Если в стране развивается автопроизводство и год от года растет количество автомобилей на душу населения, значит можно надеяться на положительную динамику качества жизни. По крайней мере, так все выглядит в теории.
- Консолидированный прогноз Ассоциации Европейского Бизнеса на 2012 год заключался в том, что рынок продемонстрирует рост на 8%. Это при том, что в 2011 году мы наблюдали скачок рынка на 38%. Во многом это эффект базы, с низких уровней рынок растет быстро, затем чисто математически происходит замедление. Все производители сходились во мнении, что активность в этом году должна быть ниже прошлогодних показателей. Это и подтверждается. Конечно, в январе мы видели прирост на 30% относительно аналогичного периода прошлого года. Но по итогам полугодия у нас уже 14%. То есть началось замедление. К концу года, с моей точки зрения, рост рынка составит 8-10%. Отклонение от первоначального прогноза в пределах двух процентов можно считать допустимой статистической погрешностью. Так что АЕБ в целом угадала тенденцию года.
Прежде всего, это завершение программы утилизации. В 2011 году многие покупатели, которые не собирались менять автомобиль, сделали это при господдержке. Стабильность экономики, дорогая нефть, активность банков по выдаче дешевых автокредитов – все это привело к всплеску посткризисных продаж. В этом же году над рынком довлеют факторы неопределенности – проблемы в Евросоюзе, волатильность курсов валют, весенняя выборная кампания, снижение цен на нефть…
Еще один фактор прошлогоднего роста – отложенный спрос. На пике кризиса в 2009-2010 годах многие автовладельцы, которым и надо было бы поменять автомобиль, из-за неуверенности в дальнейшем росте доходов, отложили приобретение. Как только кризис миновал, они реализовали свою потребность. В результате в 2011 году накопившийся отложенный спрос был «съеден».
Но в любом случае, мне хотелось бы отметить, - то, что мы, не смотря ни на что, видим рост, это хорошо.
Пожалуй, главный фактор влияния на спрос - это волатильность экономики. Если население чувствует, что ситуация стабильна, то автомобили хорошо продаются, клиенты берут кредиты, банки готовы их выдавать. Если же много факторов неопределенности, все замирает.
Рост цен на топливо, по нашим ощущениям, по-прежнему не оказывает заметного влияния на спрос. Нет четкой тенденции к росту спроса на более экономичные модели. Покупатели не задумываются об этом, для них на первом месте все еще стоят хорошие динамические характеристики. Например, для Hyundai Solaris мы предлагаем силовые агрегаты 1,6 л. и 1,4 л. Спросом неизменно пользуется версия с большим рабочим объемом двигателя – 1.6 л.
Инфраструктурные факторы тоже пока не оказывают заметного влияния, даже в крупных городах со всеми их пробками и отсутствием парковок. Я ни от одного клиента пока не слышал, чтобы он отказался от покупки автомобиля, потому что не хочет стоять в пробке.
- Москва это 40-45% российского рынка. Для всей остальной территории пока актуален вопрос приобретения первого автомобиля. В Москве сейчас ужесточаются правила парковки, вводятся штрафы, парковочные места в центре становятся платными – это может стать дополнительным препятствием для приобретения второго-третьего автомобиля. Думаю, даже в большей степени, чем пробки. Если покупатель понимает, что становится дорого владеть автомобилем, он может отказаться от покупки.
Но, с другой стороны, во многих московских районах зримо работают программы развития парковочного пространства, уже заметны улучшения. Вероятно, через некоторое время будут созданы условия для расширения столичного автопарка. Тем более, при росте реальных доходов населения.
- Может быть, рост доходов пока не столь велик, но все-таки он есть. А если даже небольшой рост сохраняется на протяжении трех-четырех-пяти лет, то это позволяет людям аккумулировать средства для приобретения и первого, и второго автомобиля. Поэтому я и говорю о том что, прежде всего, важна стабильность.
-Качество дорог – это, безусловно, проблема. Помимо очевидных моментов, у нас есть территории, где когда-то, может быть, и была большая численность населения, но сейчас сплошные вымершие деревни. Там дороги в плохом состоянии, средства направляются туда, где они нужнее. Но на таких территориях и спросу на автомобили взяться не от куда.
Если говорить о продажах в регионах, то автопроизводители уже охватили 90-95% рынка. Мало освоены Сибирь и Дальний Восток, но и емкость рынка там не велика. Мало того, что плотность населения не большая, так еще и дифференциация по доходам гораздо существеннее, чем на европейской территории России. Людей, способных приобрести относительно дорогой автомобиль иностранной марки там крайне мало. Поэтому «освоение Сибири» на рост авторынка в целом практически не влияет. 90% потребителей сосредоточено в западной части нашей страны, и только 10% за Уралом.
Но и для этих 10% с их действительно плохими дорогами в линейке практически любого производителя есть кроссоверы и внедорожники. Доля этих автомобилей в продажах ежегодно растет.
- Лучшим ответом на этот вопрос является то, что мы не делаем различия по гарантийным обязательствам для разных российских регионов. Какие бы ни были дороги, гарантия на автомобили Hyundai – 5 лет. На подвеску – 3 года.
Адаптация же автомобиля к российским условиям в основном касается климата. Это увеличенная емкость аккумулятора, больший объем бачков для омывания стекол, наличие различных подогревов. Какой-то специфической адаптации к плохим дорогам, которая была бы уникальной для России, нет. Есть другие страны, где дороги не лучше, - Индия, страны Латинской Америки. То, что работает там, подходит и для нас.
- Чуть больше чем в Европе, Корее или США, но в целом мы держимся на должном уровне. Нельзя сказать, что в России неисправности возникают существенно чаще. Hyundai в глазах клиентов имеет имидж надежных утилитарных автомобилей. С выходом нового поколения наши модели стали восприниматься еще и как красивые, выходящие в премиум-сегмент. Дискуссии об их надежности внутри нашей клиентской группы сейчас не заметно.
Был небольшой период, в первые три-четыре месяца после выхода на рынок Solaris, когда покупатели сетовали на недостаточно жесткую подвеску на больших скоростях и плохих дорогах. Мы это услышали. Теперь используются другие амортизаторы, изменена жесткость пружин, - поведение подвески стало иным. И клиенты говорят, что им автомобиль теперь нравится больше.
- Зачастую у производителя есть, например, какой-то двигатель или коробка с явной проблемой, вокруг этого и разворачивается клиентская дискуссия. Бывает, что на рынок выходит новое поколение со спорным дизайном, - поклонники марки начинают это обсуждать. Кто-то соглашается с новым решением, а кто-то занимает непримиримую позицию и заявляет, что теперь к модели и близко не подойдет, несмотря на то, что был поклонником и владельцем предыдущей версии.
У нас же сейчас основные клиентские обсуждения касаются перехода Hyundai к большей премиальности и, в связи с этим, роста стоимости. Действительно ценовая разница между, например, Tucson и ix35 составляла почти 30%. Клиенты тогда говорили, что автомобили нашей марки должны быть не только надежными, но и дешевыми. Но, что нас очень радует, когда модель появляется на рынке, эти рассуждения очень быстро сходят на нет. Люди видят, что это автомобиль совершенно иного качества и быстро соглашаются, что его цена оправдана. Так было буквально с каждой моделью и с i30 и с Sonata и с i40. Это приятно, - нас начинают сравнивать с другими более именитыми производителями, с той же немецкой «большой тройкой», и высоко оценивают.
- Да, многим хотелось бы видеть цены Hyundai ниже. Но, обратите внимание, все эти разговоры происходят на фоне товарного дефицита, несмотря на рост стоимости автомобилей. Мы развиваемся, выводим на рынок новые модели, они пользуются спросом. У нас очереди! Клиенты своими деньгами готовы голосовать за новую стратегию Hyundai!
- Каждый производитель ежедневно, ежечастно думает о том, как интенсифицировать спрос на свою продукцию. Вся наша деятельность на это направлена. Но если мы говорим о рынке в целом, то во многом его рост зависит от действий правительства. Это от него зависит рост доходов населения, стабильность экономики, строительство инфраструктур, в том числе и утилизации автомобилей. Задача каждой марки от этого общего пирога отрезать себе как можно больший кусок.
У нас множество программ и инструментов для расширения сбыта. Сейчас по объемам мы пятые на рынке. Но реально оценивая возможности по поставкам, могу сказать, что в ближайшее время вряд ли мы сможем принципиально изменить ситуацию в свою пользу. Основной наш продукт – Solaris. Производственные мощности завода Hyundai в Петербурге задействованы полностью, больше он производить не может. Сейчас там выпускаются автомобили двух марок Hyundai и KIA. И 200 тыс. в год это предел. Соответственно продавать в год больше 100 тыс. Solaris не получится, в этом сегменте наша доля оказывается не управляемой.
Можно увеличивать долю рынка за счет импортируемых автомобилей – на этом мы и концентрируемся.
- Есть производители, которые не стремятся выйти в премиум-сегмент. Но для нас это приоритетное направление. Наша новая стратегия – «New thinking. New possibilities», - на это направлена. И если мы говорим, что движемся от массового бренда в премиальный, необходимо это демонстрировать. В том числе для этого необходим широкий модельный ряд. У нас есть все, от доступного и массового Solaris, до премиального высокотехнологичного Equus. Hyundai начинается от 420 тыс. рублей и заканчивается на 3 млн. 500 тыс. рублей.
Сейчас у нас 14 моделей - мы можем себе это позволить! Мы можем соответствовать вкусу любого, даже самого взыскательного, клиента. Например, есть Veloster – явно не массовый автомобиль. Но он ориентирован на современную модную молодежь, на людей, которые ценят дизайн, хотят выделяться, быть узнаваемыми. Мы не сможем продавать много этих автомобилей. Даже если вдруг на модель возникнет большой спрос, есть ограниченность квот на ее поставку в Россию. Veloster очень популярен в Корее и Европе. Пока мы рассчитываем продать в 2012 году – 300-400 этих автомобилей.
У нас тоже есть модели, от которых, нам, возможно, придется отказываться. Например, Sonata, на которую высок спрос, но не удается получить достаточных квот, поскольку модель пользуется большой популярностью в Корее и США. Есть еще более интересная новая модель в той же рыночной нише – i40. Поскольку присутствует желание расти в этом сегменте, мы размышляем о том, чтобы отказаться от Sonata в пользу США, но получить больше квот на i40.
Конечно, мы тоже стараемся, чтобы ни одна из моделей не была убыточной, пытаемся выводить экономику нишевых моделей в ноль. Но в любом случае широкий модельный ряд - это наши инвестиции в имидж бренда на российском рынке!
- Тут речь не совсем об окупаемости. Автомобильный рынок очень прозрачный и конкурентный. В каждом сегменте множество игроков, у покупателя огромный выбор. Производитель вынужден непрерывно инвестировать в имидж, не для того даже, чтобы увеличить свою долю рынка, а для того, чтобы не потерять то, что имеет. Если не уделять достаточно внимания бренду, ты моментально потеряешь узнаваемость. И это справедливо даже для самых сильных и именитых игроков. Стоит на полгода расслабиться, перестать вкладывать средства в поддержание имиджа, и конкуренты отнимают часть твоей доли, у тебя падают объемы продаж. Нам конкуренты расслабиться не дают, и мы им не дадим!