Высказался в рамках следующего круглого стола:

Стратегия на плоском рынке

Итоги 2013 года свидетельствуют о качественных изменениях на российском автомобильном рынке. Потребуется ли автопроизводителям в 2014 году новая стратегия взаимодействия с покупателем?

Фумитака Кавасима
29 января 2014

Фумитака Кавасима

вице-президент ООО «Тойота Мотор»

«Стимулирование продаж – не самоцель!»

Статистика продаж в 2013 году зафиксировала снижение российского автомобильного рынка на 5,5%. По прогнозам большинства аналитиков, рассчитывать на рост в 2014 году тоже не приходится. Автопроизводителям, привыкшим в последние годы работать на растущем рынке, придется адаптироваться к новым условиям и разрабатывать новые стратегии.
О том, каким был прошедший год и чего можно ожидать в наступившем, порталу MotorPage.ru рассказал Вице-президент ООО «Тойота Мотор» Фумитака Кавасима.

- Как Вы оцениваете итоги 2013 года на российском автомобильном рынке?

- Еще в конце третьего квартала 2013 года компания Тойота оценивала рынок по итогам года в объеме 2 миллиона 700 тысяч автомобилей. Однако российский рынок к концу года немного стабилизировался и оказался выше наших предварительных прогнозов (2 миллиона 780 тысяч автомобилей).. Мы считаем, что лучшие результаты были обусловлены не только сезонными факторами, но отчасти государственной поддержкой, в том числе – субсидированием льготных автокредитов. В 2014 году мы ожидаем стабильную ситуацию на рынке с объемом продаж приблизительно на уровне 2013 года. По нашим текущим оценкам, в России в этом году будет реализовано 2 миллиона 750 тысяч автомобилей.
В текущем году стагнация на рынке продолжится, но мы видим, что постепенно экономика начинает восстанавливаться не только в России, но и в Европе, США. Мы ожидаем, что сначала рынок будет стабилен, а начиная с 2015 года, будет расти умеренными темпами. Мы не ждем взрывного роста, как в 2008 году, например, но ожидаем поступательного развития. Сейчас сложно дать точную оценку развития российского рынка после 2014 года в цифрах, но мы рассчитываем на небольшой рост.

- Что в таких условиях зависит от автопроизводителя? Что может стимулировать потребителя к покупке автомобиля?

- Самое главное, что ищет клиент – это высококачественный продукт.  В связи с этим, , мы предлагаем различный модельный ряд в разных странах. Эффективно используя глобальные ресурсы, компания Тойота поставляет в Россию именно те автомобили, которые максимально удовлетворяют потребности и ожидания российских потребителей. Хороший пример – это инновационный городской кроссовер Toyota Venza, продажи которого в России стартовали в июне 2013 года. Эта модель не представлена в других странах Европы или СНГ, мы осуществляем ее поставки из США.

Второй фактор привлечения и удержания клиентов в условиях стагнации на рынке – это повышение качества обслуживания. Я имею ввиду расширение спектра услуг в области послепродажного обслуживания, кредитования, программы для автомобилей с пробегом и так далее.

- Когда на рынке нет роста, обостряется конкуренция автопроизводителей за долю рынка. Если посмотреть на опыт США, то там большую роль отводят программам лояльности. Там покупая третий-четвертый автомобиль одного и того же производителя, клиент может рассчитывать чуть ли не на 30-40% скидки. Дозрела ли Россия до таких программ лояльности?

- В первую очередь, нужно сказать, что мы боремся не только за лояльных клиентов, но и за новых покупателей. И, конечно, мы изучаем рынок и пытаемся создать программы лояльности и для постоянных покупателей, и для новых клиентов. Например, программы дополнительного технического обслуживания «Формула Тойота» и «Лексус комплимент» доступны клиентам в России с 1 сентября 2010 года.
Смысл этих программ в том, что если что-то случается с автомобилем после истечения срока гарантии, мы все равно его ремонтируем. Клиент при этом не оплачивает конкретные ремонты, а платит небольшую фиксированную сумму при заключении контракта о продленной гарантии.

- Каковы приоритеты компании «Тойота Мотор» на российском рынке в 2014 году?

- Основной приоритет работы компании в 2014 году – это удержание клиентов и повышение уровня лояльности брендам Toyota и Lexus. Мы видим, что с развитием российского автомобильного рынка, а также новыми экономическими условиями, ожидания российских клиентов очень высоки. Для нас задача номер один – это не объемы продаж, а стабильный рост бизнеса. Для этого важно соответствовать желаниям потребителя, всегда их предвосхищать.
Ни для кого не секрет, что одним из самых требовательных является японский покупатель. Российский рынок уже приблизился к японскому по уровню ожиданий клиентов. И мы будем соответствовать все возрастающим запросам по отношению к нашей продукции и услугам в дилерской сети в России!

- В 2014 году нас ждут Олимпиада и Московский автосалон. Способны ли эти события как-то активизировать продажи на автомобильном рынке?

- Эти два важных события глобального масштаба окажут влияние не только на автомобильную отрасль, но и на другие сферы экономики страны. Приток большого количества людей – это всегда увеличение объема продаж. Но если мы говорим про автосалон, то там все понятно: все компании, не только  «Тойота Мотор», представят свои новинки и проведут эффектные презентации. Естественно, это непрямой канал продаж и отличный инструмент для укрепления репутации бренда. А вот в случае Олимпиады  корреляция не столь очевидна. Тем не менее, Олимпиада подразумевает большое скопление людей, в том числе в дилерских центрах.

- Однако в 2012 году Московский автосалон не имел того положительного влияния, на которое многие рассчитывали.

- Основная задача автосалона – не повышение продаж как таковое. Основная цель участия в автосалоне – это сделать шоу для клиентов, показать свое видение бизнеса, свое видение рынка представить инновационные технологии и новые продукты, изучить потребности и интересы клиентов. Это, прежде всего, самопрезентация компании для очень широкого круга потребителей. А стимулирование продаж – не самоцель.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9