С чем маркетологи Kia точно не прогадали, так это с названием среднеразмерного седана – Optima. Лучше не придумаешь. А каков на самом деле этот автомобиль? Для чего и для кого он оптимален?
В этот раз моя оценка будет более объективной. Мне поможет мой знакомый Михаил, журналист по образованию, автор и издатель многих книг, а также газет и журналов. Он автомобилист с 30-летним стажем, начинал с отечественных моделей, затем сменил несколько иномарок. Корейская Kia Optima, на мой взгляд, подошла бы ему как нельзя лучше, она вполне соответствует его должности и доходу.
Однако Михаил по-особому смотрит на автомобили. Он предпочитает практичные модели классов В и С с кузовами «хэтчбек», так как иногда ему приходится самому возить тиражи книг, журналов и другой полиграфической продукции. Седаны D-класса сегодня предлагают отличные багажники, и мой знакомый вполне мог бы приобрести один из них. Но автомобили с пятью дверями удобнее для целей Михаила, к тому же они существенно дешевле. Сэкономленные средства он предпочитает вкладывать либо в свое дело, либо в недвижимость.
И все же, выкроив время, он соглашается участвовать в тестовой поездке на Kia Optima. В наших руках оказался автомобиль в версии GT-Line. У него «обычный» 2,4-литровый 188-сильный двигатель, но в дизайн привнесены некоторые элементы спортивности. Помимо шильдиков на кузове, в числе первых обращает на себя внимание «срезанное» снизу рулевое колесо (также с маркировкой GT-Line). Еще тестовый перламутрово-белый седан хвастается черной крышей: она у него, панорамная, из тонированного стекла. Переднюю часть можно открыть – это люк, сдвигаемый электроприводом вперед либо назад, причем, когда он открыт, в передней части проема автоматически поднимается небольшой сетчатый спойлер, прикрывающий салон от возможного попадания пыли, насекомых и другой нежелательной мелочи.
Салон с темной отделкой верхней части производит впечатление низкого, «плоского», однако, усевшись внутрь, мы с моим пассажиром не ощущаем давления потолка: высоты нам хватает с запасом. Мой знакомый немного ниже меня, а мой рост 182 см, и сзади мне тоже хватает «воздуха» над головой. А уж для коленей здесь настоящий простор – при посадке «за собой» я располагаю тридцатью четырьмя сантиметрами пространства. Это очень хороший показатель! В середине из пола выступает туннель незначительной высоты, посадке среднего пассажира он не помешает. Михаил также отмечает, что на заднем ряду просторно, у него большая семья, уже есть два внука, и для поездок с ними в «Оптиме» легко можно было бы разместить пару детских кресел.
Но сначала мы, конечно, осматриваем и обсуждаем переднюю часть салона. Разговариваем, абсолютно не повышая голосов: двери и кузов седана Kia – надежный заслон от шумов подземного паркинга, а затем и улицы, звуки едва проникают сюда снаружи. Так же, как и Михаил, я впервые знакомлюсь с «Оптимой». И в первые же минуты отмечаю, насколько тихо здесь работает двигатель. Ни находясь снаружи рядом с автомобилем, ни сидя в салоне, вы практически не улавливаете звука мотора, шелестящего на холостом ходу. А по лабиринту паркинга Kia Optima движется без добавления «газа» так тихо и плавно, что кажется, будто у нее под капотом не бензиновый, а электрический двигатель. Это приятно удивляет.
Темный салон седана в полумраке подземной стоянки в первый момент кажется прямо-таки пещерой, но с включением мотора автоматически вспыхивает подсветка всех органов управления и оживает панель приборов. Красной подсветке кнопок и клавиш я, честно говоря, не симпатизирую, но, если бы здесь она была белой, торпедо выглядело бы скучнее. Приборы подсвечены белым, комбинация Supervision напоминает и Kia cee`d, и большой кроссовер Sorento. Михаилу знакома модель cee`d, такой автомобиль есть у его сына Павла. Машина пробежала уже почти 130 тысяч километров и ценится в семье за надежность. Еще и поэтому мой знакомый с пристрастием присматривается к автомобилю марки Kia.
А ведь есть, над чем задуматься: примерно за ту же цену, что и седан Optima, можно приобрести «обычный» Sorento (не Prime, который стоит значительно дороже). Конечно, базовая комплектация кроссовера будет лишена многих приятных опций, но все же это большой и солидный автомобиль, к тому же с полноприводной трансмиссией. Но, глядя на Михаила, я почему-то думаю, что ему гораздо больше подошла бы именно Optima. Он деловой человек, различные встречи и переговоры в офисах у него происходят намного чаще, чем вылазки на природу. Для такого человека важнее представительный седан, как и, конечно же, деловой костюм, а не футболка и брюки «карго».
Скажу даже больше: если я вас хоть немного знаю, то могу предположить, какой автомобиль (по крайней мере, тип) вам «идет» больше, а какой – меньше. Не подходит по образу жизни и роду занятий, а именно идет, как одежда. Конечно, вы вправе со мной не согласиться, но бывает, со стороны виднее. Кстати, не скажу, что дорогие представительские модели, а также спортивные купе безоговорочно идут всем. Это совершенно не так.
Но вернемся в «Оптиму». У нас с Михаилом много общих тем для разговора, но я тайком пытаюсь представить себя его персональным водителем. Он рассказывает мне о встрече в крупном печатном издании, и я воображаю, что везу его на переговоры. Понятно, в этом случае следует вести автомобиль максимально плавно, и из трех доступных в «Оптиме» режимов движения я выбираю экономичный. Но вскоре отказываюсь от него – и не из-за «овощного» характера. Динамика нам сейчас не нужна, требуется комфорт, а в эко-режиме шестидиапазонный «автомат» на «Оптиме» уж очень часто перебирает передачи, и, хотя переключения происходят плавно, все же они ощутимы. В данной ситуации более оптимален обычный режим, он здесь не имеет названия, а при выборе двух других в комбинации приборов загораются символы ECO либо SPORT.
В городском потоке разница в динамике при выборе того или иного режима не воспринимается, как очень заметная. В каждом из режимов ускорение с 60 до 80 км/ч происходит примерно за 4 с. Для опережений и оперативных перестроений этого вполне хватает. Но при маневрах следует помнить о двух «неудобствах». Первое – если вы установили водительское сиденье близко к полу, то нижняя часть правого зеркала может «спрятаться» за панелью двери. И второе – система контроля «мертвых зон» срабатывает, на мой взгляд, слишком рано. Вы ожидаете, что справа или слева от вас вот-вот появится автомобиль, а его нет и нет. Начинаете перестроение – ан, оказывается, он все-таки есть, потому что наконец догнал вас. В общем, эта система на «Оптиме» слабовато помогает водителю.
В остальном, поведение корейского седана в городе заслуживает только высоких оценок. Автомобиль оперативно откликается на повороты рулевого колеса (2 ¾ оборота от упора до упора), радующего приятным усилием (спасибо электроусилителю). У него высокая плавность хода и незначительные крены в поворотах. На гладких городских улицах проявляются не все достоинства подвески, их мы оценим позже, за пределами Москвы. В мегаполисе нам угрожают только «лежачие полицейские», их на «Оптиме» желательно встречать с пиететом.
Михаилу нравится система камер кругового обзора. Ему раньше не представлялась возможность вызвать на экран «вид сверху», и он высоко оценивает эту опцию. К сожалению, я забыл продемонстрировать ему самопарковку автомобиля. Сам же ради интереса (больше из озорства) предложил «Оптиме» запарковаться между автомобилями, припаркованными перпендикулярно. Что ж, она сделала максимум возможного: определила подходящий по размеру промежуток и почти «вписалась» в него. Но в последний момент я обнаружил, что автомобиль, оказавшийся у нас за «кормой», припаркован немного под углом, из-за чего нам с «Оптимой» может не хватить места. Эксперимент пришлось прервать.
Стандартную же парковку как боком, так и «носом» к бордюру автомобиль осуществлял без сучка без задоринки. Бордюров можно особо не опасаться. У «Оптимы» длинные свесы, отчего передок и «корма» кажутся низко нависающими над асфальтом. Однако замеры показали, что просвет под «губой» переднего бампера не так уж и мал – 25,5 см. Просвет под порогами кузова составляет 19,5 см, примерно столько же – под брызговиками задних колес. Клиренс автомобиля согласно паспортным данным – 15,5 см.
Получив автомобиль в пресс-парке, я зафиксировал в памяти 15-литровый расход топлива, отображенный бортовым компьютером. Прямо скажем, немало, даже для города с пробками. Может быть, предыдущий водитель злоупотреблял динамикой «Оптимы»? Пробую экономить и пользуюсь режимом ECO. В пробочном городском режиме удается добиться 14-литрового расхода. Что ж, значит, экономичные настройки управляющей электроники двигателя работают.
По условиям импровизированного теста нам с Михаилом необходимо выдвинуться на переговоры в один из подмосковных городов. Практически весь путь туда пролегает по автомагистрали, причем, не изобилующей камерами контроля скорости. Практически всегда они здесь полностью отсутствуют (передвижные посты появляются редко), поэтому мы наслаждаемся динамикой автомобиля в полном объеме.
С ЕСО-режимом, конечно, сразу расстаемся. Формально он не слишком ограничивает динамические качества «Оптимы», но фактически… Попробуйте «нормальный» и «спортивный» режимы – и вы сразу ощутите разницу. Режим SPORT обеспечивает разгон с 80 до 120 км/ч примерно за 8 с, в режиме ЕСО пара секунд прибавляется точно. Впрочем, на многополосной трассе нам не требуется совершать рискованные обгоны (только опережения). Для справки: версия GT-Line, «вооруженная» 2,4-литровым 188-сильным атмосферным двигателем с непосредственным впрыском, согласно паспортным данным, разгоняется с места до 100 км/ч за 9,1 с (турбированная Optima GT делает это почти на две секунды быстрее).
На скорости около 150 км/ч в салоне по-прежнему комфортно. Михаил принимает телефонный звонок и разговаривает, не повышая голоса. Мне «везет» меньше: входящий звонок на мой телефон, принятый через систему Bluetooth, неожиданно прерывается, впрочем, вероятнее всего, из-за особенностей рельефа местности, по которой мы проезжаем. На самом деле, hands-free в «Оптиме» работает отлично. Устройство не только легко определило мой телефон, но и подключилось к нему мгновенно. Забавно было принять звонок на трубку, в процессе разговора сесть в автомобиль, пустить двигатель – и вдруг услышать голос абонента из динамиков «Оптимы». Вот такая здесь оперативная коммуникация.
Общаясь с Михаилом в процессе движения, мы практически забываем об окружающем мире, настолько комфортно в салоне, особенно в акустическом плане. Правда, начинает напоминать о себе подвеска. Редкие стыки и швы асфальтового полотна мы проходим с хорошо различимым «хлестким» звуком. Впрочем, это не сильно уменьшает комфорт, а лишь служит напоминанием о том, что у нас на тесте автомобиль в версии GT-Line. Конечно, до настоящего GT ему далеко, как до Луны…
А еще немного портит идиллию поведение автомобиля в асфальтовых колеях. Мгновенно появляются крайне неприятные рыскания – это при том, что курсовая устойчивость «Оптимы» достойна подражания. И на плавных дугах автомобиль «стоит» хорошо. И шины Michelin Pilot Sport 3 не отличаются шумностью.
Странное «послевкусие» осталось и от тормозов. Первые замедления вскоре после начала движения происходят отменно, колодки «схватывают» уверенно, даже чуть резковато. Но затормозишь несколько раз подряд – и резкость «схватывания» куда-то пропадает. Перегреваются колодки? Не верю! По ощущениям, они, скорее, недостаточно нагреваются. Потому что недостаточная резкость «схватывания», большей частью, ощущается на небольших скоростях, но попробуйте затормозить чуть интенсивнее – и всё опять приходит в полный порядок.
«Ручник» в данной комплектации «Оптимы» - электронный. Забыли разблокировать его после остановки? Не беда – при начале движения он «распустится» сам. Причем, практически беззвучно.
Обращаю внимание Михаила на работу «автомата». Пользуясь подрулевыми «лепестками», можно повысить либо понизить передачу в любой момент, даже в режиме D. Отклик на нажатие «лепестка» последует мгновенно. Что произойдет, если вы забудете менять передачи вручную? Примерно через минуту коробка вернется в автоматический режим. Но только при условии, что характер движения не изменится. Если вы замедлите автомобиль, агрегат сам сбросит передачу, когда обороты двигателя опустятся до отметки 1200. А затем сбросит еще и еще, вплоть до первой передачи, в случае остановки.
Ручным режимом часто пользоваться не приходится. Переключение передач и так происходит плавно и своевременно. Только из трех режимов движения на трассе я бы предпочел «нормальный». При выборе «экономичного» режима «автомат», бывает, путается в передачах, выбирая оптимальную, и это ощущается водителем. Экономится ли топливо? Для оценки этого надо было бы выбрать более длинный маршрут. В нашем же случае, проехав по трассе около 250 км, мы получили средний расход 95-го бензина в размере 7,4 л на 100 км. По-моему, более чем впечатляющий результат! На более длинном «плече» можно, судя по всему, достичь и меньшего показателя, в том числе, задействовав круиз-контроль, который в «Оптиме», конечно, тоже есть.
При выборе спортивного режима «автомата» двигатель раскручивается до 4000 об/мин, и лишь затем следует переключение передачи. В экономичном и нормальном режимах переключения происходят при 2500-3000 об/мин.
В небольшом подмосковном городке дороги перестают радовать нас качеством. А уж в его пригородах… Асфальт буквально испещрен ямами, а местами покрытие и вовсе пропадает. Как ведет себя «Оптима»? Оптимально, по-другому не скажешь. Относительно небольшие выбоины можно игнорировать, они практически не нарушают комфорта седоков. А при прохождении больших надо лишь сбрасывать скорость до разумной. Казалось бы, наивный совет, но ведь многие сегодня считают, что не только автомобили созданы для них, но и весь мир крутится вокруг их персон. Ямы под колесами? Смело валим по ним, а если с автомобилем после этого будет что-то не так, значит, плох автомобиль, а не водитель.
Михаил к таким «водятлам» не относится и проявляет осторожность, даже когда я предлагаю ему место за рулем на закрытой площадке. С непривычки ему всё кажется резким и избыточным: и динамика, и работа тормозной системы. А вот подвеску «Оптимы» он, наоборот, оценивает, как мягкую, у его европейской модели она гораздо жёстче. Говорит, что на этих ухабах его прежний хэтчбек давно бы вытряс из нас души.
Предлагаю Михаилу опробовать действие системы стабилизации. Здесь самые подходящие условия: асфальт практически равномерно перемешан с песком и гравием, при добавлении «газа» автомобиль непременно «сорвет» передние колеса, но при этом нет опасности стесать шины. У моего товарища не получается с первой попытки заставить сработать ESC. Он осторожный водитель, привыкший ездить с трезвым расчетом. Ему случалось ощущать потерю управления на скользких дорогах, и он воспринял это, как уроки и предупреждения. Демонстрирую ему возможности системы стабилизации, разгоняя «Оптиму», а затем бросая ее в поворот. Вот электронный «ошейник» включен, и автомобиль не желает поддаваться на провокацию, противится добавлению «газа». А теперь попробуем «распустить» его, отключив ESC, и что же? «Размах» при повороте становится чуть шире, но «Оптима» так и не расслабляется полностью, продолжая страховать водителя и пассажиров.
На этой же площадке мы оценили работу ABS, которая молниеносно вмешалась в процесс замедления «Оптимы», едва от колёс поступил намек на блокировку и юз. Впрочем, сейчас наличием ABS уже никого не удивишь, система присутствует даже на бюджетных моделях и, в большинстве случаев, отлично справляется со своими обязанностями. А что еще понравилось и не понравилось Михаилу, как потенциальному покупателю автомобиля такого класса? Мы многократно останавливались и покидали автомобиль, также приходилось доставать фотоаппараты из сумок, которые лежали на заднем сиденье. Так вот, мой товарищ обнаружил, что, сидя впереди, достать что-либо с заднего сиденья проблематично, настолько велик салон. А еще он отметил, что корейский седан уж слишком настойчиво охраняет нашу поклажу, при любом удобном случае блокируя центральный замок. Впрочем, скорее всего, это настраиваемая функция, и «назойливую» блокировку можно отключить.
Багажник седана приятно удивил Михаила завидным объемом (510 л), понравилась ему и возможность складывания частей спинки заднего дивана. Вот только я забыл ему сказать, что подобный механизм складывания применен и на значительно более дорогой модели – Jaguar XF. Пусть потенциальные покупатели знают, это польстит им. Удобен ли багажник в Kia? Да, но погрузочный проем у него невелик, всего 44х108 см. Зато максимальная длина багажника – 112 см, а при сложенной спинке заднего дивана – почти 2 м.
По словам Михаила, он поставил бы высокий балл переднему креслу. Сымитировав на нем посадку за рулем, он по окончании поездки заявил, что у него после двух сотен километров совершенно не устала спина, с которой он, увы, испытывает проблемы. Подогрев сидений мы летним погожим днем испытывать не стали, а про функцию вентиляции кресел, которая оказалась в тестовой версии, просто забыли. Вернее, даже не забыли – просто ухитрились замерзнуть при работе кондиционера. Михаилу показались оптимальными примерно 22 градуса тепла в салоне, мне – на пару градусов ниже, и компромисс искать не пришлось: климат-контроль в «Оптиме» двухзонный.
За разговорами в процессе поездки мы не обратили внимание и на «музыку», установленную в «Оптиме», а ведь аудиосистема здесь очень даже серьезная – Harman / Kardon. Расставшись с моим попутчиком, я не преминул включить ее и сделать погромче – и система очень порадовала насыщенным басом, особенно в тех композициях, в которых он был записан. Также я пожалел впоследствии, что не показал Михаилу работу системы навигации. А она здесь очень функциональная, в частности, сообщения о необходимости совершить поворот дублируются на экране бортового компьютера, что очень удобно.
Вообще, как мне показалось, в случае с «Оптимой» инженеры Kia попытались на практике реализовать идею создания идеального автомобиля путем компиляции различных элементов других машин. Ну вот посмотрите, разве этот селектор «автомата» не напоминает вам Audi, а организация управления «музыкой» - BMW? Комбинацию приборов и заимствовать не нужно, она на автомобилях Kia, начиная с модели cee`d, вообще близка к идеальной. Экран мультимедиасистемы в центре торпедо спрятан под козырек и не так уж сильно меркнет при ярком дневном свете, а уж ночью читаемость его отменная. Флэшку с музыкой легко поменять на ходу. Валик поясничного подпора у водительского сиденья можно регулировать не только по «толщине», но и сдвигать вверх-вниз (обе настройки – с электроприводом). Пожалуй, я даже не назову ни одной детали или функции, которую бы мне хотелось видеть улучшенной при очередном обновлении «Оптимы»! Оптимальный автомобиль?
Пожалуй, я бы назвал его даже более чем оптимальным. Он не «усреднен» до предела, как некоторые модели VW, но и не претендует на роскошь. Он не стесняется быть Kia, быть самим собой. Он готов работать по своей специальности, точно так же, как предприниматель Михаил, который ради дела готов пожертвовать статусом и погрузить в личный автомобиль продукцию своей фирмы. За «Оптимой» стоит интенсивнейший труд южнокорейской компании, начавшей буквально с чистого листа и за считанные годы выросшей в мировой бренд. Мы с Михаилом помним времена, когда названия Kia еще не существовало, да и о республике Южная Корея было мало что известно. Беседуя во время тестовой поездки, мы вспоминали компании, утратившие первенство на рынке, несмотря на богатейшую историю, традиции, «громкость» имен. Их места заняли те, кто работал, работал и еще раз работал. Ну, либо те, кто достиг высоких позиций совсем не рыночными методами.
Мне кажется, Kia Optima оптимальна для таких, как Михаил. Для людей, которые не гонятся за имиджем, статусом, пафосом, а ставят во главу угла дело, качественно выполненную работу. Для них это высшая ценность (разумеется, в деловом плане, ведь, конечно же, есть еще семья, близкие люди), а имидж – вторичен, соответственно, и затраты на него тоже. Казалось бы, сегодня такая позиция человека не очень-то популярна, однако продажи модели Optima растут: обновленный автомобиль стартовал на нашем рынке в начале марта 2016 года, и за два месяца было реализовано почти 1800 машин.