Самый доступный “Ferrari”. И самый лучший?..

Более 2,5 миллиардов долларов предположительно такую астрономическую сумму за шесть лет с 1999 по 2004 год истратила компания “Ferrari” на программу участия в “Формуле I”. Результатом столь экстремального капиталовложения стали победы в Кубке конструкторов шесть подряд! И чемпионские титулы Михаэля Шумахера пять подряд! А еще появился... новый дорожный суперкар “F430”. Назвать его “побочным продуктом” язык не поворачивается, поскольку в стратегическом смысле все как раз наоборот: сложная и дорогостоящая программа участия в “Формуле I“ для того, в конечном счете, и реализуется, чтобы создавать и затем успешно продавать дорожные суперкары. Такие, как “F430”, который пришел на смену устаревшей “F360 Modena”.

КАК УТВЕРЖДАЮТ итальянцы, “F430” унаследовал от предшественника немногое автомобиль на 70% создан с чистого листа. Тем не менее форма капота, крыши и дверей наглядно демонстрирует близкое родство с “F360 Modena”. Однако, например, при взгляде сзади обнаруживаешь очевидное сходство с “Ferrari Enzo” заоблачно дорогим суперкаром, недавно выпущенным ограниченным тиражом. Это сходство заключается в первую очередь в характерном зеве аэродинамического диффузора и схожей геометрии хвостовых фонарей.

При более детальном рассмотрении всплывают и куда более давние реминисценции: овалы передних воздухозаборников являют собой прямое заимствование с легендарной гоночной “Ferrari 156”, за рулем которой Фил Хилл в далеком 1961 году завоевал титул чемпиона мира “Формулы I” и первый для “Скудерии” Кубок конструкторов. Воздухозаборники над арками задних колес вызывают в памяти культовый “Ferrari 250 Le Mans”. При всем при этом никакой грубой эклектики. “F430” отнюдь не напоминает лоскутное одеяло. Перед нами абсолютно органичный, изумительно красивый суперкар, отдающий дань славным традициям, но и насквозь пронизанный качественно новой дизайнерской идеей.

Хотя всего пять лет прошло между появлениями “F360 Modena” и “F430”, разница между этими автомобилями столь же огромна, как между формульными “Ferrari” конца 90-х годов и прошлогодней чемпионской “F2004”. Новый суперкар заметно мощнее, динамичнее и быстрее. Главное по своему характеру это принципиально иной автомобиль, что стало ясно с первых же километров...

Дороги, которые мы выбираем

Форма воздухозаборников в переднем бампере навеяна классическими гоночными моделями.

НА ПЕРВЫЙ взгляд, знакомиться с таким автомобилем лучше всего на гоночной трассе. Тем более что в двух шагах от заводских ворот “Ferrari” находится заводской же трек “Фьорано”. Однако в день моего приезда в Маранелло он оказался занят: на нем, оглашая окрестности характерным надсадным воем формульного мотора, наматывал круги тест-пилот команды “Ferrari” Лука Бадоэр, доводя до ума гоночный “F2005”. На нем всего через три дня Михаэлю Шумахеру и Рубенсу Баррикелло предстояло защищать честь “Скудерии” на этапе в Сан-Марино. Поэтому, чтобы с ветерком прохватить по “Фьорано”, надо было подождать пару дней. Сроки командировки это позволяли, однако возник закономерный вопрос: стоит ли овчинка выделки? В конце концов гоночная трасса это стихия “F2005” и иже с нею. Тогда как “F430” автомобиль хотя и чрезвычайно быстрый, да еще созданный с использованием формульных технологий, но все же дорожный. Главное его предназначение быстрая, уверенная, даже агрессивная езда по трассам общего пользования. Поэтому я не поддался мальчишескому искушению возомнить себя Михаэлем Шумахером или хотя бы Лукой Бадоэром и вместо гоночного трека отправился на обычные дороги.

Как на “Enzo”, прилагающийся к “F430” ключ служит лишь “пропуском” в автомобиль, а двигатель запускается ярко-красной кнопкой. Причем впервые в истории дорожных “Ferrari” она размещается не на передней панели, а прямо на руле, как в “Формуле I” (правда, там она служит только для выключения двигателя).

“Выпирающие” из кузова задние фонари позаимствованы от эксклюзивного “Ferrari Enzo”.

Одно прикосновение к этой “волшебной” клавише и окружающее пространство заполняется густым рокочущим басом, по корпусу суперкара пробегает внушающая уважение дрожь. Автомобиль словно наливается мощью. Нет, со звукоизоляцией и виброзащитой в “F430” все в порядке. Автоматика обеспечивает этот “всплеск” после запуска V8 скорее ради того, чтобы продемонстрировать мощь и буйный нрав автомобиля. Такой вот необычный стилистический нюанс...

Между тем при движении по городским улицам ничего похожего на опасный норов “F430” отнюдь не проявляет. Ожидая типичной суперкаровской жесткости и резкости реакций, требующей определенных навыков и весьма аккуратного обращения с газом, я был приятно поражен: на тесных улочках Маранелло новый “Ferrari” был столь же послушен, дружелюбен и комфортен при вынужденномедленной езде по заторам, как, скажем, дизельный “Renault Megane Scenic”, взятый мной напрокат в аэропорте Милана. Суперкар-“зверь”, способный катапультироваться с места до 100 км/ч всего за четыре секунды, оказался “ласковым и нежным” в городском вождении. Это уникальное единство противоположностей подкупает и сражает наповал.

Но вот табличка с надписью “Maranello” остается в зеркалах заднего вида, городская улица переходит в дорогу-серпантин, прихотливо петляющую по холмам сквозь живописные деревушки, и...

“Manettino” и прочие хитрости

Броский тахометр желтого цвета одна из отличительных черт салона.

ЗДЕСЬ самое время прервать лирическое повествование и сделать сугубо техническое отступление, посвященное главному секрету и достоинству “F430” его электронной начинке. Она-то и делает новый “Ferrari” одним из самых послушных и точно управляемых суперкаров в мире. Основная составляющая передовой автоматики, пришедшей из мира “Ф I”, инновационный электронный дифференциал “E-Diff”. В зависимости от угла поворота руля, положения акселератора, величины бокового ускорения и скорости вращения каждого из ведущих колес тяга оптимальным образом между этими колесами перераспределяется. Поэтому, например, на выходе из скоростного поворота при резком добавлении газа “Ferrari” ускоряется уверенно и резко, словно... полноприводный суперкар. При этом “F430” обладает всеми привычными достоинствами заднеприводного автомобиля, начиная от умеренной массы, выгодной развесовки и заканчивая изумительно отчетливым и прозрачным “чувством руля”, которого на полноприводных моделях просто не бывает.

Передовая автоматика не только существенно облегчает жизнь водителю и кардинально повышает активную безопасность, она еще и делает “Ferrari” чертовски быстрым. Согласно результатам испытаний на трассе “Фьорано” каждый круг “F430” проходит на 3 с быстрее, нежели предшествующий “F360” во многом благодаря как раз электронному дифференциалу, конструкция которого в последние годы оттачивалась на гонках “Формулы I”. Именно это устройство, обеспечивающее нейтральную поворачиваемость (иными словами, в поворотах заднеприводный автомобиль не стремится сорваться в занос, что на языке испытателей именуется “избыточной поворачиваемостью”), помогало одерживать бесчисленные победы Михаэлю Шумахеру и Рубенсу Баррикелло.

Но и это не все. Предусмотрена также электронная регулировка контроля тяги, настроек амортизаторов и скорости переключения передач (на модификации с автоматической трансмиссией “F1”). Причем для управления всеми этими системами, включая электронный дифференциал, не требуется множества кнопок. Все регулируется комплексно маленьким красным переключателем manettino (“маленькая ручка” поитальянски), размещенным опять же на “баранке”. Он тоже пришел из мира “Формулы I”.

Внутри новый суперкар столь же восхитителен, как и снаружи.

Позади кресел предусмотрено место под поклажу.

Manettino имеет пять положений: режимы “снег”, “дождь”, “спортивный”, “гоночный” и, наконец, предназначенный для сорвиголов режим “с выключенной CST” (Controllo Stabilita e di Trazione система стабилизации и контроля тяги). При вращении manettino меняются настройки амортизаторов и “E-Diff”, скорость переключения передач, а также другие параметры автомобиля.

Так, в положении “снег” почти вся полнота власти принадлежит системе CST. Она держит автомобиль в жесткой узде, а если “F430” снабжен коробкой “F1”, то переключения возможны только автоматические смена передач вручную в режиме “снег” невозможна в принципе.

Режим “спортивный” своего рода стандартный. Суперкар сам на него переходит после каждого выключения-включения зажигания. Он обеспечивает наилучший баланс между передачей мощности на колеса и стабильностью автомобиля. Подвеска при этом настраивается на более спортивный лад, а система CST уже не так довлеет над мотором, предоставляя больше свободы водителю.

Режим “гонка” рекомендуется использовать исключительно на гоночных трассах. В этом случае увеличивается скорость переключения передач, амортизаторы настраиваются еще жестче, а вмешательство системы CST сводится к минимуму ей вменяется в обязанность “придушить” двигатель лишь в случае крайней необходимости.

Переключатель manettino на руле позволяет полностью перенастраивать автомобиль.

Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин

Ford Mustang
(купе)

Ford Mustang (купе)
Поколение
V рест.
Тест-драйвов
2

Наконец, последний, самый экстремальный, режим предусматривает полное отключение системы стабилизации и контроля тяги, а из всех вспомогательных систем водителю остаются лишь АБС и EBD (автоматическое перераспределение тормозного усилия). Суперкар переходит под полную власть пилота, и тот должен отдавать себе отчет, сумеет ли он справиться с непокорным зверем, в которого “F430” превращается в этом режиме.

В стандартной комплектации “F430” оснащается обычной механической КПП, однако мне для знакомства досталась версия с роботизированной коробкой “F1”, снабженной подрулевыми переключателями. Она обеспечивает высочайшую скорость смены передач всего за 150 миллисекунд. Были времена, когда такой быстротой переключений могли похвастаться только автомобили “Формулы I”.

Когда manettino находится в положении “снег” или “дождь”, пилотировать суперкар не интереснее, чем управлять “Мерседесом E200” с автоматической коробкой. Настоящий “F430” начинается с режима “спортивный” и далее по возрастающей. Его я и включил на петляющей загородной дороге, забыв на время о совести и законах. Поначалу, конечно, осторожничал, привыкал, но странное дело! чем безрассуднее я атаковал очередной узкий поворот, тем упрямее этот удивительный автомобиль цеплялся за асфальт, не давая сбить себя с пути истинного то есть безопасной траектории. У меня уже и дух захватывает, а машине все нипочем! Поразительное сочетание быстроты и “дружелюбия” к неблагоразумному водителю!

По “треку” на дорогах общего пользования

НА МАГИСТРАЛИ стрелка спидометра перевалила за 300 км/ч. Впервые, кстати, самая доступная в гамме “Ferrari” модель обрела способность преодолевать этот магический рубеж благодаря полностью новому 4,3-литровому V8 мощностью 490 сил.

“F430” невероятно устойчив на извилистых трассах – примерно как полноприводный суперкар.

Впрочем, мчаться по автостраде, даже обгоняя всех и вся, быстро наскучило. Поэтому вскоре я “построил” для себя подобие гоночного трека из “подручных средств” примыкающих к основной магистрали, но отделенных от нее барьерами вспомогательных участков местного значения, на которых почти нет машин. Получилось так: 3-4 км по прямой, затем поворот на 270 градусов, короткая прямая под основной автострадой, снова 270градусный поворот на развязке, те же 3-4 км по прямой, однако с другой стороны трассы в обратную сторону, и так далее... Вот где можно было, переключившись ненадолго в режим “гоночный”, сполна вкусить и сумасшедшую динамику разгона, и “полет” на скорости за 300 км/ч, и великолепную работу вентилируемых углекерамических тормозов (они устанавливаются за доплату), и сумасшедшие боковые перегрузки на поворотах.

“F430” кажется невероятно устойчивым даже в затяжных скоростных изгибах. Как объясняют заводские специалисты, да и как можно понять по собственным ощущениям, все дело в уникальной аэродинамике. В этом смысле идеальны не только внешние обводы, но и скрытые от глаз поверхности машины. Как на “Ferrari Enzo”, воздух проходит в туннеле под днищем, обеспечивая максимальную прижимную силу. В целом на “F430” она на 50% выше по сравнению с “F360”. Так, при скорости 200 км/ч аэродинамика “F430” генерирует прижимную силу на 45 кг больше, чем упомянутый предшественник, а на скорости 300 км/ч на 85 кг, достигая абсолютной величины в 280 кг! Отсюда и потрясающая устойчивость суперкара.

Даже стойки наружных зеркал сделаны с учетом законов аэродинамики. Благодаря особой раздвоенной форме они направляют идущие сквозь них потоки точно в воздухозаборники на задних крыльях!

Ради полноты впечатлений я рискнул проехаться в самом экстремальном режиме с отключенной системой CST. И сразу вспомнилось прозвучавшее в беседе перед тестом предостережение Жана Тодта, совмещающего ныне посты директора команды “Формулы I” и генерального управляющего “Ferrari” в целом: “Не стоит воспринимать “F430” как быструю, но безобидную “игрушку”. С выключенной системой CST это очень серьезный автомобиль, не склонный прощать водителю ошибки”. Все верно. Если в режиме “гоночный” электроника все же “ловит” суперкар хотя бы в середине поворота, не давая начавшемуся скольжению кормы стать необратимым, то в последней, пятой, позиции селектора manettino вы можете рассчитывать лишь на свое умение тонко работать с акселератором и управлять заносом.

Самый экстремальный режим предусматривает полное отключение системы стабилизации и контроля тяги.

Гармония формы и содержания

ТАКИЕ уж необычные автомобили делают в Маранелло, что основное впечатление о них складывается из внешнего вида и ощущений от вождения. Детали салона зачастую отступают на второй план, тем более что именно в этой части “Ferrari” традиционно были не самыми лучшими машинами. Однако в случае с “F430” следует признать, что внутри новый суперкар столь же восхитителен, как и снаружи: начиная от дизайна и качества внутренней отделки и заканчивая эргономикой.

Первое, что приятно удивляет, в двухместном салоне “F430” просторно! При моем росте 190 см, весьма крупном телосложении и трагикомичном опыте втискивания в иные спортивные и гоночные машины, я опасался, что новый “Ferrari” просто не придется мне впору. Но нет. Я легко и комфортно уселся в удобное водительское кресло, столь же легко отрегулировал его под свои габариты и на протяжении всей многочасовой поездки вообще забыл обо всем, кроме вождения, похожим образом не замечаешь добротный, сшитый на заказ костюм.

Об основных органах управления, сосредоточенных на рулевом колесе, уже рассказано, но стоит упомянуть, что и сама “баранка” своей несколько неправильной формой со “срезанной” верхней частью напоминает руль автомобиля “Формулы I”. Кнопки включения заднего хода и автоматического режима переключения передач удобно расположены на центральной консоли чтобы нажать на них, достаточно просто опустить руку. Органы управления аудиосистемой, климатконтролем и различными электроприводами также весьма эргономичны. На приборной панели доминирует большой желтый циферблат тахометра, лишний раз подчеркивающий гоночную подоплеку характера автомобиля, а отделка “торпедо” дорогой кожей в сочетании с углепластиком еще больше усиливают это впечатление.

И еще маленькая, но немаловажная деталь: за сиденьями достаточное пространство, чтобы поместить туда кое-какие вещи вроде портфеля и сложенного пальто. В этом весь “F430”, вся его суть: мощный, стремительный суперкар, в глубине своей металлической души дикий и бескомпромиссный, но при этом на удивление дружелюбный, практичный и даже заботливый. Ласковый и нежный зверь. Недаром новинку уже стали называть лучшим дорожным “Ferrari” из когда-либо создававшихся.

В России “Ferrari F430” продается за 210.000 евро. Какие еще суперкары можно купить за подобную сумму?

Краткая техническая характеристика “Ferrari F430
Габаритные размеры451х192,5х121,5 см
Снаряженная масса1.450 кг
ДвигательV8, 4,3 л
Мощность490 л.с. при 8.500 об/мин
Крутящий момент465 Нм при 5.250 об/мин
Максимальная скорость315 км/ч
Разгон 0-100 км/ч4 с
Средний расход топлива18,3 л/100 км

Вас заинтересует:

Вам понравился этот тест-драйв?


Выбираете автомобиль? Посмотрите конкурентов Ferrari 430:


Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

2 0 8 6