В России начались продажи субкомпактного кроссовера Renault Kaptur, который перенял все лучшее у своих «собратьев» – европейского «близнеца» Captur и соплатформенной модели Duster, сверхпопулярной среди россиян. Теперь в обойме марки появился грозный конкурент моделям Ford EcoSport, Suzuki Vitara и Hyundai Creta

С российским запуском Kaptur французы идут на маркетинговый риск, помещая в одну и ту же рыночную нишу две родственные модели. Ведь технически Kaptur очень близок к бестселлеру нашего рынка – кроссоверу Duster, с которым делит платформу, некоторые узлы и агрегаты. Много ли компаний практикуют такое внутрисегментное дублирование? На память приходят разве что Suzuki с парой соразмерных кроссоверов SX4 и Vitara да Nissan, у которого в гольф-классе уживаются седаны Almera и Sentra.

Однако представители Renault уверены, что так называемого внутреннего каннибализма (когда одна модель отбирает часть покупателей у машины той же марки) можно не опасаться. Duster – сверхпопулярный «бюджетник», Kaptur – более современный и престижный продукт, заявляющий об этом уже своим внешним видом. Соответственно, у них разные целевые аудитории и цены. Знакомство с Kaptur, состоявшееся в окрестностях Сочи, убедило нас в разумности подобного подхода.

Студенткам и хипстерам

«Маска, я тебя знаю», – при очной встрече с Kaptur на ум пришла именно эта фраза. Чтобы замаскировать Duster, который представители Renault на презентации без обиняков назвали автомобилем для рыбаков и охотников, использовали «одежку» из европейского гардероба Renault. Издалека наш Kaptur легко спутать с моделью Captur, уже второй год лидирующей в Евросоюзе по продажам в сегменте компактных SUV. Хотя от опытного взгляда не укроется, что у кроссовера, вставшего на конвейер московского завода Renault, перепрофилированы бамперы, длиннее задний свес, больше межосевое расстояние (+68 мм) и гораздо внушительнее дорожный просвет (204 мм против 161 мм).

Стильная и интеллигентная внешность – еще одно очевидное преимущество «француза». Ни дать ни взять Duster взял и оделся с иголочки в стиле casual. При этом рейлинги на крыше, опционные алюминиевые пороги и прочие атрибуты брутальности для новой модели не предусмотрены – это вотчина того же Duster и его клона Nissan Terrano. Но главная «фишка» Kaptur – в широкой программе индивидуализации. Автомобиль можно заказать с контрастной окраской крыши, цветными колесными дисками, графическими наклейками на крыше и капоте, а также цветастым декором в салоне. Отмечу, что подобные решения отнюдь не поставлены на поток у производителей и применяются разве что для имиджевых моделей – таких, как Nissan Juke, Kia Soul, Jeep Renegade.

Не менее существенно, что Kaptur крупнее основных конкурентов, к которым причисляют Ford EcoSport, Suzuki Vitara и Hyundai Creta. У него шире колея, длиннее колесная база и выше клиренс. При этом автомобиль, скроенный по европейским лекалам, имеет мощную российскую адаптацию, сопоставимую с тем же Duster: аккумуляторную батарею увеличенной емкости, неокрашенные нижние элементы кузова, антигравийное покрытие днища, металлическую защиту топливопровода, штатные брызговики и защиту колесных арок, опционный обогрев лобового стекла…

Из компоновочных особенностей выделим тот факт, что у переднеприводных версий запасное колесо расположено под днищем (девушкам в офисных костюмах вряд ли будет удобно его оттуда вынимать), в то время как версиям 4х4 выделена «докатка», которая разместилась в подполье багажника. Последний, к слову, имеет идеально ровные стенки, боковые ниши для инструмента и опционные сетки для сумок и мелочевки. Если же сложить сиденья заднего ряда, образуется ровная площадка.

В ногу со временем

Водительская зона отличается от европейского варианта Captur лишь незначительными деталями. Такими, как иной перчаточный ящик и оригинальный сенсорный экран медиасистемы, расположившийся в верхнем секторе консоли (в поле зрения водителя). Картинки опционных навигации и камеры заднего вида наглядны, хотя экран и слегка бликует на солнце.

Отделочные полимеры (их производство локализовано в России) выглядят простовато, но ситуацию спасают цветные вставки, которые могут быть как очень яркими (оранжевыми, синими), так и спокойными (серебристыми). Симпатично и вовсе не бюджетно выглядят и тканевые фрагменты в панелях дверей. А приборный щиток смотрится и вовсе авангардно: разнесенные по его флангам циферблаты напоминают по форме крылья бабочки, между которыми разместился крупный цифровой спидометр – следить за скоростью очень удобно. Менять треки магнитолы можно так же, как и в Duster, подрулевым джойстиком, а на спицах баранки расположились клавиши круиз-контроля и ограничителя скорости.

К немногим эргономическим минусам можно отнести невозможность настроить руль по вылету, неудобное расположение кнопок ECO (притупляет реакцию на «газ») и круиз-контроля (обе клавиши – под рычагом стояночного тормоза), а также тумблера выбора внедорожных режимов (глубоко в недрах центральной консоли). Зато шайба регулировки зеркал вынесена на панель водительской двери (у Duster она под «ручником»), а правее кнопки пуска двигателя на консоли находится слот ключ-карты. С ее помощью можно не только разблокировать замки, но и завести двигатель дистанционно, заказав фирменную систему Renault Start.

Профиль сидений – еще одна статья, по которой Kaptur даст фору «братцу» Duster. За два дня теста спина и шея у меня ни разу не заныли, и это, как мне кажется, показательный момент – в таких креслах комфортно ездить на дальние расстояния. С другой стороны, податливые валики боковой поддержки прогибаются, когда машина заходит в крутой поворот. Здесь инженеры явно сместили акцент со спортивности на комфорт.

На заднем диване можно расположиться весьма вольготно. У человека среднего роста перед коленями остается пространство 5–7 см. Запаса по высоте чуть меньше, чем в Duster, из-за заваленных задних стоек, но даже рослый пассажир головой в крышу не упрется. Словом, для транспортировки вашего семейства на дальние расстояния «амфитеатр» вполне подходит.

Долгожданный подарок

Моторная линейка на старте продаж у Kaptur будет исключительно бензиновая стандарта Euro 5 (рассчитанная на топливо АИ-95), знакомая по Duster и Terrano. Начальный 1,6-литровый 114-сильный агрегат подкупает тяговитостью и низкой стоимостью эксплуатации. Например, цепной привод газораспределительного механизма не требует обслуживания на протяжении всего срока службы машины. В свою очередь, сильная сторона топового 2-литрового 143-сильного мотора – отличная эластичность и приемистость. Механические трансмиссии представлены 5- и 6-ступенчатой коробками. Первая сочетается с двигателем 1,6 л и передним приводом, вторая – с 2-литровым агрегатом и полным приводом. Альтернативная трансмиссия для полноприводных версий – гидромеханический 4-диапазонный «автомат», адаптированный для езды по бездорожью (имеется дополнительный контур охлаждения).

Наконец, настоящим подарком следует признать включение в линейку трансмиссий бесступенчатого вариатора CVT X-Tronic, который ни для Duster, ни для семейства Sandero не доступен. К сожалению, эта коробка сочетается только с передним приводом и начальным 1,6-литровым мотором. Настройкой работы вариатора занимались в том числе российские инженеры Renault. Благодаря этому удалось минимизировать время отклика на «газ», а при кик-дауне коробка имитирует ступенчатые переключения, то есть ведет себя, как традиционный «автомат».

Версии с вариатором поступят в продажу лишь с сентября 2016 года. Видимо, поэтому на первом тесте таких автомобилей и не было – доступны оказались лишь машины с 5-ступенчатой «механикой» и 5-диапазонным «автоматом». О последних и пойдет разговор. Kaptur с топовым 2-литровым мотором и АКП тяжелее Duster в сопоставимом оснащении примерно на 70 кг. Тем не менее динамика обеих моделей примерно одинакова. Полноприводный кроссовер бодро стартует, демонстрируя потенциал 143-сильного «атмосферника», однако для быстрых маневров на средних скоростях автомобилю не хватает прыти. Причина – в коробке, которая несколько «задумчива» при переключениях и не торопится вывести двигатель на высокие обороты. «Спортивного» режима, к слову, у коробки нет, а ручной не меняет ситуацию кардинально. При ускорении с 80 км/ч «француз» будто оживает, совершая ускорение гораздо стремительнее, чем с 60 км/ч. А значит, быстрые обгоны на трассе Kaptur с «автоматом» вполне по силам.

Автомобиль с приводом на передние колеса, 5-ступенчатой «механикой» и 1,6-литровым двигателем реагирует на «газ» даже охотнее, чем более мощная версия с «автоматом». Для динамичной езды нужно лишь не забывать поддерживать пониженные передачи, тогда кроссовер будет всегда в тонусе. Если же начать ускорение с «третьей» там, где нужна «вторая», Kaptur не проявит энтузиазма. Начальный двигатель хорошо крутится, но менее эластичен, а передачи 5-ступенчатой «механики» очень длинные.

Движение – жизнь

Будучи кроссовером, новичок должен быть готов к езде по бездорожью. Здесь хозяином положения оказывается полноприводный вариант с «автоматом». И не только из-за хорошей геометрической проходимости, по которой Kaptur лишь незначительно уступает Duster (угол въезда – 20°, съезда – 31°, клиренс – 204 мм), и даже не в возможности оперативного электронного подключения задних колес (имеются переднеприводный режим 2WD, режим Auto, когда крутящий момент автоматически распределяется между передними и задними колесами, и наиболее внедорожный 4WD Lock, когда тяга делится между передней и задней осями поровну). Дело еще и в возможности отключить систему стабилизации. Она полагается всем комплектациям Kaptur, но для переднеприводных версий является неотключаемой. Как следствие, при штурме даже не самых крутых подъемов с места 1,6-литровый автомобиль с приводом на переднюю ось был вынужден ретироваться – ESP жестко обрубала тягу силового агрегата при начале пробуксовки.

Зато на асфальте Kaptur проявил себя с самой лучшей стороны. Признаюсь, я опасался, что ради улучшения управляемости и компенсации высокого дорожного просвета инженеры основательно «зажмут» подвеску, в результате чего пострадает фирменная плавность хода. К счастью, мои опасения были напрасными. Упругие элементы шасси действительно получили более жесткие настройки, а подрамник был усилен для использования колес диаметром до 17 дюймов. Тем не менее движение по асфальту самого разного качества, равно как и по грунтовым дорогам и пересеченной местности, оказалось очень комфортным – Renault Kaptur справляется с неровностями так же лихо, как Duster и Logan. При этом инженерам удалось полностью исключить вибрации на руле (чего не смогли сделать при разработке Duster и Terrano). Наконец, Kaptur увереннее стоит на скоростной дуге – не сбивается с курса даже при проезде неровностей.

Руль показался мне достаточно информативным, что, разумеется, усиливает удовольствие от езды, но при этом столь же «длинным», как у Duster и Terrano: разработчики позаботились о том, чтобы модель не пасовала не только на асфальте, но и на проселке. Заслуживают комплимента и тормоза – мягкие, внятные и эффективные (несмотря на то, что на задних колесах применены барабанные механизмы). Но, пожалуй, самое большое впечатление произвела добротная щумоизоляция. По словам представителя инженерной команды Renault Никиты Гудкова, дело не только в выборочном (точечном) изолировании моторного щита, днища и колесных арок, но и в оптимизированной аэродинамике (коэффициент Сх – всего 0,3), использовании шин Continental и Pirelli, эффективных дверных уплотнителях и более жестком на кручение кузове.

Словом, покупателю предложили модель, без преувеличения, мирового уровня, адаптировав ее к условиям российского рынка по максимуму. В этом, собственно, и состоит главное конкурентное преимущество Renault Kaptur. Неспроста эту модель уже готовятся экспортировать в Казахстан, Белоруссию, Армению и Грузию. По слухам, прорабатывается также возможность продавать кроссовер в Аргентине и Индии.

Что же касается цены, то при стартовом уровне от 859 000 рублей (версия 1.6, МТ5) у Kaptur вырисовываются отличные рыночные перспективы. Кстати, базовое оснащение начального кроссовера весьма щедрое, оно включает кондиционер, систему стабилизации, помощника старта в гору, электропривод стекол и зеркал, 16-дюймовые легкосплавные колеса и аудиосистему с разъемами Aux и USB.  

Технические характеристики RENAULT KAPTUR 2.0 AWD AT4

Габариты, мм

4333х1813х1613

Колесная база, мм

2673

Диаметр разворота, м

11

Дорожный просвет, мм

204

Объем багажника, л

387

Снаряженная масса, кг

1405

Тип двигателя

бензиновый L4

Рабочий объем, куб. см

1998

Макс. мощность, л.с./об/мин

143/5750

Макс. момент, Нм/об/мин

195/4000

Привод

полный

Трансмиссия

4-диапазонная автоматическая

Макс. скорость, км/ч

180

Время разгона 0–100 км/ч, с

11,2

Расход топлива (средний), л/100 км

8,9

Объем бака, л

52

Вас заинтересует:

Вам понравился этот тест-драйв?


Обязательно ознакомьтесь с другими тест-драйвами Renault Kaptur:

Все тест-драйвы Renault Kaptur

Выбираете автомобиль? Посмотрите конкурентов Renault Kaptur:


Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

2 0 8 6