Высказался в рамках следующего круглого стола:

Формирование дилерского рынка автомобилей с пробегом

Автомобиль перепродается по много раз, и происходит это стихийно. Естественно у бизнеса возникает желание поучаствовать

Дмитрий Европин
MotorPage.ru
11 октября 2011

Дмитрий Европин

главный редактор MotorPage.ru

«За депрессией обязательно начнется подъем!»

Недавно поймал себя на мысли, что уже давно мне не задавали вопросов о том, какой подержанный автомобиль лучше взять, к чему быть готовым в случае приобретения той или иной трех-пяти летней иномарки, где лучше такую машину обслуживать и т.д. Создается впечатление, что стараниями правительства, установившего несколько лет назад запретительные ввозные пошлины на подержанные автомобили, а так же нескольких автожурналистов, ратующих за отказ от секонд-хенда, вторичный рынок пришел в упадок.

По крайней мере, в Столице многие потребители, которые до кризиса склонялись к покупке подержанного, но престижного авто, теперь предпочитают пусть более «бюджетную», но новую машину.

Не последнюю роль в этом сыграли и усилия официальных дилеров большинства марок по приведению своего сервиса в хоть какое-то соответствие цивилизованным нормам. Это коснулось как самого обслуживания, так и ценовой политики. Уже неоднократно приходилось слышать от многих автовладельцев удивленные замечания, что ТО в какой-то момент подешевело, увеличилась скорость обслуживания, повысилось качество. Впрочем, понятно, что это справедливо не для всех марок и моделей. Но, так или иначе, а желание иметь дело только с новыми автомобилями у жителей мегаполисов стало в последнее время доминировать, над стремлением к «дешевому статусу».

Так можно ли с уверенностью утверждать, что рынок автомобильного секонд-хенда стал окончательно не интересен?

Видимо нет. Сейчас в России стартуют проекты европейских компаний, работающих на рынке подержанных авто. Причем в 2008 году они уже предпринимали попытки выйти на российский рынок. Тогда разразился кризис, и завоевание нового рынка было решено отложить.

Да и российские представительства ведущих автомобильных брендов значительное внимание уделяют развитию направления подержанных авто. Например, один из крупнейших японских производителей на днях презентует собственную программу Trade-in. А разрабатывают такие программы практически все ведущие производители, присутствующие на рынке.

Казалось бы, если на вторичном российском рынке все так плохо, зачем сюда входить? Почему, на первый взгляд, гораздо менее надежный и перспективный сегмент рынка вдруг вновь стал привлекательным для инвестиций в его развитие?

Скорее всего, надо говорить не о глобальном падении интереса к подержанным автомобилям, а о перемещении спроса в регионы. Так продавцы подержанных автомобилей на московских авторынках признаются, что значительный процент машин уходит в близлежащие области, а столичные жители выбирают «новье».

При этом, по данным за 2010 год, через официальных и независимых дилеров реализуется лишь 10% автомобильного секонд-хенда. Все остальное – частные продавцы. А вот объем рынка по-прежнему весьма велик – более 4 млн. подержаных автомобилей в год, вдвое больше первичных продаж, многомиллиардный денежный поток. Такие объемы необходимо осваивать.

Еще одна российская особенность – это неразвитость системы утилизации отслужившей техники. Если в Европе владельцу семилетнего автомобиля выгодно сдать его в утиль и получить за это деньги, которые можно использовать при покупке следующего авто, то в России никаких ощутимых бонусов автовладелец не получает. Более того во многих регионах даже нет такой возможности. Реализовать автомобиль на вторичном рынке выгоднее. Соответственно автопарк постоянно расширяется и стареет. Автомобиль перепродается по много раз и происходит это стихийно. Естественно у бизнеса возникает желание поучаствовать в этом процессе, хотя бы в первых одной-двух продажах.

Возможен и сценарий, по которому Россия через определенное количество лет станет экспортером подержанных автомобилей. В этом отношении существенные преимущества есть у крупных европейских дилеров, начинающих работу России. Они привыкли работать на нескольких рынках, у них есть готовые механизмы, позволяющие максимально эффективно перемещать автомобили с одного рынка на другой в зависимости от конкретной конъюнктуры. И, по мере развития, в России могут стартовать схемы, по которым еще недавно мы сами получали б/у автомобили из Европы. Только на российских семилетних «мерседесах» и «бмв» будут ездить в Средней Азии.

Нельзя не отметить и фактор административного регулирования рынка. Заградительные пошлины, которые все еще сохраняются в качестве антикризисной меры и фактора поддержки отечественного производителя, теоретически являются временным явлением. При вхождении страны в международные торговые организации, союзы, партнерства и т.д. от таких мер придется постепенно отказываться. Есть вероятность, что произойдет и снижение стоимости «растаможки» подержанной техники. В этом случае вновь появится возможность работы с импортом.

Вряд ли следует рассчитывать на возвращение ситуации к докризисному уровню, определенные ограничения сохранятся. Однако вопросы ввоза техники в страну должны регулироваться скорее экологическими требованиями, техническим регламентом, нормами безопасности и т.д., а не посредством пошлин. В среднесрочной перспективе, скорее всего, так и получится.

Наконец, если вспомнить экономическую теорию, то как в экономике в целом, так и на конкретных рынках развитие – это всегда чередование взлетов и падений. Если в какой-то момент рынок приходит в состояние депрессии, вне зависимости от того, чем это вызвано, вслед за ней обязательно начнется подъем. Возможно, сейчас вторичный рынок еще не оправился от кризиса, а значительный процент населения в условиях нехватки средств предпочитает приобретать «новое и с гарантией», но пройдет время и потенциальный клиент вновь придет за трех-пяти летним автомобилем. Очень может быть, что к тому моменту дело он будет иметь не с частным продавцом, а с крупным дилером, который предоставит на такой автомобиль гарантию, обеспечит сервисом и юридическим сопровождением.

В Москве уже более 20% сделок с подержаными машинами – дилерские. А как известно, в России большинство процессов начинается из центра.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9