Opel Zafira третьего поколения стремится занять лидирующие позиции на рынке компактвэнов. В нашем сравнительном тесте противостоять ему будут Mazda 5 и Renault Scenic.

Новый Opel Zafira Tourer по сравнению с соперниками кажется пришельцем из другого мира. “Бумеранги” передних фар, большой наклон лобового стекла и стремительные выштамповки на боковинах кузова вызывают ассоциации с техникой из фильмов о будущем. Впрочем, стильный дизайн Mazda 5 нам по-прежнему нравится, особенно “волна”, перетекающая от переднего крыла к заднему. Renault Scenic в 2011 г. прошел процедуру рестайлинга, благодаря которой получил новый передний бампер и фары со светодиодными вставками, обновленные задние фонари, а также измененную дверь багажного отсека. Все это, несомненно, облагородило его внешность. Словом, все соперники выглядят привлекательно, но самый эффектный среди них все-таки “немец”.

Вообще-то прямым конкурентом Zafira и Mazda 5 является удлиненная версия Renault Grand Scenic, но она в России сейчас не продается. Поэтому “отдуваться” за нее придется компактной модификации, которая имеет меньший объем багажного отсека и предлагается только в 5-местной конфигурации, в то время как соперники могут перевозить до семи человек. Начальная версия Scenic с 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью 110 л.с. и 6-ступенчатой “механикой” стоит 807 500 рублей. За вариант с 2-литровым 138-сильным бензиновым мотором и вариатором потребуется выложить не менее 956 500 рублей.

Mazda 5 обойдется покупателю дороже. Автомобиль предлагается в России с единственным силовым агрегатом – бензиновым 2-литровым мощностью 144 л.с. Коробка передач тоже одна – 5-диапазонная автоматическая. Цены на японский минивэн начинаются с 991 000 рублей. Впрочем, если сравнивать с 2-литровой версией Renault Scenic, то разница оказывается не такой уж и большой.

Что же касается Opel Zafira Tourer, то его, как ни странно, можно купить почти по той же цене, что и 1,6-литровый Renault Scenic. Так, версия с бензиновым мотором объемом 1,8 л, развивающая 115 л.с., стоит 809 000 рублей. Гамма предлагаемых двигателей по сравнению с соперниками широчайшая. Помимо упомянутого 1,8-литрового агрегата минивэн оснащается 140-сильным бензиновым турбомотором объемом 1,4 л, а также 2-литровым турбодизелем в двух вариантах мощности – 130 и 165 л.с. Для самой доступной модификации мощностью 115 л.с. предусмотрена только 5-ступенчатая “механика”, а для самой мощной, 165-сильной, цена которой начинается с 1 059 500 рублей, – исключительно 6-диапазонный “автомат”. Остальные версии комплектуются либо 6-ступенчатой механической трансмиссией, либо 6-диапазонной автоматической.

Наши тестовые автомобили оснащены сопоставимыми по мощности бензиновыми двигателями. У Mazda 5, понятно, 2-литровый 144-сильный агрегат, Renault оснащается также 2-литровым мотором мощностью 138 л.с., а у Opel – 1,4-литровая турбированная “четверка”, развивающая 140 л.с. Правда, как это часто бывает, с трансмиссиями паритета добиться не удалось. Французский компактвэн оборудован вариатором, у “японца” – 5-диапазонная автоматическая трансмиссия, а у Zafira – 6-ступенчатая “механика”.

Полезное пространство

Убранство салона Opel Zafira прекрасно гармонирует с внешним видом минивэна. Стремительные “росчерки” передней панели и дверей создают спортивное настроение. В то же время здесь уютно. Материалы отделки качественные – в салоне много мягкого пластика и хрома, благодаря чему интерьер выглядит самым дорогим в нашей троице. Неплоха и эргономика. Поначалу россыпь клавиш на передней панели приводит в замешательство, но быстро понимаешь, что при пользовании ими никаких проблем не возникает.

Посадка за рулем Opel великолепна. Водитель располагается ниже, чем за рулем конкурентов, – почти как в легковом автомобиле. Только далеко расположенное лобовое стекло и дополнительные боковые окошки не дают забыть о том, что находишься в минивэне. Диапазоны регулировок руля и сиденья огромны, что позволит удобно устроиться людям разного роста и комплекции. Профиль плотного ковшеобразного кресла (с ощутимой боковой поддержкой) повторяет контуры тела – даже после нескольких сотен километров пути чувствуешь себя прекрасно. У каждого из передних кресел имеется выдвижной валик, удлиняющий подушку.

В Mazda 5 водитель сидит выше, при этом геометрия расположения сиденья, руля и педалей требует придвинуться поближе к рулевому колесу, иначе к нему нужно тянуться. Набивка сиденья мягкая, профиль неплохой, но не столь хорош, как в Opel. Пластик всюду жесткий, хотя выглядит весьма прилично – пока не пощупаешь, не поймешь. Нарекание к эргономике только одно, причем оно типично практически для всех моделей Mazda: при включенном ближнем свете днем плохо читаются приборы.

У Renault Scenic, напротив, электронное табло приборов, расположенное практически по центру рядом с основанием лобового стекла, читается отлично. И графика хороша. Так, тахометр имеет экономичную зону – когда обороты двигателя оптимальны, его поле озаряется зеленым светом. Расположение приборов удобно, но немного непривычно – взгляд все время натыкается на “пустоту” за рулевым колесом. Увы, удобство пользования второстепенными функциями не столь продуманно, как у соперников. А штатный навигатор заставил одного из наших экспертов изрядно поплутать – он попросту привел в другое место. Зато качество отделочных материалов на высоте: пластик по среднему периметру мягкий и выглядит дорого.

Жаль, что по геометрии расположения за рулем Renault проигрывает соперникам. Посадка здесь самая высокая, а руль практически лежит на коленях, при этом, если поднять его выше, он располагается по-автобусному отлого. Если сидящий в Mazda водитель придвигается вперед совсем немного, чтобы правильно усесться “по рулю”, то здесь нужно двигаться еще сильнее.

Зато сиденье, по жесткости среднее между Mazda и Opel, неплохо распределяет нагрузки, благодаря чему в дальних поездках в нем не устаешь. Понравился нам и удобный центральный бокс-подлокотник, ездящий на салазках, – его можно как придвинуть к центральной консоли, так и отодвинуть практически к задним сиденьям.

Лидер по удобству и пространству на втором ряду – Opel Zafira Tourer. Здесь три раздельных кресла, каждое из которых может двигаться вперед-назад на целых 210 мм. Места для ног вдоволь. А если автомобиль оснащен опцией под названием Lounge Seating (как наш тестовый экземпляр), боковые кресла могут отъехать назад еще дальше – на 280 мм. При этом они сдвигаются внутрь на 50 мм, а центральное кресло превращается в подлокотник: сидишь, вытянув ноги словно в лимузине. Соперники такими “излишествами” похвастать не могут.

Зато у Mazda 5 в отличие от других участников теста есть сдвижные двери, открывающиеся и закрывающиеся с помощью электроприводов. Места для ног меньше, чем в Opel (даже если он не оснащен опцией Lounge Seating), а мягкие сиденья расположены низковато. Впрочем, пространства для двоих седоков и здесь достаточно, а форма подушки и спинки хороша для дальних поездок. Среднее сиденье, которое при желании можно убрать, установив на его место органайзер, рассчитано на ребенка. Не понравились лишь очень маленькие откидные боковые подлокотники на сиденьях – на сдвижных дверях подлокотников нет.

Удобно можно разместиться и на более высоко расположенных местах Renault, разве что пространства перед коленями для седоков выше среднего роста будет впритык. Зато у Scenic в отличие от соперников абсолютно ровный пол и, так же как и у Zafira, все три сиденья полноценные. Кроме того, “француз”, как и “немец”, может похвастаться дефлекторами системы вентиляции в средних стойках, которых у Mazda 5 нет. Что же касается третьего ряда сидений в Opel и Mazda, то дети на них разместятся с комфортом, но взрослым там делать нечего. Впрочем, в японском минивэне места все же чуть больше.

Багажное отделение больше всех опять же у Zafira, причем оно значительно больше и организовано лучше, чем у соперников. Боковые стенки ровные, а для крепления поклажи имеются различные петли и сетки. Только вот где здесь запасное колесо? Оказывается, оно закреплено под днищем – в плохую погоду доставать его оттуда будет весьма неудобно. Под полом багажника Mazda 5 лишь “докатка”. Причем этот отсек у “японца” самый маленький – место съедают выпирающие колесные арки. Французский компактвэн по объему середняк, а по удобству погрузки в аутсайдерах. Зато его багажный отсек спланирован лучше, чем у Mazda, а под полом лежит полноразмерная “запаска”.

Путешествуем с комфортом

Турбированный двигатель Opel не очень чутко реагирует на педаль акселератора до 2000 об/мин, но после указанной отметки автомобиль превращается в пушинку – конкуренты лишь глотают пыль. Правда, к сцеплению надо приноравливаться, а рычаг переключения передач имеет довольно большие ходы. Но в целом процесс разгона у Zafira впечатляет куда сильнее, чем у соперников.

Впрочем, и Mazda 5 не лыком шита, особенно при старте с места. Ее педаль акселератора столь остра, что минивэн буквально бросает вперед при малейшем ее касании. Именно такие настройки заставляют воспринимать автомобиль значительно более резвым, чем он есть на самом деле.

На высокой скорости двигатель реагирует на “газ” уже не столь живо, хотя в большинстве дорожных ситуаций динамики хватает с лихвой. Посмотрите на паспортные данные: Mazda в разгоне до 100 км/ч медленнее Renault на целых 2,5 с, но ощущения говорят об обратном.

Более того, по паспорту Renault Scenic даже быстрее, чем Opel Zafira! Однако на деле вариатор французской машины реагирует вяло, вдобавок педаль акселератора озадачивает двухступенчатой реакцией: давишь на нее, а автомобиль почти не едет, давишь сильнее, и после прохождения определенной границы минивэн вдруг… прыгает на ползущего впереди соседа по потоку.

Впрочем, на скорости поведение Renault улучшается – заминка при нажатии на педаль “газа” становится почти незаметной, а вариатор всегда готов предоставить для разгона максимум крутящего момента.

Рулевое управление Scenic наиболее “длинное” – от упора до упора 3,25 оборота. При этом сопротивляется “баранка” на городских скоростях чересчур рьяно – словно взведенная пружина. Такая излишняя, искусственная упругость совсем не способствует информативности, особенно на скользкой дороге.

После Renault за рулем Mazda 5 просто наслаждаешься – приятное, мягкое усилие, умеренная острота (ровно три оборота от упора до упора), быстрые реакции и отличная информативность. Но рулевое управление Opel еще лучше. Здесь всего 2,75 оборота от упора до упора, чуть большее усилие и предельно собранные, быстрые и точные реакции на управляющие действия водителя – даже не верится, что управляешь автомобилем с довольно высоким центром тяжести.

Вторит рулевому управлению и плотное, сбитое шасси. Подвеска Zafira настроена жестче, чем у соперников. Резкие неровности и микропрофиль асфальта чувствуются, но крупные проходятся на ура, а на “лежачих полицейских” скорость можно и вовсе не снижать. Подвеска Renault микропрофиль дорожного покрытия и другую “мелочь” фильтрует лучше соперников по тесту, но трещины и выбоины с острыми краями встряхивают кузов сильнее, чем в жестком Zafira, а на “лежачих полицейских” седоков подбрасывает, особенно сидящих сзади. Неравнодушна к этим приспособлениям и Mazda, а мелкие неровности пассажиры ощущают примерно так же, как в Opel. Зато выбоины с острыми краями японский минивэн проходит заметно мягче конкурентов.

По шумоизоляции все три машины примерно равны. Не особенно мелодичный звук мотора слышен у них только на высоких оборотах, да и то не сильно. На удивление тихо ведет себя и “резина”. Opel и Renault оказались “обуты” в одинаковые нешипованные шины Nokian Hakkapeliitta R, а у Mazda шипованный вариант той же марки – Hakkapeliitta 7. У “японца” заметен небольшой гул шин на низкой скорости, который с ростом темпа сходит на нет. Нешипованную “резину” соперников практически не слышно при любых режимах движения. По части аэродинамики тише всех на высокой скорости Zafira, чуть громче свистит ветер в Mazda, и еще немного сильнее в Renault.

По управляемости в лидерах Opel. Благодаря плотной подвеске у него самые маленькие крены, а отзывчивый и быстрый руль позволяет предельно точно “чертить” траекторию. На извилистой дороге водитель получает настоящее удовольствие от быстрого прохождения виражей, словно управляет не семейным минивэном, а спортивным хэтчбеком. Кроме того, Zafira наиболее устойчива на скоростной прямой, в том числе благодаря хорошей информативности рулевого управления.

Однако Mazda 5 доставляет не меньшее удовольствие. А то и большее! Вместо строгости и выверенности “немца” водитель японского компактвэна получает абсолютную “прозрачность” и естественность реакций. А главное, Mazda дарит больше эмоций.

Здесь чуть сильнее крены и чуть “медленнее” руль, но управлять автомобилем приятнее. Водитель становится с ним одним целым. Чего не скажешь о Renault. Французский минивэн едет надежно, стабильно утюжит прямую и спокойно поворачивает, как бы говоря водителю, что спешить никуда не нужно. В целом ездовое поведение Scenic правильное, но по сравнению с соперниками неэмоциональное.

Наиболее сбалансированными характеристиками в нашем тесте обладает Opel Zafira. Немецкий компактвэн имеет самые удобные сиденья, наиболее просторный салон и багажник, а также лучшую управляемость. Но Mazda 5 отстала совсем несильно. Более того, кое в чем, например в удовольствии от вождения, она превосходит Zafira, а по остальным параметрам проигрывает ей лишь чуть-чуть. Впрочем, и Renault Scenic аутсайдером назвать язык не поворачивается – едет он совсем неплохо. Ему бы места для ног задних пассажиров добавить, и модель боролась бы с соперниками на равных. 

Технические характеристики Opel Zafira Tourer

Габариты, мм

4658х1884х1685

Колесная база, мм

2760

Колея спереди/сзади, мм

1584/1588

Диаметр разворота, м

11,4

Клиренс, мм

нет данных

Объем багажника, л

650

Снаряженная масса, кг

1565

Тип двигателя

бензиновый L4 турбо

Рабочий объем, куб. см

1364

Макс. мощность, л.с./об/мин

140/4900–6000

Макс. момент, Нм/об/мин

200/1850–4900

Привод

передний

Трансмиссия

механическая 6-ступенчатая

Тормоза спереди/сзади

вентилируемые дисковые/дисковые

Шины

225/50 R17

Макс. скорость, км/ч

200

Время разгона 0–100 км/ч, с

10,8

Расход топлива (средний), л/100 км

6,7

Объем бака, л

58

Технические характеристики Mazda 5

Габариты, мм

4585х1750х1615

Колесная база, мм

2750

Колея спереди/сзади, мм

нет данных

Диаметр разворота, м

нет данных

Клиренс, мм

130

Объем багажника, л

426

Снаряженная масса, кг

1465

Тип двигателя

бензиновый L4

Рабочий объем, куб. см

1999

Макс. мощность, л.с./об/мин

144/6500

Макс. момент, Нм/об/мин

180/4500

Привод

передний

Трансмиссия

автоматическая 5-диапазонная

Тормоза спереди/сзади

вентилируемые дисковые/дисковые

Шины

205/55 R16

Макс. скорость, км/ч

186

Время разгона 0–100 км/ч, с

13,1

Расход топлива (средний), л/100 км

8,3

Объем бака, л

60

Технические характеристики Renault Scenic

Габариты, мм

4344х1845х1675

Колесная база, мм

2703

Колея спереди/сзади, мм

1545/1547

Диаметр разворота, м

11,0

Клиренс, мм

120

Объем багажника, л

522

Снаряженная масса, кг

1580

Тип двигателя

бензиновый L4

Рабочий объем, куб. см

1997

Макс. мощность, л.с./об/мин

138/6000

Макс. момент, Нм/об/мин

190/3700

Привод

передний

Трансмиссия

бесступенчатый вариатор

Тормоза спереди/сзади

Вентилируемые дисковые/дисковые

Шины

205/60 R16

Макс. скорость, км/ч

190

Время разгона 0–100 км/ч, с

10,6

Расход топлива (средний), л/100 км

7,9

Объем бака, л

60

Вам понравился этот тест-драйв?



Модели в этом тест-драйве

Renault Scenic

1999 - сегодня

Поколений
7 смотреть
Класс
Минивен
Кузов
универсал 5-дв.
Тест-драйвов
8 смотреть
Отзывов
1 смотреть
Технические характеристики

Mazda 5

2005 - сегодня

985 000 руб.

Поколений
2 смотреть
Класс
Минивен
Кузов
минивэн
Тест-драйвов
6 смотреть
Отзывов
2 смотреть
Технические характеристики

Opel Zafira

1999 - сегодня

2 549 900 руб.

Поколений
5 смотреть
Класс
Минивен
Кузов
минивэн
Тест-драйвов
13 смотреть
Отзывов
1 смотреть
Технические характеристики

Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

3 0 2 9