Высказался в рамках следующего круглого стола:

Прогноз 2011

Российский автомобильный рынок еще не готов к большим продажам. Высокие цены на автомобили, нет дорог, нет парковок, дорогой бензин, - масса ограничений сверху

Дмитрий Европин
MotorPage.ru
13 января 2011

Дмитрий Европин

главный редактор MotorPage.ru

«Итоги 2010 ставят под сомнение сохранение темпов роста в 2011 году»

Для российского автомобильного рынка 2010 год был без сомнения тяжелым. Несмотря на популярную «успокоительную» идею, что в России выход из кризиса всегда столь же стремителен, как и само кризисное падение, - применительно к нынешней ситуации это явно не так. Продажи новых автомобилей в 2010 году выросли менее чем на 30%, а значит до преодоления кризиса еще далеко. Не последнюю роль, если не сказать определяющую, в росте продаж сыграла программа утилизации автомобилей старше 10 лет. Еще одним фактором роста стала распродажа автомобилей 2009 и даже 2008 годов выпуска, которую дилеры осуществляли в начале года со значительными дисконтами. В итоге говорить о восстановлении спроса можно только с очень большой натяжкой. Говоря образно, это не потребитель предъявил спрос на рынке, а продавцы и государство выпросили у него этот спрос. Причем ресурсом для приобретения автомобиля стал не рост зарплат, которого в этом году не наблюдалось, и не наращивание объемов кредитования населения (сфера автокредитов только-только начинает выходить из состояния глубокой комы), а последние оставшиеся у граждан докризисные накопления.

Все это ставит под сомнение сохранение темпов роста на автомобильном рынке в наступившем 2011 году. Если не будет существенного улучшения в экономике в целом, рост, как минимум, замедлится. Не хотелось бы рисовать картину будущего совсем уж в темных тонах, но и поводов для оптимизма не так много. Без существенных структурных изменений, внутренних источников улучшения экономической ситуации и бурного экономического роста я не вижу.

До сих пор, в условиях неразвитости рыночных институтов, единственным эффективным механизмом канализации крупных денежных вливаний (будь то нефтедоллары в период высоких цен на нефть, или расходование средств Стабфонда после их падения) в рост доходов граждан была коррупция. Через коррупционные схемы средства равномерно распределялись на всех уровнях. Однако теперь накопленные государством деньги проедены, а новый взлет цен на энергоносители маловероятен. Коррупция осталась прежней, но больше ей нечего распределять.

Более того, в 2010 году были заложены основы для увеличения фискальной нагрузки на автовладельцев. С января начнется рост цен на бензин, который продлится до конца 2013 года. Ежегодное увеличение акциза на рубль за литр мультиплицируется в два – два с половиной рубля увеличения реальной стоимости литра на автозаправочной станции. Отмены транспортного налога при этом так и не произошло. Базовые ставки налога были снижены вдвое, а за регионами сохранено право в десять раз их увеличивать или уменьшать. Надо ли говорить, что на уменьшение поступлений от транспортного налога, который является одним из наиболее значимых источников пополнения региональных бюджетов, регионы не пойдут. Велика вероятность, что реальные ставки транспортного налога останутся на прежнем уровне.

Здесь же уместно вспомнить о росте штрафов за нарушения ПДД. Соответствующие поправки в законодательство в прошлом году принимались несколько раз. Рискну предположить, что в ближайшее время в крупных мегаполисах даже крайне законопослушные водители неоднократно столкнутся со штрафами за неправильную парковку. Не могут не столкнуться, поскольку штрафовать за оставленный в неположенном месте автомобиль у нас начнут до создания в необходимом количестве парковочных мест.

Еще одна тенденция прошлого года – рост цен на автомобили многих марок. И это в самом начале восстановления спроса после кризиса! Можно бесконечно долго размышлять об объективных предпосылках к такому росту цен, но стратегически – это фактор тормозящий восстановление рынка.

К сожалению, надо признать, что рост цен продолжится. Этому будут способствовать и колебания курсов валют, и постоянное усложнение с каждым новым поколением конструкций автомобилей, и оснащение их новыми электронными системами, использование высокотехнологичных материалов и т.д.

Но даже не это, с точки зрения роста цен, вызывает наибольшие опасения. Под конец года российские министерства окончательно сформулировали условия для заключения новых соглашений о промсборке. В ближайшие пару месяцев эти соглашения должны заключаться с теми иностранными производителями, которые этого пожелают. Новым условиям смогут соответствовать очень немногие заводы. Скорее всего, это будут Volkswagen, Альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ и Sollers. Остальные будут вынуждены платить полную стоимость растаможки машинокомплектов, как только истекут сроки уже заключенных договоров о промсборке. Естественно это приведет к росту цен.

В наиболее выгодной ситуации окажутся те производители, у которых ранее заключенные с правительством договора истекают через 7-8 лет. Если в 2011 году Россия вступит в ВТО, то как раз через 7 лет закончится переходный этап и заградительные таможенные пошлины будут отменены. Соответственно такие производители, как Peugeot, недавно приступившие к промсборке своих автомобилей в России, смогут в течение всего этого периода без дополнительных вложений сохранять относительно низкие цены.

Производители же, которые войдут в новые соглашения о промсборке, должны будут осуществлять грандиозные инвестиции в расширение производства, а значит, стоимость их продукции будет расти.

Вот и получается, что перспективы 2011 года совсем не радужны. Впрочем, это только одна из возможных точек зрения. Допускаю, что есть факторы, оставшиеся мной не замеченными. Безусловно, хотелось бы услышать точку зрения максимально широкого круга экспертов (как аналитиков и экономистов, так и участников автомобильного рынка) по обозначенным проблемам.

Но в любом случае, вне зависимости от озвучиваемых сейчас прогнозов, хотелось бы пожелать нашим читателям душевного и материального благополучия, новых автомобилей, дешевых кредитов, роста зарплат и сбережений, - всего того, чего нам всем, несмотря ни на что, очень хотелось бы.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9