Дитя природы (Patriot 2.3 TD)
Логотип УАЗ

О УАЗ Patriot

По-русски

Патриот

Тест-драйвов
15 (все тесты)
Двигателей
2 (открыть)
Комлектаций
5 (открыть)
Последнее поколение
II рестайлинг 2 (открыть)
Отзывов на сайте
15 (прочитать)
Цены
от 777 000
до 1 011 000
УАЗ Patriot играет в “царя горы” на берегах Байкала. Так Ульяновский автомобильный завод решил отметить свое 70-летие

Красив Байкал! И самое главное, что эту красоту все еще можно называть дикой. Правда, непролазными здешние дебри уже давно не являются. В лесах, например, есть просеки для вывоза древесины. Дорогами, впрочем, их тоже назвать трудно. Это не дороги, а какая-то гуманитарная катастрофа. Однако забрызганный до крыши ржавой грязью, точно камуфляжем, УАЗ Patriot в любых условиях выглядел естественно. Иногда даже казалось, что он – часть этой природы. Есть все же в его облике что-то родное.

Море-океан

Местные жители с детства приучены уважительно называть Байкал морем. На человека, произнесшего слово “озеро”, могут и обидеться. Всякого приезжего постараются поразить традиционной байкальской статистикой. В Байкале хранится пятая часть всех мировых запасов пресной воды. Если бы приток воды в Байкал прекратился, а Ангара продолжала вытекать из него непрерывно, то прошло бы 400 лет, прежде чем гигантский водоем иссяк. Всем рекам мира потребовалось бы 300 дней, чтобы заполнить байкальскую котловину.

Цифры впечатляют. Но на самом деле геофизические амбиции Байкала простираются куда дальше почетного звания “моря”. В XIX веке естествоиспытатель Александр Гумбольдт, до Байкала, впрочем, так и не дошедший, выдвинул предположение, что этот водоем является бывшим фьордом Ледовитого океана. Но верной оказалась иная теория. По каким-то причинам здесь идет аномальный разогрев недр. Раскаленное вещество, поднимаясь из глубин, взламывает земную кору. Корни этой трещины уходят на глубину 50–60 км. Берега Байкала расходятся со скоростью около 2 см в год. Это та же скорость, с которой расходятся некогда единые Африка и Америка, образуя Атлантический океан. Байкал обладает многими признаки океана: это абиссальные глубины, сильные шторма, высокие волны, большие величины магнитных аномалий. Через каких-то 50–60 млн лет ширина Байкала будет составлять 1000 км. Это будущий океан!

Если воду Байкала разделить на всех граждан России, то на каждого придется 2773 железнодорожных цистерны по 60 т! Кажется, что это богатство неисчерпаемо. Но, как известно, русскому человеку все по плечу, а море – по колено. Он необозримый сибирский простор освоил и продолжает осваивать со всеми вытекающими и втекающими последствиями. Если говорить о Байкале, то нельзя молчать о Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате. Вот что еще более 20 лет назад, в 1989 г., писал о нем академик Григорий Галазий, автор книги “Байкал в вопросах и ответах”, из которой до сих пор все мы и черпаем большую часть информации об этих местах: “За 22 года работы комбината испорчено больше половины объема самой чистой воды в мире. Именно – испорчено! Гибнет эпишура – рачки, обладающие свойством очищать воду. Меняется вся экосистема. В 1982 г. Госкомитет СССР по ценам назвал стоимость байкальской воды: 2 копейки за 1 кубометр. Даже по этому тарифу ущерб от работы комбината составляет 50 млн рублей в сутки. А годовая продукция оценивается в 112 млн. Вот и получается, что ущерб Байкалу в 200 раз превышает стоимость целлюлозы”.

В 2008 г. разум (или кризис) вроде бы возобладал, и БЦБК был остановлен. Но его новые хозяева в лице “Альфа-банка” добились нового постановления правительства, и в июле 2010 г. комбинат возобновил производство беленой целлюлозы, которое невозможно вести по замкнутому циклу без сброса отходов в озеро.

Я все удивлялся, какому умнику пришло в голову построить вредное производство на берегу самого чистого озера в мире. Оказывается, кто-то решил, что уникальная экосистема Байкала с ее способностью к самоочищению сможет переработать отходы комбината. То есть Байкал и должен был стать очистным сооружением при комбинате. Это что-то гораздо худшее, чем глупость.

В общем, как говорилось в известном кэвээновском спиче, некоторые писатели, пользуясь тем, что умеют писать, пишут, что отходы нашего самого крупного в мире комбината могут погубить наше самое крупное в мире озеро. Ошибаетесь! Красоту погубить нельзя! Хотя озеро, конечно, можно. А красота – она останется. В песнях! В былинах! В романах местных авторов!

Центр мира

За два дня, да по этим дорогам, даже с учетом вездеходности Patriot, мы смогли осмотреть весьма незначительную часть 2100-километровой береговой линии Байкала. Конечная цель нашего маршрута отстояла всего на 250 км от Иркутска. Но здесь было на что полюбоваться.

Тажеранская степь невелика – всего-то 15 на 40 км, но весьма причудлива по ландшафту. Она напоминает Луну, поросшую изумрудной травкой. Впрочем, на Байкале часто возникает чувство, будто попал на другую планету. Недаром Джеймс Кэмерон, отмечавший в прошлом году свой день рождения погружением на дно Байкала, сказал, что мог бы здесь снять продолжение “Аватара”.

Возраст Тажеранской степи – более 300 млн лет. Здесь природа сохранилась такой, какой она была до ледникового периода. Найдено 58 видов растений, которые больше нигде не встречаются. Изумляет и геологическое разнообразие. На одном из участков площадью всего 1 кв. км обнаружено полторы сотни различных минералов, в том числе два прежде неизвестных науке. Причудлив здешний рельеф. Скопление скал-останцов порой удивительно напоминает развалины крепостей с останками башен, с циклопической кладкой стен, с мраморными истуканами и громадными сфинксами.

А потом мы выехали на отвесный берег и оттуда увидели центр мира – остров Ольхон. Во всяком случае, таковым он является с точки зрения самой древней из мировых религий – шаманизма. Вскоре у нашего костра появился и шаман.

Валентин Хагдаев, шаман в 19-м поколении, произвел необычное впечатление. И не только тем, что на правой руке у него было шесть пальцев. Вместо того чтобы приняться за фольклорные камлания, этот человек начал неспешную просветительскую беседу. Удивительно, но он на полном серьезе пытался переманить нас в свою веру.

Впрочем, чему удивляться? Верховный шаман Ольхона весьма влиятельный в этом мире человек. Именно ему ставят в заслугу победу Димы Билана на “Евровидении”. Топ-модель Наталья Водянова вместе с мужем, английским лордом Джастином Портманом, специально посетила Хагдаева, чтобы он помолился за рождение третьего ребенка. Гимнастка Алина Кабаева во время Олимпиады вызывала шамана в Грецию для проведения обряда. И вновь успех! На сувенирном календаре Валентин сфотографирован с главой РЖД Владимиром Якуниным. Анатолий Чубайс подарил знаменитому шаману квадроцикл. Не удивлюсь, если вскоре последуют и государственные награды. Встречался с Хагдаевым во время визита на Байкал и лично Владимир Владимирович Путин. Каковы результаты этой встречи? Газеты читать надо!

Валентин Хагдаев – приятный в общении человек. У него есть свой сайт. Он – автор научных публикаций, поэт и переводчик. Беседа началась с рассказа о древних мифах и эпосе бурят, и стихотворный перевод древних песен на русский язык был очень хорош, а прочитан – вернее, пропет речитативом – с поэтическим вдохновением, близким к трансу.

Закончилось все это, правда, хвалами Чингисхану и лекцией о том, как благоденствовали народы мира под мудрым правлением восточного владыки. Появилась на свет и китайская статуэтка, изображавшая доброго, как дедушка Ленин, старца с книгой в руке. При этом, правда, выяснилось, что сам великий завоеватель читать не умел, но своим детям завещал учиться, учиться и еще раз учиться. Кстати говоря, шаманов величайший хан всех времен и народов не жаловал. На Ольхоне они от него и прятались, сбежавшись со всей Монголии. Да и вообще, на мой взгляд, напрасно верховный шаман рассчитывал на наше сочувствие в этой части своего мировоззрения. Хотя в целом преклонение перед силами природы и духами предков никакого внутреннего отторжения в славянской душе не вызывает. Во всяком случае, руководитель нашего пробега останавливался в степи возле каждого сэргэ, ритуальной коновязи с лентами, и клал монетки в качестве жертвоприношения. Глупые суеверия? Житейский опыт подсказывал ответственному за безопасность и техническое состояние нашего транспорта человеку, что в данном случае все средства хороши и ни одним, даже самым иллюзорным, пренебрегать не следует.

Есть чем гордиться

В отношении продукции Ульяновского завода у всякого русского человека возникает двойственное чувство. С одной стороны, это автомобиль, которым можно, а значит, и нужно гордиться. В плане вездеходных способностей наследника знаменитого армейского УАЗ-469 вполне можно поставить в один ряд с такими мировыми легендами, как Land Rover Defender и Mercedes G-класса. Но все мы знаем и об оборотной стороне этой медали – о качестве.

Компания Sollers, нынешний владелец УАЗ, очень много сделала для решения этой проблемы. Внесены изменения в конструкцию. Автомобиль на 30% комплектуется компонентами престижных западных компаний. Сцепление Luk больше не напоминает тренажер для фитнеса, а коробка передач Dymos не пугает звуками, которые можно использовать в фильмах ужасов. Руль с гидроусилителем ZF надежно связывает дикую природу и цивилизованный мир. А есть еще кондиционер от Delphi и АБС от Bosch. Вскоре поспеют и другие новшества: например, сервопривод раздаточной коробки, который устранит привычные заедания при подключении переднего моста. На заводе внедрена тойотовская система качества сборки, благодаря которой рекламационная дефектность снизилась в 5,2 раза. А с января 2011 г. срок гарантии на новые автомобили увеличился с двух до трех лет.

И все же даже в нашей поездке не обошлось без приключений. Расшатанные рукояти в салоне – не в счет. На горящие индикаторы “Проверь двигатель и трансмиссию” никто и внимания не обращал. Но вот почему генератор расположен так, что его заливало при пересечении грязевых бродов ходом? Впрочем, ремонт этой поломки затруднений у инструкторов, обеспечивавших наш пробег, не вызвал: они проливали генератор чистой водой, выбивали ударами гаечного ключа из щеток грязь, и после сушки устройство вновь начинало исправно работать, наглядно демонстрируя еще одно врожденное качество УАЗа – живучесть и ремонтопригодность. Инструкторы даже придумали специальную защиту из пластиковой бутылки, которая решала проблему в принципе. Но неужели чего-то подобного нельзя было сделать на заводе?

В общем, недостатки все еще есть. Но никуда не делись и традиционные достоинства. Какие подвиги Patriot совершал на бездорожье в умелых руках! Какие болота перемахивал, на какие кручи взлетал! А подвеска? Ей не то что палки – бревна в колеса вставлять можно. Все перетрет. Вроде и 115 л.с. дизеля ЗМЗ не поражают воображение. Но изюминка этого автомобиля как раз и состоит в способности с помощью скромных средств, без датчиков, пневмоцилиндров и умной электроники преодолевать немыслимые препятствия.

Так гордиться нам этой машиной или насмехаться над ней? Думаю, каждый это решает сам. Можно, конечно, и посмеяться. Как можно посмеяться над всей нашей страной с ее нищетой и космонавтикой. Разумеется, глупо призывать владельцев МL проявить патриотизм и с криками “ура” пересесть на УАЗ. Отсутствие подушек безопасности – это уже даже не смешно. Да и не в гражданской позиции дело. Patriot, если отрешиться от высокого слога, занимает определенную экономическую нишу. И о том, что его существование оправдано, говорят в первую очередь результаты продаж: за первое полугодие 2011 г. продано 27 650 внедорожников УАЗ, на 34% больше, чем в прошлом году. Вы можете смеяться, но этот автомобиль нужен людям.

70 лет УАЗ

В начале Великой Отечественной войны правительство СССР приняло решение эвакуировать в Ульяновск московский Завод имени Сталина. 20 октября 1941 г. в город прибыли первые специалисты, и поначалу предприятие занялось производством боеприпасов, а в мае 1942 г. начался выпуск ЗиС-5. 22 июня 1943 г. Госкомитет обороны принял решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода на базе эвакуированных мощностей. За рекой Свиягой городские власти выделили территорию площадью 200 га, что положило начало одному из крупнейших районов Ульяновска. С 1954 г. завод приступил к выпуску легендарного ГАЗ-69. А в 1972 г. с конвейера сошел первый УАЗ-469, созданный ульяновскими конструкторами для вооруженных сил. За 30 лет было произведено более 2 млн “бобиков”. Всего же за 70 лет УАЗ выпустил более 4 млн автомобилей, которые экспортировались в 100 стран мира. Однако лихолетье 90-х предприятие могло и не пережить, но в 2000 г. крупный пакет акций предприятия покупает “Северсталь”. Начинается новый этап в жизни завода. Результатом напряженной работы явилось начало серийного производства Patriot в 2005 г. Эта модель вобрала многолетние традиции УАЗ, но с не меньшим основанием заводчане называют ее принципиально новой конструкцией для своего предприятия.

Вам понравился этот тест-драйв?


Выбираете автомобиль? Посмотрите конкурентов УАЗ Patriot:


Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

3 0 3 6