Высказался в рамках следующего круглого стола:

Гонка дисконтов

Игроки автомобильного рынка в условиях замедления темпов роста проанализировали поведение клиентов, оценили собственные возможности и... объявили беспрецедентные скидки!

Андрей Панков
01 апреля 2013

Андрей Панков

исполнительный директор ООО “РОЛЬФ Импорт”

«150 тысяч - это справедливый объем для Mitsubishi в России»

2012 год на российском автомобильном рынке завершился на минорной ноте снижения темпов роста. 2013 год многие автопроизводители встретили объявлением значительных дисконтов. Причем, в абсолютном выражении объемы бонусов беспрецедентны для российского рынка. О сложившейся ситуации и о том, могут ли такие кампании обеспечить восстановление темпов роста продаж, порталу MotorPage.ru рассказал исполнительный директор ООО “РОЛЬФ Импорт” Андрей Панков.

- Для нас начало 2013 года было успешным. На фоне 4% официального роста рынка в январе-феврале, Mitsubishi  Motors увеличила свои продажи в России на 33%. Наша доля рынка выросла с 2,8% (в аналогичный период прошлого года) до 3,6%. И нам, конечно, приятно, что из всех массовых японских брендов Mitsubishi остается в России наиболее востребованным.
В прошлом году Россия стала первым рынком, где начались продажи обновленной модели Mitsubishi  Outlander. Сейчас эта модель генерирует основной спрос и объем продаж. В этом году мы уже начали продажи обновленного Mitsubishi ASX, который поступил в дилерские центры в январе-феврале. Это для нас вторая по значимости модель.
Сейчас мы реализуем «Проект 15» - это трехлетний план развития бренда Mitsubishi Motors на российском рынке, который был анонсирован президентом Mitsubishi Motors на Московском автосалоне в августе прошлого года. Суть плана в продажах 150 тыс. автомобилей в год к 2015 году через дилерскую сеть из минимум 150 официальных центров.
В числе прочего план подразумевает вывод на российский рынок новых поколений пассажирских автомобилей. Мы постоянно находимся в списке трех самых продаваемых брендов на российском рынке в сегменте SUV, но, к сожалению, в пассажирском сегменте у нас есть только Mitsubishi Lancer. Этого явно недостаточно. Поэтому в ближайшее время можно ждать новостей от Mitsubishi Motors в «В» и «С» сегментах.
Мы развиваем локальное производство. С прошлого года в России производится обновленный Outlander в режиме полного цикла, скоро (через несколько месяцев) начнется производство обновленного Pajero Sport. АSX теперь поставляется к нам из США. Таким образом, мы меньше зависим от колебаний курса йены.
Конечно, мы расширяем и дилерскую сеть. Все это позволяет нам рассчитывать на продолжение роста и достижение объема продаж в 150 тысяч к 2015 году.
Так что, какая бы ни была сложная ситуация на рынке в целом, продажи Mitsubishi Motors продолжают расти быстрее рынка, что нас не может не радовать.

- Многие аналитики считают, что российский рынок вышел на локальную точку насыщения спроса, этим и объясняется общее снижение темпов роста. Разделяете ли Вы такую точку зрения?

- Ситуация на рынке в настоящий момент трудная, но не критическая. Рынок не растет так, как он рос раньше, но и не падает. По сравнению со многими другими рынками (например, европейскими) ситуация у нас просто замечательная.
К счастью, у российского рынка есть две специфические черты. Во-первых, насыщение автомобилями: на тысячу человек у нас до сих пор приходится менее трехсот автомобилей. Конечно, автомобилизация в России очень неоднородна. Но в среднем этот показатель говорит о том, что у рынка очень большой потенциал.
А для Mitsubishi тот факт, что насыщение автомобилями неоднородно, на самом деле, даже лучше, потому что наши ключевые продажи делают те модели, которые предназначены для регионов, то есть для мест, где дороги значительно хуже, чем в Москве. И там автомобилей все еще мало.
Но даже и в Москве сейчас на 1000 жителей приходится только 450 автомобилей – значительно меньше, чем в Европе, и несопоставимо с США. Так что, есть куда стремиться.
Вторая важная особенность российского рынка: к счастью, к автомобилю в России до сих пор относятся не как к средству передвижения, которое доставляет вас из точки «А» в точку «В», а как к чему-то, что выражает социальный статус. Сила бренда в России, по сравнению с США и Европой, имеет большее значение. И тут у Mitsubishi  Motors есть козырь, - бренд Mitsubishi имеет очень хороший имидж на российском рынке.
Думаю, что при выходе в «B» и «C» сегменты рынка бренд Mitsubishi , поддержанный реальным качеством продукции, позволит сгенерировать дополнительные объемы продаж, даже если рынок не будет демонстрировать значительного роста.
В наших планах нет совершенно ничего не реального. Продавая сейчас порядка 90 тысяч автомобилей, из которых подавляющее большинство это SUV, и добавляя к ним пассажирские автомобили в сегментах, где сейчас мы просто не представлены, вполне реально получить запланированные 150 тысяч. Это просто справедливый объем для Mitsubishi  Motors в России.

- Несмотря на столь сильные позиции на рынке, Вы тоже присоединились к массовым скидочным кампаниям. Почему?

- То, что скидки сегодня являются беспрецедентными, - это правда. Причем не только в абсолютном выражении, но и по своей массовости и продолжительности. Mitsubishi стала одной из последних компаний, которая присоединилась к этому скидочному тренду. Например, по Outlander мы долго не давали вообще никакой скидки - единственная машина в сегменте medium SUV. По большинству других моделей наши скидки были ограниченны.
То, что происходит сейчас, это, с одной стороны, нормальная сезонная ликвидация автомобилей предыдущего года производства, с другой стороны, – поскольку автопроизводители ожидали большего роста рынка, стоки оказались большими. Потому-то и скидки крупные и действуют они дольше обычного.
Некоторые производители начали давать скидки уже и на 2013 год. Это является показателем того, что рынок действительно не так хорош, как предполагалось. Но, тем не менее, никакой катастрофы 2009 года, когда рынок упал на 50%, сейчас нет. В 2013 году, я думаю, большинство брендов останется на уровне цен 2012 года, без традиционного повышения на 1,5-2%.

- Может ли предоставление скидок стать стратегией автопроизводителей на весь 2013 год?

- Для некоторых производителей постоянные скидки – это уже стратегия в течение нескольких последних лет.
Конечно, нельзя игнорировать ситуацию на рынке, и если 2-3 ведущих производителя начинают ценовую войну, предлагая огромные скидки, то так или иначе все остальные начинают следовать этому. Особенно если речь о скидках порядка 200 тысяч рублейКакова бы ни была лояльность бренду, если Вы должны демонстрировать продажи на уровне 8-9 тысяч автомобилей, то так или иначе должны бороться за каждого клиента и вынуждены предлагать скидки, иначе Вы останетесь на уровне 5 -6 тысяч автомобилей. Учитывая плачевную ситуацию с рынком в Европе, многие автопроизводители привозят сюда сток, и поэтому кто-то из них, возможно, будет использовать скидки как долговременную стратегию, чтобы просто продавать европейский неликвид. Будет ли так происходить, покажут апрель-май, когда все избавятся, я надеюсь, от собственных стоков 2012 года.
Мы, как я уже сказал, последними ввязались в эту скидочную кампанию 2012-2013 года. Если ситуация на рынке и действия наших конкурентов будут позволять, мы не станем продолжать скидочные акции. Хотелось бы уже продавать без дисконтов.

- Что в нынешних условиях могло бы стимулировать потребителей к приобретению автомобилей?

В конечном итоге все зависит от доходов населения. Улучшение общей экономической ситуации в стране, рост ВВП, стабильный курс рубля, уверенность в будущем – в общем, все то, что всегда положительно влияет на рынок.
Потребительская уверенность  пошатнулась как раз в третьем-четвертом кварталах прошлого года. Если сейчас она восстановится, это будет иметь очень положительное влияние. Но, к сожалению, здесь мы вторгаемся на территорию психологии, которая не всегда зависит от рациональных факторов. Думаю, если общемировая ситуация будет спокойной, если ситуация в стране будет комфортной, то покупатель вернется.

- А всевозможные программы trade-in, страхования, кредитования и т.д., которые активно предлагают автопроизводители, могут стать аргументом для возвращения потребителя?

- Конечно, они помогут. Все производители их активно развивают и будут развивать в будущем. Единственное что, оценить какой-то конкретный вклад в данном случае невозможно, все-таки у каждого бренда своя ситуация. Кто-то делает акцент на привлечении новых покупателей, у которых либо не было автомобиля, либо они ездили на российских машинах, кто-то, как Mitsubishi, в силу специфики модельного ряда, делает упор на лояльных покупателей, которые уже используют автомобиль определенной марки. Поэтому, конечно это позитивно будет влиять на продажи, но до какой степени, - в цифрах оценить очень сложно.

- Еще один замечательный способ стимулировать потребителя к покупке – показать ему новинки. Вы упомянули, что Mitsubishi планирует новинки в «В» и «С» сегментах рынка. Когда они появятся?

- В 2013 году, конечно, эти автомобили не появятся. Пока что мы продолжим продавать Lancer. Но это важная часть нашего проекта и они обязательно должны дебютировать на нашем рынке до 2015 года.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

4 3 1 5