Формула уюта
Логотип Lexus

О Lexus ES

По-русски

Лексус ЕС

Тест-драйвов
7 (все тесты)
Двигателей
3 (открыть)
Комлектаций
8 (открыть)
Последнее поколение
VI рестайлинг (открыть)
Отзывов на сайте
0 (прочитать)
Цены
от 2 046 000
до 3 240 000

Оказывается, 350 км от Москвы до Костромы можно преодолеть по воздуху – существует регулярный авиарейс. Однако мы выбрали для путешествия японский гибридный бизнес-седан Lexus ES 300h, который, подчеркнув связь времен, позволил погрузиться в мир старинной костромской деревни

На современной карте России остается все меньше аутентичных деревень. Дома из кирпича, металла и бетона неотвратимо вытесняют деревянные сооружения, а формировавшийся веками сельский уклад сходит на нет под натиском автоматизации и технологий. Достаточно отъехать от Москвы на какие-то 100 км, чтобы увидеть плачевную картину: по обеим сторонам трассы доживают свой век симпатичные бревенчатые домики с двускатными крышами, трубами из красного кирпича и резными наличниками. Какие-то постройки еще держатся усилиями хозяев-энтузиастов, но многие уже покосились, а то и вовсе сложились как карточный домик. Попытки хозяев продлить жизнь подобным “артефактам”, увы, не всегда удачны. Металлочерепица на крыше и стеклопакеты вместо деревянных рам выглядят на старых деревянных срубах ужасающе. Но, пожалуй, еще печальнее результаты тотального новодела, когда дорогостоящие деревянные дачи пытаются стилизовать под русские избы, терема или, не приведи господи, храмы. Как бы то ни было, достойны уважения частные владельцы, муниципальные структуры и организации, пытающиеся продлить жизнь состарившимся деревянным избам, сараям, баням, колодцам, мельницам, равно как и предметам мебели и быта. На профессиональном уровне эту задачу выполняют в очень и очень немногих местах, и мы посетили одно из них – архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник “Костромская слобода”.

Японский дом

Мы не случайно выбрали для путешествия в Кострому гибрид Lexus ES 300h. В каком-то смысле это тоже жилое помещение – ультратехнологичный дом на колесах, выпускаемый, к слову, исключительно в Японии. Lexus позиционирует эту модель как престижный, динамичный и экономичный бизнес-седан, подходящий в равной степени на роль семейной и служебной машины. Мы попробовали модель в качестве транспортного средства для путешествий семьи из трех человек.

Консервативная и в меру агрессивная внешность этого автомобиля для многих уже повод для покупки, но для меня душой этой машины скорее является интерьер. Как и в традиционных японских домах, он несколько скуп на эмоции, но всецело подчинен принципам фэншуй. Здесь практически нет эргономических огрехов, если не считать низко нависающего над головой потолка. Багажник относительно небольшой – 425 л. Дорожный скарб – несколько больших сумок – отсек с легкостью принял, а вот детские лыжи не смог: в модели не складывается задний диван, нет и лыжного лючка.

Зато в остальном интерьер ES 300h – большой, жирный плюс. Запас пространства перед коленями на обоих рядах солидный. Передние и задние сиденья грамотно спрофилированы и снабжены электрорегулировками, системой подогрева и вентиляции. Хай-тек-“фишки” водительской зоны – авангардный джойстик мультимедийной системы Remote Touch и шайба переключения режимов движения: Eco, Normal и Sport.

Блок управления “музыкой” и климат-контролем на “галерке” – реверанс в сторону VIP-пассажира. В роли последнего с успехом выступил наш восьмилетний сын, не устававший играть с электронно-управляемой солнцезащитной шторкой, клавишами трехзонного климат-контроля и обогрева заднего кресла, а также без конца менявший треки и уровень звука магнитолы Mark Levinson.

Сохраняя связь времен

Примерно 350 км от Москвы до Костромы пролетели практически незаметно благодаря эффективной силовой установке, комфортному шасси и электронным развлечениям, на которые ES 300h щедр, – к мультимедийной системе с функцией навигации можно подключить iPod, USB-флешку, телефон по Bluetooth, DVD-проигрыватель через разъем AUX. И вот мы уже на территории музея-заповедника “Костромская слобода”, расположившегося у южной стены Ипатьевского монастыря на Стрелке – у места впадения реки Костромы в Волгу. На дворе весна, но музейная территория завалена снегом. Над внушительными сугробами возвышаются величественные и причудливые постройки: деревянные храмы, мельницы, часовни, бревенчатые избы, амбары, бани “на курьих ножках”... Многие экспонаты – незапамятных времен. Так, например, церковь собора Богородицы из села Холм Галичского района датируется 1552 г. Этот деревянный храм, самый древний из сохранившихся в Костромской области, сейчас закрыт для посещения – идут реставрационные работы. А вот церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское Костромского района принимает посетителей. Эта необычная постройка 1712 г. состоит из четырех клетей, или частей: алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени). Интерьер выполнен преимущественно в каноне XVII века. К иконостасу примыкает солея (возвышение алтарной части). Вдоль стен “врублены” лавки с фигурными ножками, клиросы перед иконостасом украшены резьбой.

Не менее сильное впечатление производят многочисленные деревянные избы, в которых усилиями музейных работников сохранен аутентичный интерьер. Его особенности связаны с тем, что Костромская область находится на северо-востоке Европейской части страны. И, стало быть, при строительстве домов брали в расчет холодные зимы, а в районах, расположенных в пойме Волги и ее притоков, также и весеннее половодье. Как следствие, во многих костромских избах, построенных в XVII–XIX веках, имеется высокий подклет (цокольный нежилой этаж), небольшие, но массивные двери, низкие притолоки и высокие пороги – чтобы в помещение не проникал холод. Такие решения мы увидели в доме крестьянина Скобелкина из деревни Стрельниково – самой древней жилой постройке из сохранившихся в Поволжье.

Едва переступив порог этого дома, погружаешься в мир былых времен. Поднимаемся по мощным ступеням на “мост” (холодный коридор), проходим по нему в сени, откуда попадаем уже в отапливаемую избу. Центральное место занимает здесь русская печь. Это сердце жилища. В печках готовили, на них спали, отогревались в холода, отлеживались при болезни, и не только. Если бы не заведующая отделом традиционной народной культуры и выставочной работы Марина Крылова, я бы вряд ли узнал, что в лютые зимы в печах мылись и даже... рожали. “Конечно, в деревенских печках тех времен было большое устье, чтобы было удобно забираться внутрь. Если женщине приходило время разрешиться от бремени, печь прогревали, ждали, пока она поостынет, выстилали горнило (сводчатую камеру) свежей соломой и укладывали на нее роженицу”, – рассказывает Марина. Возле печи был вход в подклет или подполье – “голбец”. В голбце держали продукты и кухонные принадлежности, а иногда также мелкий скот и кур – живность также участвовала в согревании помещения. На нижнем ярусе размещался и “ледник” – холодильник тех времен. А между печью и стенами избы устраивали деревянные полати, похожие на верхние полки в поездах дальнего следования.

Такая планировка, характерная для северо-среднерусских регионов, особенно часто встречалась в домах больших семей. Малые дети, бабушки и дедушки спали на печи, молодежь – на полатях, мужики и бабы – на кроватях и лавках. Самое почетное место было у стены, противоположной входу, где находился “передний угол” с иконами, а самое непрезентабельное, наоборот, у порога. Иерархия проявлялась также в расположении членов семьи за длинным обеденным столом. Глава семейства, дед, усаживался в торце, отец – напротив, женщины – с краю или вовсе вне общего стола, на подхвате.

Ну, и, конечно, многое о жизни жителей костромской деревни способны рассказать предметы быта и утвари, которые в музее бережно хранят, регулярно пополняя редкую коллекцию. Шкафы, похоже, отсутствовали как класс. Их роль выполняли огромные деревянные сундуки, в которых вещи сберегали от сырости и моли. Типичными атрибутами поволжской деревни были также рыболовные сети и вирши, сплетенные из ивовых прутьев, равно как и приспособления для обминания и вычесывания льна (недаром говорили: “За ленок держись – обеспечишь жизнь”), прялки, приспособления для вышивания, старинные стержневые безмены, деревянные вальки для стирки, самовары, игрушки, куклы.

Кострома – Москва

Рассказ о “Костромской слободе” был бы неполным без упоминания собственно Костромы – города, который, как и Москва, стоит на слиянии двух рек. Своеобразие Костромы определяет в наибольшей степени полноводная Волга, разделяющая ее на две почти равные части. Живописная набережная – душа города. Вдоль  нее цепочкой тянутся симпатичные малоэтажные дома и редкие каменные особняки XIX века, по большей части, увы, полуразрушенные. Главные туристические точки, такие как обелиск Московской заставы (постройка 1823 г. встречает гостей города, прибывающих по Волге), впрочем, отреставрированы. У обелиска с орлами – увековеченный Эльдаром Рязановым в “Жестоком романсе” речной причал, еще одна визитная карточка города.

Магнетизмом обладает и компактный городской центр. На широкой Сусанинской площади прекрасно сохранились величественные постройки конца XVIII века: здания гауптвахты (сейчас это литературный музей), пожарной каланчи (здесь расположился экскурсионный отдел Костромского музея-заповедника), присутственных мест (ныне тут размещается городская администрация). Из примет советского периода наиболее интересен памятник Ивану Сусанину, построенный в 1934 г. вблизи набережной Волги и Торговых рядов.

Ну и, конечно, уже упомянутый Ипатьевский монастырь, имевший в советские времена статус музея (“Костромская слобода” продолжительное время была структурным подразделением этой музейной площадки) и лишь в 2004 г. окончательно переданный в пользование Русской православной церкви. Посещение Ипатьевской обители вряд ли кого-то оставит равнодушным. Здесь хранится одна из наиболее чтимых святынь костромской земли – чудотворная Ипатьевская икона Божией Матери (точная копия Тихвинской иконы Божией Матери), потрясающе красивы главный храм монастыря, Троицкий собор и палаты бояр Романовых, где более шести лет жили изгнанные Борисом Годуновым Михаил Федорович Романов и его мать Ксения Ивановна Шестова (инокиня Марфа). В 1613 г. в Троицком соборе монастыря совершился обряд возведения Михаила Романова на царствие.

В 1998 г. Ипатьевский монастырь посетил президент Ельцин, в 2005-м – президент Путин, в 2008-м – президент Медведев. В книге, выставленной в палатах бояр Романовых, имеются соответствующие памятные записи. Разумеется, монастырь получил щедрое финансирование из федерального бюджета. Но до “Костромской слободы”, являвшейся некогда единым целым с музейной частью обители, ни один из российских лидеров, к сожалению, не добрался. Хотя было рукой подать. Говорят, в деревянных баньках на территории музея располагались снайперы из личной охраны президентов. Жаль. Музею очень не помешали бы федеральные деньги, необходимые для реставрации, воссоздания и перевозки шедевров костромского зодчества.

А что же японский гибрид? Он без труда справился с многочисленными ямами, образовавшимися в черте города после снежной зимы, – подвеска оказалась достаточно энергоемкой. Мои опасения, что “японец” не протиснется в нечищеные костромские дворы из-за низко посаженного переднего бампера, не оправдались. Я ретировался лишь единожды, когда ES чиркнул сплиттером о снежный горб колеи, накатанной у набережной. Плавность хода на марш-броске Москва – Кострома – Москва порадовала в не меньшей степени, чем быстрые отклики на “газ” и мощное ускорение с малых и средних скоростей, а 205 л.с., которые совокупно выдают 2,5-литровый бензиновый двигатель и электромотор, вполне солидный потенциал, особенно если регулятор режимов движения переведен в положение Sport. А в режиме Eco можно эффективно экономить топливо на трассе. Есть возможность ползти в пробках исключительно на электротяге. Как следствие, по итогам поездки средний расход бензина составил порядка 7,5 л/100 км, что, на мой взгляд, очень неплохо для бизнес-седана. Единственное, о чем я пару раз пожалел, – это то, что схема гибридной установки не наделяет ES 300h полноприводными возможностями – тяга обоих агрегатов направляется на переднюю ось. Впрочем, благодаря цепкой системе стабилизации у меня не возникло проблем ни при штурме снежных подъемов, ни при перестроениях на зимней трассе.

Вас заинтересует:

Вам понравился этот тест-драйв?


Выбираете автомобиль? Посмотрите конкурентов Lexus ES:


Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

2 2 1 9