Высказался в рамках следующего круглого стола:

Прогноз 2011

Российский автомобильный рынок еще не готов к большим продажам. Высокие цены на автомобили, нет дорог, нет парковок, дорогой бензин, - масса ограничений сверху

Иван Родионов
21 января 2011

Иван Родионов

профессор ГУ-ВШЭ

«Государство просто не в состоянии регулировать цены»

О перспективах автомобильного рынка в 2011 году порталу Motorpage.Ru рассказывает профессор Высшей школы экономики Иван Родионов:

- После кризиса сжатая пружина спроса разжимается. С этой точки зрения рост на автомобильном рынке в 2010 году был закономерен. В 2009 году спрос был низким, было затоваривание, в 2010 году запустили программу утилизации, и это позволило получить 30% рост рынка. Но вряд ли такая ситуация повторится в 2011 году.

Конечно, идеальным сейчас было бы снижение таможенных пошлин. Цены на автомобили держатся на неразумно высоком уровне. Такая их стоимость не соответствует ни уровню жизни в России, ни уровню доходов населения, ни возможностям кредитования. Наша система автокредитов, когда заемщик часто оказывается в тяжелом материальном положении, по сути себя исчерпала. Кредиты больше не могут быть механизмом стимулирования существенного роста спроса.

Рост цен на автомобили, как и на многие другие товары, в 2010 году был обусловлен, с моей точки зрения, прежде всего монополизмом. Рынок закрыт для зарубежного малого и среднего бизнеса, который как раз и доминирует за рубежом в торговле автомобилями. Для поставщиков он закрыт пошлинами, для продавцов сохраняющимся бандитско-бюрократическим образом нашего рынка. Дилерские сети, которые могли бы прийти на наш рынок, просто боятся. В такой ситуации удобно и возможно держать искусственно завышенные цены. И понятно, что производителей такая ситуация устраивает, они заинтересованы в максимально высоких ценах и найдут кучу обоснований для любого нового повышения цен. Например, на рынке США они с удовольствием работают на условиях гораздо меньшей прибыли и цены на те же модели зачастую ниже на 20-30%, даже если эти модели собирают в России на беспошлинных условиях.

А по сути это означает, что наше государство способствует одной части населения, которая называется «бизнес» в обдирании другой (населения), не препятствуя такому неоправданному задиранию цен. Но на примере других, гораздо более социально значимых товаров – продовольствия, лекарств, мы видим, что государство просто не в состоянии регулировать цены. Нет ни механизмов, ни методов такого регулирования. Хотя в развитых странах это прекрасно получается.

Если говорить о росте рынка на 2011 год, выраженного в количестве проданных автомобилей, то надо понимать, что в условиях постоянного роста цен, не все однозначно. Даже если рост продаж числа машин замедлится, это будет плохо, скорее, для потребителя, т.к. с точки зрения производителя нет разницы продать много, но дешево, или меньше, но дорого, причем, с последним – связано меньше нагрузки. А в условиях высокого монополизма у потребителя просто нет альтернативы, поэтому и спрос не может упасть существенно, а незначительное его снижение компенсируется ростом стоимости продукции.

Еще один значимый с этой точки зрения фактор – это все еще сохраняющаяся в нашей стране ненормальная структура потребительского бюджета. У людей нет накоплений на обучение, лечение, отдых, тем более нет средств на недвижимость, люди не верят в будущее. Единственный дорогой и все еще считающийся престижным товар, который по-прежнему доступен, на который хоть как-то можно накопить или прокредитоваться, - это автомобиль. Для россиян сегодня это единственное возможное престижное приобретение. Соответственно рост цен на 15-20% вряд ли существенно ограничит спрос.

Но поскольку все же эффекта низкого старта уже нет, мне кажется, рост рынка замедлится, в 2011 году мы увидим показатель продаж на уровне 2 - 2,2 млн. автомобилей. Это меньше докризисного уровня, но это не плохо. Надо понимать, что ажиотажный спрос до кризиса с годовыми продажами почти в 3 млн. – это ненормально. Он был обусловлен переходом с отечественных автомобилей на импортные, сменой платформ, развитием потребительского кредитования… Но деревья не растут до небес. Наверное, мы выйдем на определенный уровень в два с небольшим миллиона и зафиксируемся на нем. Наш рынок еще не готов к большим продажам. Высоки цены, нет дорог, нет парковок, дорогой бензин, - есть масса ограничений сверху.

Еще один ограничивающий фактор, про который не стоит забывать, - в ближайшие годы молодежь должна сменить модель поведения и начать отказываться от личного автомобиля. Это просто станет не модным. Молодежь – динамичная часть общества, и терять время в пробках для нее глупо. Такой тренд будет более заметен в мегаполисах, и спрос переместится в малые города. Это, в свою очередь, приведет к тому, что востребованными окажутся более дешевые, надежные и адаптированные для российских условий эксплуатации автомобили.

Но давайте несколько абстрагируемся от автомобильного рынка и посмотрим на экономику в целом.

Я бы не стал говорить, что в 2011 году не будет экономического роста и роста доходов населения, но другой вопрос, что все это будет сопровождаться очень существенной инфляцией. В январе мы уже это наблюдаем.

Если, например, мы сравним 2001 с 2011 годом, то увидим, что цены выросли значительно более существенно, чем уровень потребления. Это означает, что абсолютные величины выросли, но радости от прироста потребления у людей стало существенно меньше. И в ближайшие пять лет я не вижу предпосылок для изменения ситуации.

В 2011 году эффект от накачки экономики деньгами через банки, которую осуществляло государство в кризис, еще будет ощутим. Показатели прибыли компаний будут высокими. Мировая конъюнктура тоже не такая плохая. То есть, ничего не изменится, будет продемонстрирован умеренный рост, который будет преподноситься как уверенный выход из кризиса.

Хуже другое. Из кризиса мы вышли не изменившимися, он не привел к структурным и институциональным изменениям. За счет больших финансовых вливаний просто удалось его пережить, но и только. Поэтому и дальнейшее развитие будет таким же, как до кризиса, с теми же трендами на потребительском рынке. Экономическая модель 2003-2007 годов восстанавливается, но мы уже понимаем, что она тупиковая, она приводит к диспропорциям, которые ложатся тяжелым бременем на государство, которое вынужденно в преддверии выборов изыскивать очередную порцию средств для очередных вливаний. Оно вынуждено повышать зарплаты бюджетников, пенсии, социальные выплаты, а средств на реформы просто не остается. Доля бюджета, которая тратится на потребление, с каждым годом увеличивается. И это замкнутый круг.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

4 2 7 3