Создав второе поколение минивэна Mazda 5, японская компания вновь сделала рывок в дизайне. Но одновременно конструкторы улучшили и прочие параметры автомобиля
Причислить маздовский минивэн к российским бестселлерам трудно: в предкризисном году его продажи едва превысили 2000 единиц, затем упали впятеро, а в нынешнем сезоне счет вообще идет на десятки. Впрочем, и этого хватает, чтобы удерживать примерно 10-процентную долю отечественного рынка, ведь этот класс машин в нашей стране не слишком популярен. Другое дело Европа: там только в 2009 г. было реализовано около 1 млн компактных MPV, причем конкуренция в сегменте жесткая – за кошельки клиентов борются 18 моделей от производителей со всего мира. И Mazda в этом споре не последняя. Только за два года, прошедших со времени рестайлинга предыдущей “пятерки”, в Старом Свете ее обладателями стало более 176 тыс. человек, а по всему миру их число перевалило за полмиллиона. При этом Mazda 5 обрела 37 различных наград – из года в год ее признавали лучшим автомобилем как в национальных конкурсах, так и в международных.
Но время идет, и модель, впервые появившуюся на рынке в 2005 г., пора было менять. Как говорит программный менеджер этого проекта Хидоки Мацуока, было решено укрепить ее сильные стороны (дизайн, ходовые качества, комфорт, функциональность) и вывести на современный уровень такие показатели, как расход топлива и экологичность. Взглянуть на результаты этих изысканий мы отправились в Австрию.
Первое, что мне пришло в голову при встрече с новой Mazda 5, было: “Да это же кошмар жестянщика! Двери со столь сложными выштамповками править невозможно”. И в продолжение мысли: “Зато как должны радоваться дилеры – подобные детали кузова нужно менять только целиком, в сборе, и тут можно “разводить” клиентов по полной”. Речь идет о самом ярком новшестве в экстерьере минивэна – граненых изгибах, идущих по всему боку кузова. Как говорят японцы, на подобное их вдохновили узоры, “нарисованные” ветром по поверхности воды. Так в свое время появился стиль Nagare (по-японски – “поток”), который был показан на ряде концепт-каров, и вот теперь он воплощен в серийной версии семейного автомобиля. Тут даже боковой “поворотник” спереди играет свою эстетическую роль: он призван напоминать брошенный в воду камешек, от которого идет рябь.
Однако красота красотой, а как насчет практичности? “Не беспокойтесь, все в порядке, – успокаивает шеф-дизайнер Mazda 5 (причем как первого поколения, так и второго) Кодзи Табата. – Проблема ремонтопригодности кузовных деталей была одной из важнейших, и мы ее решили”. Действительно, вопросы снимаются, как только вы проведете по граням на двери рукой. Оказывается, они лишь внешне очень глубокие, на деле же панель почти плоская. В подтверждение нам демонстрируют дверь, восстановленную от вмятины, но еще не окрашенную. Видно, что после ремонта она вновь играет на свету изгибами, как будто только что с завода.
Словом, маздовцы опять сделали то, что теперь многие начнут копировать, как это было уже не раз. Тем более что экстерьер и в самом деле получился не просто органичным, но и спортивным, в духе бренда. Это сразу заметно, если смотреть на машину спереди: броская передняя оптика, рельефный низ бампера с врезанными в него “противотуманками”, крупная пятиугольная решетка радиатора. Кстати, все это сделано не только ради эстетики, но и для пользы дела – тем самым улучшили аэродинамику и эффективность охлаждения мотора. Японцы показывают слайды, на которых видно, как воздух при движении гораздо более плавно обтекает новый кузов, особенно передние крылья, зеркала. А в результате меньше завихрений, соответственно, меньше расход топлива, тише в салоне (уверяют, что уровень шума снижен на 10%).
Эта стилистика продолжена и в боковых панелях кузова, и в его “корме”. Та самая сложная выштамповка визуально объединяет все части автомобиля, делая его стремительным (причем даже когда минивэн стоит, кажется, что он в движении). Завершают линию кардинально изменившиеся задние блоки фонарей – из вертикальных, как было в предыдущей версии, они превратились в узкие горизонтальные, к тому же “затекающие” на задние крылья. Кому-то это нравится, кому-то нет, но с одним не поспоришь: такой ход придал автомобилю стремительность. Той же цели служит и линия окон – как бы уходящая назад, со спрятанной в панорамном остеклении задней стойкой.
Тему потоков воды японские дизайнеры продолжили внутри машины. Например, на сиденьях вы не увидите поперечных строчек – все швы идут от передней части салона к задней. Однако, на мой взгляд, это вторично. Куда важнее то, насколько комфортабелен автомобиль, удобно ли в нем находиться пассажирам, как чувствует себя водитель.
Прежде всего – эргономика. И тут в сравнении с предшественницей сделан шаг вперед. В частности, все визуальные приборы (циферблаты, информационный дисплей) теперь размещены почти по одной линии – вверху, а кнопки и тумблеры, наоборот, выстроены ниже, поближе к рукам, да к тому же сгруппированы по функциям (круиз-контроль, “музыка”, кондиционер). В результате легче стало считывать глазами информацию и удобнее включать/отключать функции на руле и центральной консоли. В целом же японцы получили то, что хотели: типичное для Mazda место водителя – спортивное по ощущениям, но с простым и понятным функционалом. В ходе теста я заметил, что при управлении автомобилем вы чувствуете себя не как за рулем 7-местного однообъемника, а как в кресле легкового хэтчбека.
Зато у пассажиров второго и третьего рядов ощущения иные. Их кресла специально приподняты, чтобы во время поездки был хороший обзор. Что же касается комфорта, то мы провели эксперимент: в минивэн уселись семеро здоровых мужиков и отправились в 15-километровый заезд. В принципе, если недалеко, то так ехать можно, но, как выразился один из коллег, “из Москвы в Анапу я бы не поехал”. Понятно, что он говорил о взрослой “команде” путешественников. Но ведь Mazda 5 – семейная машина, а значит, задние ряды рассчитаны в основном на детей (не случайно лица японских создателей этого автомобиля вытянулись в изумлении, когда из салона один за другим выбирались семеро русских).
Для семейных вояжей предусмотрены и варианты трансформации салона. Тут и откидные столики на спинках кресел, и различные лотки да потайные боксы (например, под креслами второго ряда), и подлокотники, и возможность превращения второго ряда из 3-местного в 2-местный, и регулировка тех же кресел по наклону (на 50°) и в продольной плоскости (на 27 см). При этом сиденья третьего и второго рядов можно сложить в пол, и тогда багажный отсек увеличится до 788 л или даже до 1493 л, что позволяет возить мебель.
Продуман и процесс посадки/высадки. В свое время Mazda 5 стала первой в сегменте моделью со сдвижными дверями, и клиенты это оценили. Например, чтобы покинуть салон, обычную навесную дверь нужно распахнуть как минимум на 30–40 см, но на тесной парковке это не всегда возможно. А вот дверь на полозьях отходит от кузова лишь на 16 см, причем маздовцы теперь предлагают ее как в ручном варианте, так и на электроприводе (в этом случае есть датчики препятствия, не позволяющие двери зажать, скажем, руку пассажира). К тому же дверные проемы здесь чуть ли не самые большие в классе (ширина – 68,6 см, высота – 108,3), а на “галерку” можно попасть двумя способами: либо сдвинув вперед кресла второго ряда, либо образовав проход между ними. Это позволяет сделать хитроумная, но простая в пользовании система трансформации сидений.
Как любая новая Mazda, этот минивэн изобилует техническими новациями. В их числе – усовершенствованные подвеска и рулевое управление, системы безопасности, моторы… Однако именно последний пункт требует оговорки: новый 2-литровый 150-сильный двигатель, оснащенный системой i-stop (маздовская вариация “стоп-старт”), на российский рынок поставлять не будут. Дело в том, что он агрегатирован с механической 6-ступенчатой коробкой передач, а к нам “механику” решили завозить лишь в паре с уже знакомым 1,8-литровым агрегатом, в то время как более мощная версия (тоже известный по предыдущей версии минивэна 2-литровый двигатель мощностью 144 л.с.) будет продаваться с 5-диапазонным “автоматом”. Причем российский рынок станет первым в Европе, который получит автоматическую коробку передач. Но такой модификации еще нет. Впрочем, и с “механикой” нам предоставили на первый тест еще предсерийные машины, даже без новой навигации, которая будет охватывать и Россию.
Поэтому рассказывать подробно о моторе смысла нет, хотя он в целом понравился: нешумный, тяговитый, эластичный (автомобилей со вторым двигателем, модернизированным 1,8-литровым мощностью 115 л.с., нам не дали). Понравилась и 6-ступенчатая механическая трансмиссия: благодаря кропотливой работе инженеров по подбору передаточных чисел она работает четко, адекватно. К тому же Mazda 5 теперь оснащена электронным “суфлером”, который стрелкой на дисплее подсказывает, какую передачу лучше выбрать в тот или иной момент. По словам японцев, это помогает снизить расход топлива на 12%. В пользу двигателя и трансмиссии говорит и наш импровизированный тест, когда в машину забралось семь человек. Даже с такой загрузкой практически не изменилась ни динамика, ни алгоритм работы коробки передач, разве что управление стало чуть иным, но это понятно – задняя часть машины загрузилась основательно.
Что же касается езды в режиме “водитель плюс пассажир”, то, как я уже заметил, более чем 4,5-метровый 7-местный минивэн практически не отличается от легковых моделей. Он хорошо ускоряется (включая обгоны), четко и плавно входит в повороты, где почти не кренится (спасибо инженерам-подвесочникам), неплохо маневрирует в потоке, предсказуемо замедляется и тормозит. Кстати, удалось испытать еще одно новшество маздовцев – систему приоритетного торможения. Нажав в движении одновременно на педали “газа” и тормоза, мы убедились, что автомобиль резко встал, едва не заглохнув. Что ж, неплохое дополнение к и без того немалому пакету систем безопасности.
Думаю, Mazda 5 второго поколения способна стать более востребованной среди поклонников минивэнов, чем ее предыдущая версия. В Европе, где спрос на эту модель довольно высок (особенно в Германии, Австрии, Великобритании), старт продаж намечен на начало или середину осени. В Россию новинка (скорее всего, и в 5-, и в 7-местной версии) придет чуть позже – в ноябре – декабре, когда появится модификация с АКП. К тому времени в “Мазда Мотор РУС” определятся и с ценами.
СРАВНИТЕ САМИ | |||
Мazda 5 | |||
Макс. мощность, л.с. | 115 | 140 | |
Макс. момент, Нм | 191 | 165 | 180 |
Макс. скорость, км/ч | 182 | 197 | 190 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 12,8 | 11,5 | 10,4 |
Экономичность, л/100 км | 7,2 | 7,8 | 6,9 |
Безопасность EuroNCAP | ***** | ***** | ***** |
Цена, руб. | нет данных | от 745 600 | от 949 000 |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Mazda 5 | |
Габариты, мм | 4585х1750х1615 |
Колесная база, мм | 2750 |
Снаряженная масса, кг | 1410 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1998 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150/6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 191/4500 |
Трансмиссия | механическая 6-ступенчатая |
Привод | передний |
Макс. скорость, км/ч | 194 |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 11,0 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 6,9 |
Объем бака, л | 60 |