Доступность, разумное сочетание массы и мощности, яркий дизайн и эталонная управляемость остались в активе обновленной Mazda MX-5. Родовые и привнесенные рестайлингом черты автомобиль демонстрировал на дорогах Крыма
Обновленный родстер Mazda MX-5 в третьей генерации хочется уподобить верткому мускулистому зверю. Дикая кошка, матерая бойцовая собака или жеребец благородных кровей – ассоциации с животным миром очевидны и даже навязчивы. Особенно если взглянуть на эволюцию модели, явившуюся публике в 1989 г. на Чикагском автосалоне. С момента дебюта классический родстер менялся не столько под влиянием моды, сколько по диктату корпоративной эволюции. Инженеры и дизайнеры Mazda, подобно селекционерам, выводили совершенную по всем параметрам породу. Когда в 1997 г. на Токийском автосалоне дебютировало второе поколение родстера, направление селекционного процесса стало прозрачным. Автомобиль увеличился в размерах и прибавил в массе. Стабилизаторы поперечной устойчивости стали мощнее, увеличилась колея, на задней оси появился самоблокирующийся дифференциал. Складывающиеся фары сменились стационарными, повысился коэффициент аэродинамического сопротивления. После ревизии 2005 г. (дебюта родстера в третьем поколении) автомобиль стал выглядеть еще более приземистым и атлетичным. Колесная база стала больше на 65 мм, но MX-5 потяжелел лишь на 10 кг. В моторной линейке появились производительные, но легкие 1,8-литровый и 2-литровый “атмосферники”. Третье поколение MX-5 после фейслифтинга воспринимается как продукт работы над ошибками и еще более совершенная “особь”. Это обстоятельство немедленно чувствуется как при визуальном знакомстве, так и в дороге.
“Напористый скакун, отталкивающийся от земли мощными задними ногами, и слившийся с ним воедино лихой наездник” – такое ассоциативно-концептуальное видение модели было предложено разработчиками еще на стадии создания прототипа MX-5. Та же концепция работает и в современном прочтении родстера. Метафора-формула определила такие родовые черты, как переднемоторная компоновка, задний привод, небольшая снаряженная масса, короткая колесная база, низкий центр тяжести, жесткий на кручение кузов, независимая подвеска всех колес и оптимальное распределение массы по осям (50:50).
Внешность нового MX-5 определяется той же философско-метафорической схемой. Достаточно беглого взгляда, чтобы осознать: это чистокровный спорткар, требующий от водителя достаточного уровня мастерства. Перепрофилированный передний бампер и новые боковые детали “обвеса” усиливают градус агрессии и обеспечивают улучшенную аэродинамику. Окрепшие мышцы колесных арок и задних крыльев намекают на ретивый нрав. Длинный капот, приземистый кузов и короткие свесы – верные признаки шустрости и проворства. Скульптурные формы решетки радиатора, светотехники и зеркал – не только дань корпоративной моде, но и финальный дизайнерский штрих, сделавший старый добрый родстер еще более желанным.
Как у всякого автомобиля со складной крышей, у MX-5 две ипостаси. Со сложенным верхом машина демонстрирует классические формы с легким налетом ретро. Но стоит поднять жесткий верх, и спектр ассоциаций расширится. “Пузырь”, накрывающий водительское и пассажирское места, напоминает остекление кокпита истребителя, макушку мини-субмарины и, если уж дать волю ассоциациям, гигантский гоночный шлем. “Горбик” выглядит дружелюбно и немного иронично, и здесь кроется очевидный дизайнерский месседж: MX-5 создан не для того, чтобы доминировать и подавлять, а для того, чтобы удивлять, тренировать и дарить удовольствие.
Салон исполнен лаконичности и минимализма. Никаких претензий и эпатажа – лишь утонченность, динамичность и функциональность. Серебристые вставки удачно дополняют темные кожаные кресла и однотонный, преимущественно жесткий пластик. Точеный трехспицевый руль, щедрая порция алюминия на педалях и защитных дугах и новые спортивные сиденья Recaro подчеркивают гоночный настрой. Равно как и расширенная красная зона на циферблате тахометра (для версии с 2-литровым бензиновым двигателем и 6-ступенчатой МКП). Салонные ниши и емкости по меркам сегмента довольно вместительны. В вещевой ящик между креслами помещается зеркальная камера с объективом. Багажный отсек примет пару-тройку рюкзаков, что у автомобилей с таким типом кузова встречается нечасто. Секрет – в фирменном механизме работы крыши из композитного пластика. Для трехсекционного верха предусмотрен компактный отсек за сиденьями. Сложена или разложена крыша – не важно. В багажнике всегда доступны 150 л полезного объема.
Смеем заверить: Mazda MX-5 обострит ваши соревновательные инстинкты, даже если вы не спортсмен в душе. Легкая доза адреналина гарантирована уже при посадке. Поскольку кресла расположены в MX-5 достаточно низко, в них приходится в буквальном смысле проваливаться. Если крыша опущена, полезно ухватиться за верхнюю кромку лобового стекла – так в гостеприимные Recaro усесться будет легче и быстрее. Ключевые инструменты управления в водительской зоне под рукой, процесс подстройки под себя кресел и зеркал занимает считаные секунды. Единственный, на наш взгляд, эргономический просчет – кнопка открывания багажного отсека. Она находится на нижней кромке передней панели слева от руля и не видна с водительского места – либо нащупывай, либо нагибайся, либо полагайся на дублирующую кнопку брелока. Впрочем, попрание второстепенных, не отвечающих за собственно управление функций вполне вписывается в спортивную концепцию модели. Тем не менее компоновщики устранили другой, хорошо известный владельцам дореформенной MX-5 эргономический недостаток: подстаканники, расположенные в панелях дверей, теперь не выступают в салон и, соответственно, не врезаются в ноги седоков.
На петляющей в горах трассе обновленный автомобиль чувствует себя как рыба в воде. Мы убедились в этом в полной мере, поскольку опробовали родстер в условиях, далеких от тепличных. Место испытаний – Крым. Гоночная трасса в районе Алушты и горный серпантин, проходящий через плато Ай-Петри. В обоих случаях тест-драйв сопровождается сильным дождем. Мы имеем дело с мокрым абразивным асфальтом и связками закрытых поворотов. Трасса диктует выбор модификации для теста. Автомобиль с 2-литровым мотором, агрегатированным с 6-ступенчатой “механикой”, позволяет максимизировать контроль над машиной.
Первая часть презентации проходит в режиме раллийных соревнований: прохождение гоночного участка на время с чтением штурманом скоростной стенограммы. В “гражданских” условиях 160-сильный мотор MX-5 радует обилием тяги на “низах”, но в условиях гонки мы назначаем родстеру допинг – перед стартом раскручиваем мотор, затем плавно, но быстро отжимаем сцепление, и автомобиль срывается с места с легкой пробуксовкой 17-дюймовых колес с низкопрофильными шинами. В первой связке поворотов MX-5 подтверждает реноме необузданного, но послушного скакуна. Автомобиль следует точно по заданной траектории, беспрекословно подчиняясь движениям руля. Если переборщить со скоростью при входе в поворот, передок начинает сносить. Корректирующие действия “баранкой”, и сразу же начинается занос, который легко погасить – достаточно повернуть руль в сторону заноса, остальное сделает фирменная система стабилизации. На мокрой горной дороге, тем более в раллийном формате, борьба со сносами и заносами превратилась в рутину, однако это балансирование на грани доставило истинное драйверское удовольствие.
Короткоходная подвеска MX-5 настроена с акцентом на активную езду и не покажется плотной разве что на образцовых автобанах. Лакмусовой бумажкой стал импровизированный “трамплин” на одном из участков раллийной трассы. Устремившийся к финишу MX-5 подпрыгивает на бугристой асфальтовой нашлепке, приземляясь звучно и жестко. В этот момент на долю секунды острый и информативный руль становится неожиданно легким, но “набор веса” и стабилизация машины происходит быстро и предсказуемо.
Крены, которые родстер демонстрирует при ввинчивании в вираж на высокой скорости, весьма умеренны. Субъективно, они сводятся к минимуму, когда крыша опущена, – ничего удивительного, центр масс при убранном жестком верхе становится ниже. К слову, наибольшее внимание в ходе ревизии ходовой было уделено именно противостоянию кренам и поперечной раскачке. Так, инженеры Mazda пересмотрели конструкцию передней подвески, изменив положение шаровых опор, в результате чего высота оси крена понизилась на 26 мм. При движении в вираже это снижает усилия, передаваемые от колес к кузову.
Езда по скоростной прямой тоже обеспечит впрыск адреналина. Несмотря на небольшую длину и короткую колесную базу, MX-5 хорошо держит дорогу. Но скорость ощущается обостренно: 100 км/ч воспринимаются как 150 км/ч на среднестатистическом легковом автомобиле “гольф”-класса.
Модернизированный 2-лит-ровый двигатель “японки” упивается высокими оборотами, заставляя держать стрелку тахометра вблизи красной зоны. После перенастройки максимальные 160 л.с. мотор выдает при 7000 об/мин (с 6-диапазонной АКП – при 6700 об/мин). Шестиступенчатая МКП тоже подверглась ревизии. Латунные синхронизаторы (с первой по четвертую передачи) сменились карбоновыми, что обеспечило более быстрые и плавные переключения. Сближенные передачи механической коробки – подспорье для гонщика, однако, как показал наш опыт, альянс двигателя и трансмиссии не прощает ошибок с выбором передачи. Если в крутом медленном повороте вовремя не “подоткнуть” первую, со второй родстер повезет крайне неохотно. Тормоза спорткара повышают и без того высокую степень доверия к автомобилю. Информативность и эффективность – их второе имя.
Но что безоговорочно радует в MX-5 – это езда с открытым верхом. В городской черте “обезглавленный” родстер гарантирует, по сути, идеальный обзор. На скоростных равнинных участках автомобильчик демонстрировал не только отменную курсовую устойчивость, но и безупречный по меркам сегмента звуковой комфорт. Результаты работы по улучшению шумоизоляции ощутимы. Разве что дробь мелких камешков, ударяющихся в полости колесных арок, по-прежнему слышна. Штатный ветрозащитный экран прекрасно справляется со своей задачей. Набегающие воздушные потоки обходят машину стороной, можно разговаривать не напрягая голоса и наслаждаться качественным звуком, исходящим из усовершенствованной аудиосистемы Bose.
Словом, обновленный MX-5 способен подарить эстетическое и драйверское удовольствие в еще большем объеме. Минимальная цена за это удовольствие составляет 1 061 126 рублей – столько российские дилеры просят за версию с 1,8-литровым мотором и 5-ступенчатой механической коробкой передач.
СРАВНИТЕ САМИ | |||
Мazda MX-5 1.8 MT6 | Peugeot 207 CC 1.6 MT5 | MINI Cooper Cabrio 1.6 MT6 | |
Макс. мощность, л.с. | 126 | 120 | 120 |
Макс. момент, Нм | 167 | 158 | 160 |
Макс. скорость, км/ч | 198 | 201 | 198 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 9,9 | 11,7 | 9,8 |
Экономичность, л/100 км | 7,0 | 6,5 | 5,7 |
Безопасность EuroNCAP | нет данных | ***** | ***** |
Цена, руб. | 1 061 126 | 862 000 | 974 000 |
Технические характеристики Mazda MX-5 2.0 | |
Габариты, мм | 4020х1720х1255 |
Колесная база, мм | 2330 |
Клиренс, мм | 136 |
Объем багажника, л | 150 |
Снаряженная масса, кг | 1080 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1999 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 160/7000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 188/5000 |
Трансмиссия | механическая 6-ступенчатая |
Привод | передний |
Макс. скорость, км/ч | 218 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 7,9 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 7,6 |
Объем бака, л | 50 |