Высказался в рамках следующего круглого стола:

Прогноз 2011

Российский автомобильный рынок еще не готов к большим продажам. Высокие цены на автомобили, нет дорог, нет парковок, дорогой бензин, - масса ограничений сверху

Петр Созинов
18 февраля 2011

Петр Созинов

руководитель департамента маркетинга и рекламы ООО «Субару Мотор»

«В 2011 году уже никто не станет работать в ущерб себе»

Итоги 2010 года многими аналитиками автомобильного рынка оцениваются с большим оптимизмом. Много говорится о восстановлении после кризиса. Не менее оптимистично оцениваются и перспективы 2011 года. Однако будущий рост будет зависеть от наличия платежеспособного спроса, а с этой точки зрения, есть серьезные риски.

О том, каковы перспективы российского автомобильного рынка в 2011 году, порталу MotorPage.ru рассказал руководитель департамента маркетинга и рекламы ООО "Субару Мотор" Петр Созинов.

- Я не испытываю большого оптимизма по поводу роста автомобильного рынка в 2011 году. Скорее всего, он составит максимум 20% по рынку в целом и 30-40% по некоторым брендам. И это явно не станет возвратом к результатам продаж 2007-2008 годов.

Есть целый ряд факторов, который сейчас необходимо учитывать при оценке рынка. Во-первых, это рост цен практически на все автомобили относительно докризисного периода. Плюс рост цен на бензин и в целом рост стоимости владения автомобилем. И это при том, что зарплаты граждан не склонны к росту.

Этому есть много макро- и микроэкономических объяснений. В том числе, рост ставки налога на фонд заработной платы. Это, как мы понимаем, не способствует ни увеличению зарплат, ни увеличению количества рабочих мест.

Во-вторых, автокредитование так и не вернулось к докризисному уровню. В 2008 году банковские ставки в среднем были 8%. Сейчас ставки гораздо выше – 13,5-14,5%. Это слишком дорогие кредиты для большинства граждан.

Единственный фактор, который позволяет надеяться на этот 20% рост продаж в 2011 году, - это то, что большинство автомобилей, которые сейчас находятся в эксплуатации, было приобретено в 2007-2008 годах. Уже пришло время их менять. Главный вопрос – окажутся ли автовладельцы готовы менять автомобиль сейчас и выкладывать зачастую последние деньги за новый, или предпочтут поездить еще год-два на постгарантийном автомобиле? Это очень индивидуальный вопрос, тут сложно что-то прогнозировать.

Если говорить о возможностях автопроизводителей сдерживать рост цен, то необходимо заметить, что есть ежегодный естественный прирост стоимости за счет удешевления валют. Одни и те же машины, которые производятся на заводах в Японии, Европе, в США и т.д., дорожают на 2-5% в год. Это просто влияние инфляции.

Плюс российская инфляция, которая только официально составляет около 9%. А если посмотреть на различные продукты питания и другие товары, то цены за год выросли на 15-30%.

Конечно, у кого-то в автобизнесе еще есть определенный запас прочности, это касается и производителей, и дистрибьюторов, и дилеров, позволяющий где-то пожертвовать маржой ради сдерживания роста цен.

Тут о возможностях производителей говорить сложнее всего, - их маржа в большинстве случаев не известна. Дистрибьюторам сложнее всего – они зарабатывают на продаже автомобиля всего 1,5-2%, редко 3%. У дилеров, в зависимости от марки и модели, маржа может составлять от 5% до 20%. Наибольшая маржа получается на премиальных брендах или топовых моделях более простых производителей. В таких случаях можно пожертвовать ценой, но в общей статистике продаж на рынке такие продукты погоды не сделают.

Другой вопрос, что многие автопроизводители уже производят свои автомобили на территории России, и доля локализации может существенно повлиять на сдерживание роста цен. Чем больше окажется локализовано производство таких марок, как Volkswagen, Skoda, PSA, Ford, Hyundai, тем больше у них будет возможностей удержать цены на каком-то приемлемом уровне.

Но тут тоже не без проблем. У российских поставщиков комплектующих есть вечная беда – либо качество, либо количество. Можем качественно? - Можем, но не много! Можем много? - Можем, но не качественно! А таким заводам, как у Volkswagen, нужны объемы. Поэтому сейчас у многих производителей будет тенденция к перетаскиванию сюда производств своих традиционных зарубежных поставщиков.

Но в любом случае надо понимать, что в 2011 году уже никто не станет работать в ущерб себе. Производить за сто рублей, продавать за девяносто, а потом объясняться с налоговой, никто не хочет. То есть, многие марки будут пытаться сдерживать рост цен, но в пределах разумного. Сейчас все занимаются поиском баланса, - когда еще выгодно автомобиль продавать, а покупателю еще выгодно его приобрести.

Если говорить о Subaru, то цена наших автомобилей в первую очередь зависит от курса йены. Этот фактор от нас никак не зависит, и свободы маневра по цене у нас нет. Но нам немного легче, поскольку мы не претендуем на какую-то значительную долю рынка. Конечно, тоже придется как-то привлекать клиента, но в первую очередь это будет повышение качества продукции и обслуживания.

Если мы будем удерживать долю в 1% рынка ежегодно – это будет хорошим показателем.

А еще надо сказать, что в 2011 году сложнее всего придется тем брендам, которые не торгуют премиальными автомобилями. Когда я спрашивал коллег из BMW каков у них сейчас процент продаж в кредит, они честно говорили, что по первой и третьей серии вплоть до 40%, а вот по седьмой не больше 5%. Это означает, что в кризис тот, кто был богатым, так богатым и остался, а вот средний класс существенно потерял. То есть, если человек зарабатывал в 2008 году 50 тысяч, он и сейчас зарабатывает в численном выражении ту же сумму, только покупательная способность этих 50 тысяч существенно изменилась. А ведь это целевая аудитория для автомобилей за 700-900 тысяч рублей. И в этом сегменте люди будут гораздо тщательнее подходить к выбору автомобиля и гораздо тяжелее принимать решение о покупке.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 1