Высказался в рамках следующего круглого стола:

Мы выбираем, нас выбирают

Чем руководствуется современный и достаточно практичный человек при выборе нового автомобиля? Странный вопрос. Конечно же, ценой. Последнее время, еще и ставкой по кредиту. А также набором всех тех качеств, свойств и возможностей, которые потребуются ему в реальной жизни. Каких именно? Автопроизводители давно уже решили это за нас и выбрали все самые необходимые.

Иван Владимиров
26 сентября 2016

Иван Владимиров

главный редактор портала MotorPage.ru

«С чего раньше начинался пресс-релиз о новом автомобиле? С рассказа о его двигателе, потом о трансмиссии и дальше следовало описание ходовой части. Теперь все стало иначе…»

Очень хочется начать этот материал цитатой из Толкина: «Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе. Многое из того, что было, ушло, и не осталось тех, кто помнит об этом…» Хочется, но это не так. Точнее, не совсем так. С одной стороны, в воздухе все еще ощущается аромат недогоревшей солярки, а по воде плывут радужные пятна просочившегося, черт знает откуда, бензина. Россия по-прежнему остается страной седанов неопределенно-блеклого цвета и больших черных «джипов». Мы, как и раньше, с недоверием относимся к дизельным двигателям и верим историям о том, как приятель соседа моего тестя «однажды морозным зимним утром…» Стараемся сэкономить на подушках безопасности и, тем не менее, круто выглядеть. Всевозможные электромобили, как и тридцать лет назад, у нас прочно ассоциируются с Алисой Селезневой из любимого блокбастера нашего детства. А размер машины все также имеет решающее значение, особенно если он (о чудо!) сочетается с невысокой ценой.

Это, с одной стороны. А с другой, нельзя не признать, что наши приоритеты при выборе и покупке нового автомобиля за эти годы изменились. И изменились самым решительным образом. С чего раньше начинался разговор за рюмкой чая о каждой новой или не новой, но удачно купленной, или просто желанной модели? На самом, что ни на есть житейском уровне? Правильно, с набившего оскомину вопроса: «Сколько жрет, сколько прет?» Простите меня за эту вульгарность, но слова из песни не выкинешь! Сегодня все не так. Даже дети, увидев незнакомый автомобиль, первым делом спрашивают, сколько он стоит, а потом лезут в салон посмотреть, есть ли экран на центральной консоли. Взрослые, видимо, исключительно ради приличия, откладывают «денежный» вопрос на потом. Но дисплеями тоже интересуются. В любом случае, о цене спрашивают раньше, чем о мощности. Это я вам со знанием дела говорю, как человек, которому по долгу службы регулярно приходится ездить на новейшей, доселе еще не виданной широкой публикой технике. Что там у нее под капотом, как правило, никому не интересно. Вот это-то и есть главная перемена в нашем с вами сознании.

Когда-то мы с друзьями до хрипоты спорили о том, чем VVT-i круче VTECa или наоборот. Пытались объяснять друг другу на пальцах как работает система VANOS и единодушно сходились во взглядах, что одновальные моторы – отстой. Если вы поняли, о чем я сейчас сказал, то либо мы с вами ровесники, либо просто коллеги по автомобильной индустрии. Для всех остальных сегодня это китайская грамота. Лишние знания, никак не применимые в реальной жизни. Лишние!

Автопроизводителям, которые, как я подозреваю, и выступили главными информационными спонсорами перемен в нашем сознании, это только на руку. Им так проще. И делать машины, и продвигать их на рынке. С чего еще десять лет назад начинался стандартный пресс-релиз о каждом новом автомобиле? С рассказа о его двигателе, потом о трансмиссии и дальше, вполне логично, следовал переход к описанию ходовой части. Не сочтите меня ретроградом, но я считаю, что это было правильно. Откройте современный пресс-релиз. Что вы увидите на первой странице? Готов поспорить на шоколадку, что это будет рассказ о крутейшей медиасистеме с возможностью подключения к ней телефона, о мощнейшем навигаторе с персональной калиткой в интернет, а порой даже о встроенном гаджете, который умеет самостоятельно делать селфи водителя и выкладывать его в… никогда в жизни не увлекался селфи и, признаться, даже не знаю, куда его следует правильно выкладывать. Потом неизбежно последует рассказ об эксклюзивном салоне с «мягкой фоновой подсветкой» и креслах, «разработанных при участии специалистов NASA». Всегда хочется уточнить, а они что, правда рассчитаны на перегрузку до 12 g? Обязательно будет упомянута высокотехнологичная ткань, которой этой кресла обтянуты. Или, если машина действительно дорогая, тончайшей выделки кожа единорога, обитающего исключительно в горах Нарнии. Слово «комфорт» при этом будет звучать даже чаще, чем в речах нашего уважаемого мэра. Кстати, салон автомобиля, как, к примеру, и городской сквер, может быть исключительно комфортабельным, а комфортной бывает только атмосфера пребывания в нем – смотрите словарь паронимов русского языка.

И только перечислив все вышеупомянутое, производитель перейдет к так называемой «технической части». Некоторые и вовсе ухитряются ее опустить, ограничившись парой таблиц в конце текста – кому надо, посмотрят. Ладно, допустим пресс-релизы предназначены для профессионалов, которые поводят пальцам по строчкам табличных цифр и сами во всем разберутся. Но на адресованных широкой публике интернет-сайтах мы видим все тоже самое. Мышку сотрешь, пока докопаешься до скудных технических характеристик. Никто и не копается. Выберут марку, модель, цвет кузова, комплектацию, которая зачастую уже подразумевает определенный мотор и трансмиссию, определятся с пакетами дополнительных опций и вперед к ближайшему дилеру. Адреса и телефоны – на самом видном месте…

Однажды я ради интереса опросил своих знакомых автовладельцев, по роду своих занятий не имеющих никакого отношения к этой отрасли. Всем задавал один и тот же вопрос: «Какой привод на вашей машине?» Одни меня просто не поняли. Другие признались, что не знают. «Задний!» - уверенно сказал государственный чиновник, владелец переднеприводного недокроссовера. «Наверное, полный», - робко предположила девочка-менеджер, ездящая на Subaru. Не угадала, конкретно ее Impreza была переднеприводной. Может помните, когда-то «серые» дилеры затащили в Москву целую партию таких кастрированных машин, изначально предназначавшихся для какого-то экзотического локального рынка. Но речь сейчас не о той старой истории. А о том, как изменились наши знания и приоритеты.

Согласны, что в последние годы что-то пошло не так? Правда согласны? Тогда я скажу парадоксальную вещь: на самом деле все пошло так. Правильно пошло. В больших городах, где, согласно данным статистики, и реализуется львиная часть всех новых автомобилей, мы перестали на них ездить. Нет, не пользоваться машинами, а ездить на них! Чувствуете разницу? Мы часами стоим в пробках или еле-еле плетемся в общем потоке. Тошним за неспешной коммунальной техникой или колесим по району со скоростью пришибленного бытовыми проблемами пешехода, безрезультатно ища место для парковки. Не все ли равно, что там у нас под капотом? Могучий пятилитровый V8 в стоячей пробке ничем не лучше чахлой китайской «четверки». Полузависимая балка в задней подвески на пешеходных скоростях ничуть не хуже хитрой подруливающей многорычажки. Пружины, торсионы, пневмоэлементы – какая разница, если стоять на месте? МакФерсон? Дедушка ваш Мак Ферсон…

Вот, автоматическая КПП – это для нас важно. В пробке нога отвалиться выжимать каждые полторы минуты сцепление. Кондиционер? Тоже важно! Лучше даже климат-контроль. Причем, раздельный и лучше с угольным фильтром – кому охота дышать выхлопом стоящего рядом автобуса? Кресло, в котором мы проводим изрядную часть жизни? Еще важнее! Конечно же, оно должно быть удобным. Обязательно с подогревом, а желательно с вентиляцией и функцией массажа. Если, конечно, хватит денег на подобную роскошь.

А теперь, когда мы сели, удобно устроились, настроили комфортную (заметьте, не комфортабельную) температуру в салоне и… встали в пробку. Честное слово, едва не написал поехали! Скучно, самое время подумать о развлечениях. Надо же хоть как-то скоротать вычеркнутые из жизни полтора-два часа. Вот тут-то на первое место и выходят возможности вашей бортовой медиасистемы. Аудио, видео, интернет, звонок другу и игра в шарики. Вы все еще не верите, что в современном автомобиле штатная «музыка» важнее двигателя?

Я верю. И автопроизводитель верит. И большинство потенциальных покупателей, похоже, тоже. Вот, и интересуются ей в первую очередь. Даже раньше, чем заглянут под капот своего будущего автомобиля. Или вообще не заглянут – не барское это дело, на то есть специальные люди, которым за это на сервисе деньги платят. Откроют, все, что положено сделают, а если сломается, починят. Надежность, говорите? Ресурс? Что, кто-то собирается ездить на этом автомобиле всю жизнь? Трейд-ин для кого придумали! Какие там межсервисные интервалы? Какая цена владения? О чем вы? Зачем современному автолюбителю лишние знания? Информации вокруг и так больше, чем достаточно. Каждый выбирает ее на свой вкус А машину он купит «во-о-он ту, с белой крышей» и будет счастлив. Дай бог…

Ну, а нам, тем, кто по роду своей деятельности, тестирует новые автомобили и потом рассказывает о них, похоже, скоро даже не придется никуда ездить. Достаточно будет найти тихое место на парковке, сосредоточиться и на пару-тройку часов погрузиться в недра бортового компьютера. Полистать экранные меню, поиграться настройками, почитать, в конце концов, инструкцию. Заниматься всем этим на ходу не только нереально, но и небезопасно. Честно говоря, недавно я так и сделал. В итоге, неплохой материал получился. Читателям понравился!

Иван Владимиров, главный редактор портала MotorPage.ru
Автор
Иван Владимиров, главный редактор портала MotorPage.ru

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 1 1