покупает новый автомобиль. И необходимо, чтобы это удовольствие продолжалось и после. Над этим мы работаем, чтобы наш клиент оставался удовлетворенным все то время, пока он использует автомобиль. И мы надеемся на этих клиентов, на то, что следующий автомобиль, который они купят, они купят именно у нас.

- А каков сейчас показатель лояльности клиента у Citroen?

- Средний уровень лояльности по России у нас хороший. Но на данный момент у нас много клиентов, которые впервые купили свой автомобиль. Кроме того, мы в последние годы начали работать в тех сегментах, в которых не присутствовали раньше. Например, линейка DS и С4 Седан – для нас это новые завоевания. Плюс Citroen – молодая марка, мы создали российский филиал немногим более пяти лет назад. Каждый год мы прогрессируем, нам надо еще шире представить марку российским клиентам, чтобы потенциальные покупатели больше задумывались о приобретении именно модели Citroen. Этого, конечно, можно добиться с помощью рекламы, но еще более эффективно делать это путем демонстрации. Показывать хорошие автомобили (а я думаю, они у нас хорошие) и хороший уровень обслуживания.

- В 2013 году государство перестало поддерживать авторынок, прекратив программу субсидирования автокредитования. Новой программы утилизации так и не было объявлено. Требуется ли рынку в 2014 году господдержка?

- Меры поддержки очень важны, это было очевидно в течение последних лет. Это касалось и субсидирования автокредитования в 2012 году, и помощи при замене старого автомобиля. И понятно, что если рынок становится более тяжелым, как сегодня, правительство может сыграть значительную роль и помочь национальному производителю.

- Каковы Ваши прогнозы на 2014 год?

- Мы полагаем, что рынок в 2014 году будет таким же, как в 2013 году, может быть, несколько процентов в плюс или минус. Но многое зависит от развития мировой экономики, российской экономики, курса обмена валют – от значительного числа различных факторов.

- Ваши прогнозы на 2013, которые делались в конце 2012 года, по большей части не оправдались: не удалось открыть нужного количества дилеров, не удалось добиться роста. А что сейчас позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы 2014 года?

- В автомобильной сфере, как и во многих других, никогда нельзя быть ни в чем уверенным на 100%. На данный момент наиболее вероятно, что рынок останется на том же уровне. Но давайте представим себе, что будет действительно сильная поддержка со стороны российских властей, что мировая экономика восстановится быстрее, чем мы прогнозируем, что рубль укрепится… И в следующем году мне скажут: вы опять ошиблись, рынок был гораздо сильнее, чем вы предсказывали. Или наоборот, если экономика будет развиваться медленнее, чем предвиделось, скажут обратное. Поэтому на данный момент, учитывая все факторы, которые мы отметили, сохранение рынка на уровне 2013 года - это наилучший прогноз.
Но главное, различные автопроизводители сейчас имеют одно и то же впечатление от рынка, несмотря на то, что у каждого из них есть свои особенности. Самое важное для автопроизводителя – это способность адаптироваться. Вы говорили о количестве дилеров в России. Действительно, в 2013 году мы продвигались медленнее, чем планировали, но это в основном явилось результатом моего собственного решения. Ведь нам нужны профессиональные дилеры, которые являются еще и рентабельными. Таким образом, мы просто адаптировались к размеру рынка.

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9