Своей страной мы часто незаслуженно пренебрегаем. И это притом, что наши природные и рукотворные красоты могут нередко дать фору иноземным. Яркий пример тому – Русский Север, в частности, Карелия. Именно туда мы снарядили экспедицию на трех вседорожниках марки Chevrolet – Niva, Captiva и Tahoe.

Суета подготовки затянула ненасытной воронкой – собрать машины, упаковать походное снаряжение, закупить припасы и средства от комаров… К тому же помимо экспедиционных целей у нашей поездки есть и гуманитарная миссия – посетить детский дом в небольшом городке Медвежьегорске, чтобы передать его маленьким обитателям подарки от участников и партнеров нашего проекта: автомобильной компании “Дженерал Моторз СНГ”, шинной “Мишлен”, импортера швейцарских часов LPI Rus. Так что количество коробок и пакетов с поклажей растет на глазах. Как все это уместить в три, пусть и немаленькие, машины?

Прежде всего решили отказаться от сидений третьего ряда в Captiva и Tahoe. В первом случае все прошло гладко – их просто сложили в подпол за считаные секунды. Во втором вышло сложнее: отстегнуть крепления раздельных кресел может и хрупкая барышня, а вот вытащить их из машины под силу лишь здоровому мужику – каждое весит по полсотни кило, не меньше! Но, даже справившись с этой задачей, мы не смогли разместить весь дорожный скарб. Поэтому решили навесить на автомобили дополнительные багажники. Модели подобрали по размеру: для Captiva подошел кофр Thule Motion 800, для Tahoe выбрали более крупную 900-ю модель той же марки. Аэродинамичные “капсулы” оказались кстати: вместительность огромная, а на расход топлива благодаря своей продуманной форме влияют мало. Ну вот, все разложили, расселись, можно отправляться.

Трасса Е-95

Давно уже шоссе между Москвой и Санкт-Петербургом получило иное обозначение – в соответствии с новыми правилами нумерации европейских дорог трасса Киркенес – Ялта, включая вышеозначенный отрезок, называется Е-105. Но и сегодня многие по инерции (и благодаря популярной песне) продолжают называть ее “девяносто пятой”. Тем более что на ней за прошедшие годы почти ничего не изменилось: она все так же пронзает массу населенных пунктов, где приходится сбрасывать скорость, да и качество дорожного покрытия по сей день оставляет желать лучшего. Впрочем, одно нововведение все же есть: раньше гаишники сами сидели в засаде с радарами, теперь вместо них все больше трудятся автоматические камеры.

Пока едем, по рациям делимся первыми впечатлениями от машин. Самые яркие эмоции – у водителя Niva Дмитрия Зайцева: сетует на устаревший дизайн интерьера, на дребезжащий пластик с не очень ровными зазорами, на скромный объем багажника. На ходу его недовольство вызывает неинформативная педаль сцепления, разболтанность рычага коробки передач и постоянный гул трансмиссии. И все же Дима признает, что ожидал худшего: у машины на трассе неплохая курсовая устойчивость, весьма энергоемкая подвеска и приемлемое рулевое управление (не хватает лишь обратной связи в околонулевой зоне). Поставить бы сюда нормальную, не завывающую трансмиссию да добавить под капот хотя бы десяток-другой “лошадок” – тогда со всеми прочими недостатками можно будет и смириться.

У “рулевого” Captiva, Андрея Ладыгина из “родственного” нашему журнала портала MotorPage.ru, куда более благодушное настроение. И немудрено – в кроссовере уютная посадка, удобная “баранка” с регулировками по высоте и по вылету, мягкий пластик передней панели, просторный задний диван. Странным показалось только расположение часов – они вмонтированы вроде бы на видном, но совершенно непривычном месте. Поэтому, усаживаясь за руль, все сменные водители задавали один и тот же вопрос: где бы тут время посмотреть? Каждому приходится объяснять, что к этой особенности нужно просто привыкнуть. А еще лучше – ориентироваться по наручным часам. Ведь у нас они точные, швейцарские – Hanowa Swiss Military, причем специально заготовленные для этой экспедиции, где могут ждать и проливной дождь, и “грязевые ванны”, и облака густой пыли. Вот и смотрите на них, а к машине больше не придирайтесь!

Тем более что едет Captiva приятно, почти как легковой автомобиль: прекрасно держит траекторию, радует информативностью рулевого управления и плавностью хода на хорошем асфальте. Неплоха и динамика. Мощности 184-сильного турбодизеля хватает не только для спокойного движения, но и для затяжных обгонов. Правда, 6-диапазонный “автомат” немого ленив, но острого негатива он не вызывает.

Зато меня, как шофера Tahoe, всю дорогу разрывают самые противоречивые чувства. Огромный салон и правильная посадка за рулем – это плюсы. Жесткий звонкий пластик, бесхитростно-плоское сиденье, ступенчатая регулировка руля по высоте, но не по вылету – минусы. Столь же неоднозначный характер у него и на ходу. Какой тяги можно ждать от 325-сильного 5,3-литрового бензинового V8? Думаете, он превратит огромный автомобиль в снаряд? Увы. То ли “лошади” тут недокормленные, то ли масса слишком велика, то ли сказывается нерасторопность 6-диапазонного “автомата”. Так или иначе, но тяга не впечатляющая. Впрочем, это относится не только к разгонной динамике. Машина вообще напоминает тяжеловесного борца сумо – сколь неохотно она набирает скорость, столь же неохотно и тормозит. Озадачивает и подвеска. На ровной дороге к ней претензий нет, но как только на асфальте появляются даже небольшие трещинки, Tahoe начинает вздрагивать своим массивным “телом”, не давая седокам расслабиться.

И опасна, и трудна…

Прорвавшись через дебри трассы меж двумя столицами и обойдя Питер по кольцевой дороге, мы наконец берем направление на карельский город Сортавала. Здесь начинаются уже другие дороги. На первый взгляд они кажутся неплохими, хотя и узковатыми. На самом деле их извивы коварны. У самой границы Ленинградской области и Республики Карелия за очередным пологим поворотом наблюдаем картину: на обочине голосует семейная пара, а за их спинами виднеется торчащий из глубокого кювета задок старенького Passat. Удивительно, но из потока проезжающих машин с местными номерами не останавливается ни одна, никто не предложит помощи. А ведь бросать людей в тяжелой ситуации нельзя! Поэтому мы, не сговариваясь, тормозим.

Первым делом интересуемся, нужна ли медицинская помощь. К счастью, обошлось без травм. Теперь время подумать, как вытащить машину. Пока искали в переполненном багажнике Tahoe буксировочный трос, подоспела более серьезная подмога: на обочину вильнул автомобильный эвакуатор с лебедкой. Сразу видно, что молодой парень за рулем успел набраться опыта в таких делах – он отстранил нас, лихо, за один прием, развернул громоздкую платформу, дал отмашку и… уже через пару минут “старичок” снова встал на дорогу всеми четырьмя колесами. Тут мы и обратили внимание, что шины у него уже изрядно стерты – не удержали “слики” машину в повороте.

Глядя на них, про себя радуемся: наши-то кроссоверы буквально накануне выезда были “переобуты” в новенькую “резину” Michelin Latitude Cross, ту самую, что французская шинная компания предоставила и на ралли “Шелковый путь – 2012”. Шины довольно мягкие и ведут себя очень тихо практически на всех типах дорожного покрытия. Но главное их качество – дорогу (как асфальтовую, так и грунтовую) держат отлично, цепко и в случае необходимости (а экстренных ситуаций за неделю путешествия было достаточно) тормозят надежно. Поездив на таких колесах по Карелии, некоторые из нас всерьез задумались о том, чтобы поставить Latitude Cross и на свои личные машины.

Впрочем, на третий день экспедиции случилось ЧП и у нас. В окрестностях Сортавалы на узкой извилистой дорожке очередной водитель Tahoe буквально на пару-тройку секунд отвлекся от дороги и… автомобиль вылетел с асфальта. Произошло это в очень коварном месте – коллега вовремя не довернул руль, правые колеса соскользнули по густой траве, обильно политой ночным дождем, и через несколько мгновений тяжелая машина замерла с 30-градусным креном на правый борт. Троим седокам пришлось выбираться через вверх – почти как из люка танка. Сразу стало ясно, что при проведении спасательной операции нужно быть особенно осторожными: необдуманные действия могут привести к тому, что большой SUV вообще завалится в глубокий овраг.

На наше счастье буквально в полукилометре обнаружилась бригада дорожников. Призыв о помощи у них удивления не вызвал – видимо, мы в этом месте были не первыми пострадавшими. Так что уже через несколько минут к нам подполз гусеничный экскаватор. Однако высвободить Tahoe из плена с первой попытки не удалось – автомобиль начал сползать в сторону склона. Но опытный экскаваторщик дядя Петя вовремя оценил ситуацию и сменил диспозицию, трос тоже зацепили за другую проушину автомобиля. Ну, тянем-потянем? К счастью, третьей попытки не понадобилось. Спасибо, ребята! Без вашей помощи мы потеряли бы намного больше сил и времени. А впредь будем максимально осторожны.

Родственные связи

Опираясь на опыт предыдущих экспедиций по Карелии, перед отъездом мы сделали огромный запас средств от комаров и прочих насекомых: в разгар лета тучи летающих кровопийц могут всерьез испортить впечатление от этого края. И немудрено, ведь местность здесь буквально изрезана разнокалиберными озерами, протоками, речушками. Подчас встречаются и вовсе глухие болота – настоящий рай для комаров и мошек. Впрочем, если честно, даже это не мешает наслаждаться красотами водопадов на реке Тохмайоки, панорамой нетронутых лесов или тихим уютом многочисленных озер.

А вот экскурсия на мраморный карьер Рускеала может обнажить другую проблему – для прогулки по каменистой тропе вокруг глубокой впадины лучше запастись хорошей обувью, чтобы не повредить ноги на крупных и острых валунах. Увы, не все члены нашего “экспедиционного корпуса” полноценно подготовились к этому мероприятию: те, чьи ступни были защищены ботинками или походными сандалиями ECCO, специально разработанными для подобных ситуаций, буквально скакали по скалам как горные... правильно, барсы. Остальные были вынуждены время от времени искать обходные пути. Что ж, будучи скандинавами, датчане, которым и принадлежит марка ECCO, знают толк в обуви для северных ландшафтов.

Жаль, но плотный график не позволил осмотреть еще больше местных достопримечательностей. А потому усталые и очарованные суровой красотой здешнего края мы возвращаемся к месту ночлега – пришло время расслабиться, отдохнуть, поделиться первыми впечатлениями. Теперь, вечером, после дальней дороги можно позволить себе и разумную порцию крепкого напитка. Что выбрать? Конечно же, использовать свой “стратегический запас” – водку “Русский Север”! А что еще прикажете брать в экспедицию по тому самому Русскому Северу? Тем более что из линейки этой марки каждый может подобрать себе напиток по вкусу: водку “Традиционную” или особую “Таежную”, а можно и 20-градусную сладкую настойку “Клюква”. Первые две чудо как хороши под шашлычок прямо с мангала или под горячие пельмешки, “красненькая” дивно идет под десерт. Но – строго по “чуть-чуть”, ведь завтра снова за руль!

Пока сидим за столом, накрытым шеф-редактором приложения к нашему журналу “Панорама вкуса” Стасом Комаровым (кстати, профессиональным поваром), есть время обсудить шины да машины. По первым все единодушны: при любой размерности покрышки Michelin Latitude Cross хороши и даже в самых сложных ситуациях ведут себя абсолютно прогнозируемо. Автомобили же похожи на дружную семью, причем роднит их не только общая “фамилия” Chevrolet. Все три кроссовера прекрасно перенесли первую часть экспедиции, не доставив нам никаких хлопот (помимо упомянутой мини-аварии в овраге, но там был виноват “человеческий фактор”).

Поначалу симпатии были на стороне Tahoe – этот большой “старший брат” неплохо вел себя на трассе, но позже, на потрескавшихся карельских дорожках, растерял изрядную часть обаяния. В отличие от него Captiva пока не вызвала ни явно положительных, ни остро отрицательных эмоций – она достойно показала себя на шоссе, не спасовала и перед местными грейдерами. А вот впечатление от Niva кардинально изменилось. На трассе Москва – Питер мы воспринимали ее как двоюродную, не очень любимую сестру – на фоне роскошных родственников она со своей скромной тягой и назойливым гулом трансмиссии выглядела бледно. Но там, где закончился хороший асфальт, машина преобразилась. На первый план вышли ее несомненные достоинства: отличная геометрическая проходимость и огромная энергоемкость подвески. Есть надежда, что во время дальнейших заездов в более тяжелых условиях тольяттинская “сестричка” и вовсе уложит своих “родственников” на обе лопатки.

Однако о продолжении нашего большого путешествия мы расскажем в следующем номере журнала. Вы узнаете, как автомобили преодолевали бездорожье, чем хороша карельская столица Петрозаводск, какие странности ожидают туристов в Медвежьегорске, что мы делали на знаменитом Беломорско-Балтийском канале и кто нас встретил в медвежьегорском детском доме. Не пропустите продолжение отчета об экспедиции “Автопанорамы” в октябрьском номере журнала!

Вам понравился этот тест-драйв?



Модели в этом тест-драйве

Chevrolet Niva

2002 - сегодня

444 000 руб.

Поколений
2 смотреть
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал
Тест-драйвов
4 смотреть
Отзывов
53 смотреть
Технические характеристики

Chevrolet Tahoe

2007 - сегодня

Поколений
5 смотреть
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал 5-дв.
Тест-драйвов
11 смотреть
Отзывов
2 смотреть
Технические характеристики

Chevrolet Captiva

2006 - сегодня

Поколений
3 смотреть
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал 5-дв.
Тест-драйвов
10 смотреть
Отзывов
4 смотреть
Технические характеристики

Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

3 0 3 6