Продолжаем отчет о большом летнем путешествии редакции. Расскажем, как три автомобиля Chevrolet доехали от Ладожского озера до Онежского, какие странности мы обнаружили в городе Медвежьегорске, чем коварны карельские пороги, тщательно ли охраняется Беломорско-Балтийский канал и многом другом.

Плотный график экспедиции не позволяет расслабляться – полюбовавшись лишь немногими красотами Приладожья, мы снова собираемся в дорогу. На этот раз маршрут проложен не по прямой: хотим проверить внедорожные таланты кроссоверов.

Кто бывал в Карелии, знает: дороги здесь поражают своим разнообразием. В самом городе Сортавала они внушают ужас – ямы, трещины и вспученный асфальт заставляют усомниться в целесообразности любых знаков ограничения скорости. Ни один здравомыслящий водитель ни за что не разгонится здесь больше 50 км/ч. Впрочем, выехав из города и взяв направление на восток, мы неожиданно оказались на великолепной трассе, ничуть не хуже хваленых немецких автобанов. Чудеса, да и только!

Впечатление усиливают густые непроходимые заросли справа и слева – словно катишься по длиннющему коридору, ровненько пропиленному в лесном массиве. Да и соседей по потоку минимум: попутных машин нет вообще, а встречные попадаются крайне редко. Вот только наслаждаться такой идиллией пришлось недолго. Перед городком Питкяранта сворачиваем в сторону Петрозаводска и попадаем на широкую укатанную грунтовку. Для наших машин это не проблема, разве что столбы пыли порой существенно ограничивают видимость. Приноровившись, держим хороший темп. Да и навигатор оптимистично утверждает, что к Медвежьегорску выедем задолго до наступления темноты. Увы, наших намерений испытать автомобили на проходимость он пока не учитывает... А мы между тем решаем ехать не по прямой в сторону Пряжи, а уйти на ухабистую лесную дорожку – крюк сделаем небольшой, около 40 км, зато кроссоверы смогут показать себя во всей красе. Тем более что бывавший в этих местах коллега знает удивительное по красоте место – деревянный мостик через речку Сяпся. Едем!

Через тернии

Уже через пару километров становится понятно: с надеждой приехать пораньше можно распрощаться. Огромные ухабы, промоины, глубокие лужи заставляют снижать скорость до минимума. Впрочем, это касается не всех. Во главу колонны мы выпустили Niva, и ее экипаж оказался в завидном положении. Еще на относительно ровном “грейдере” машина порадовала отличной приспособленностью к тяжелым условиям. А уж на разбитой лесной дорожке она и вовсе оказалась в своей стихии – пока более крупные, тяжелые и нарядные собратья по бренду крадучись преодолевают препятствия, она успевает съездить вперед на разведку и вернуться. Конечно, свою лепту в столь уверенное поведение автомобиля вносят и шины Michelin Latitude Cross, которые прекрасно показали себя как на асфальте, так и в условиях умеренного бездорожья. Но это лишь подчеркивает достоинства отлично приспособленной для езды по нашему Северу Niva.

На очередной остановке делимся впечатлениями. В первую очередь говорим именно о “младшей сестренке”. Ловлю себя на том, что уже забыл о своих жалобах на ее эргономические проколы, на скромную тягу двигателя, на гудящую трансмиссию. Ну а водители Captiva и Tahoe тихо мне завидуют и ехидно предлагают поменяться местами – мол, ты же должен опробовать все машины.

И верно, в нашем семействе Chevrolet произошла явная смена лидера. Если Niva попала в среду, для которой ее задумывали, то старшим “родственникам” на тропинках Русского Севера приходится сложнее. Например, Captiva начала подавать первые тревожные признаки еще на грунтовке – ее жестковатая подвеска чересчур усердно пересчитывает мелкие неровности. Впрочем, могло быть и хуже. Ведь ее энергоемкость позволяет без опаски пускать под колеса даже солидные ямы, а от тряски мы нашли оригинальное “лекарство”: достаточно просто... увеличить скорость. Управляемость при этом остается на высоком уровне, а движение становится более ровным и плавным. Жаль, что съезд на совсем серьезное бездорожье слегка испортил неплохое впечатление от машины. Вскрылись ее главные беды – не самые подходящие геометрические параметры и отсутствие каких бы то ни было блокировок и понижающей передачи. Справедливости ради отметим: полного привода хватило, чтобы без проблем преодолеть тяжелый участок. А вот дорожный просвет для таких заездов явно маловат – кое-где Captiva ощутимо потерлась о землю днищем. Да и ради того чтобы уберечь передний бампер с низко подвешенной “юбкой”, не раз приходилось выходить из-за руля и заранее просчитывать безопасную траекторию.

Непрост оказался “кроссовый” участок и для Tahoe. Несмотря на солидные ходы подвески и ее энергоемкость, даже по укатанному грунту ехать на этом автомобиле некомфортно – из-за огромных неподрессоренных масс он усердно вытрясает душу из своих седоков (особенно тех, кто расположился на заднем диване). Да и управляемость оставляет желать лучшего: невесомый руль в сочетании с внушительными кренами заставляет быть на проселке предельно внимательным, а повороты проходить “шепотом”. Зато на лесной тропе гигант частично реабилитировался. Пониженная передача ему не понадобилась ни разу, да и внушительный клиренс позволил спокойно преодолевать даже глубокие ямы. Правда, следует вспомнить одну деталь: единственным элементом, потерянным в результате небольшого происшествия (когда из-за невнимательности водителя Tahoе соскочил с дороги), оказалась “юбка” переднего бампера. И здесь, в карельских дебрях, именно эта пара лишних сантиметров под “мордой” позволила машине беспрепятственно преодолевать местные неровности.

Назад к цивилизации

Раньше дикими называли места, где не ступала нога человека. Теперь – где не ловятся сети сотовой связи. По этим критериям грунтовые лесные дорожки Карелии можно по праву назвать дикими. Хорошо, что у нас в колонне три машины – в случае чего можно будет послать “гонца” за помощью. А вот ехать здесь в одиночку было бы страшновато, ведь воспользоваться “звонком другу” не получится. Поэтому, выбравшись снова на асфальт, мы облегченно вздохнули и прибавили скорость, чтобы хоть частично наверстать время. Заехав в Петрозаводск (перекусить и пополнить запас провианта в гипермаркете), сворачиваем на север на трассу “Кола”. Шоссе тут прекрасное – широкое да гладкое. О развитой цивилизации в этих местах говорит и тот факт, что на дороге даже осуществляется контроль скорости – изредка встречаются работающие экипажи ДПС, пару раз заметили и автоматические камеры.

К конечной цели марш-броска – Медвежьегорску подъехали уже в темноте. Мало того, расположенный в низине городок оказался затянут густым туманом. В тот момент мы чувствовали себя словно внутри шарика для пинг-понга: фары освещают лишь несколько метров перед капотом, а габаритные огни едущей впереди машины еле пробиваются сквозь густую пелену.

Добравшись до гостиницы, вздохнули с облегчением – день оказался полным событий и впечатлений. Надо бы перевести дух, расслабиться. Тем более есть чем. Ведь водка “Русский Север” как никогда уместна именно здесь, потому что она так же чиста, как местные озера. “Традиционная” или “Таежная” придется по душе мужчинам с изысканным вкусом, а если с вами путешествуют представительницы прекрасной половины человечества, они смогут отведать 20-градусной сладкой клюквенной настойки. Главное – ограничиться разумным количеством напитка, лишь для того, чтобы снять напряжение трудного дня.

Город контрастов

Удивительно, как небольшой город может запомниться таким количеством вещей совершенно непривычных. Например, совсем рядом с центральной площадью Медвежьегорска мы обнаружили высоченный забор с колючей проволокой. Что это? Местные жители просветили: “зона”. Точнее, тюремная лечебница, рассчитанная на 500 пациентов. На официальном языке это называется Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение “Республиканская больница № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Карелия”. Построили ее еще в 1946 г., когда никто и не задумывался о том, что подобное заведение не очень хорошо размещать почти в самом центре города. Впрочем, нашлось здесь еще одно занятное архитектурное сооружение: все на той же площади мрачной серой глыбой возвышается монументальное строение. Сейчас одно крыло оккупировал местный рынок, но большую его часть занимает главное управление Федерального Государственного учреждения “Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства”. Некоторые утверждают, что построили этого монстра в 30-х годах в качестве гостиницы для самого Сталина – на случай, если он решит приехать с инспекцией на строительство Беломорско-Балтийского канала. Попытка проверить эту версию по справочникам провалилась – об истории строения литература умалчивает. Так что вполне возможно, что народная молва не так уж далека от истины, хотя есть и другая версия: очень уж здание похоже на очередной “объект” НКВД.

Однако интересна не только местная архитектура, но и автомобильная инфраструктура. Так, в Медвежьегорске действует только три заправки, из которых лишь одну можно назвать современной. А теперь угадайте, сколько здесь автомоек? Одна, да еще и с единственным постом! И попасть на нее непросто: желающих помыть машину хватает, а вот пропускная способность невысока – каждые 30 минут по автомобилю. Так что приходится приезжать заранее и записываться на конкретное время, словно на прием к участковому врачу в поликлинике. Запомнилась и еще одна интересная деталь. Видимо, в Карелии вообще, а в Медвежьегорске в особенности идет активная борьба с курением – найти здесь торговую точку, в которой есть сигареты, непросто. После долгих поисков нам это наконец удалось. Но когда увидели ассортимент, удивлению не было предела – здесь рядом с привычными Winston и Marlboro спокойненько лежат... TU-134, “Родопи”, “Интер” и другие “приветы” из советского прошлого. Впрочем, все эти эмоции скоротечны.

И снится нам…

Да и нам рассиживаться некогда – график экспедиции подходит к концу. А ведь хочется еще и полюбоваться местными красотами. После визита в поселок Повенец, где берет начало знаменитый Беломорско-Балтийский канал (кстати, охраняется на совесть, нас с фотоаппаратами от шлюзов погнали сразу же), отправляемся к небольшому водопаду у поселка Падун. Проехав через деревню, стали искать подходящее место для привала. Но, выбрав отдаленную площадку, внезапно понимаем, что проехать туда могут только две машины. Бревенчатый мостик через ручей Niva преодолела без труда, Captiva проехала что называется на пределе, ну а Tahoe из-за своей широченной колеи так и не смог форсировать преграду. Это к вопросу о том, какие автомобили лучше – большие или маленькие. Очевидно, что при выборе машины всегда нужно понимать, где она будет эксплуатироваться.

Хотя ближе к концу путешествия выдала неприятный сюрприз и Niva. Не успели мы порадоваться тому, что за время пробега она ни разу нас не подводила, как по дороге к знаменитому водопаду в городке Гирвас на ее приборном щитке загорелась лампа “Check Engine”. На поведении машины это никак не сказалось, но все же мы решили провести простой эксперимент: заглушили и снова завели двигатель. Лампа погасла, но и после этого до самой Москвы она периодически вспыхивала.

Увы, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Подошла к концу и наша программа, наступил последний вечер перед отъездом из Карелии. Сидя в сумерках на берегу Онеги, мы уже не обсуждаем машины, не делимся впечатлениями. Просто слушаем слабый шум ветра, поскрипывание исполинских сосен да мирный плеск воды. Любуемся гладью озера на закате и наслаждаемся покоем. Впереди длинная дорога домой, и мы чувствуем: еще долго нам будут вспоминаться те бесподобные красоты и уют, что дарит людям Русский Север.

Дорогая моя дорога

Статистика – интересная вещь. В нашем случае цифры особенно любопытны, поскольку три машины заправляются на разных колонках: Niva потребляет 95-й, Captiva работает на дизеле, а бак Tahoe по инструкции положено заливать 92-м бензином. За время экспедиции мы проехали чуть больше 3000 км и посчитали фактический средний расход топлива. Самой экономичной оказалась Niva: на каждые 100 км она сжигала 10,4 л бензина. Дизельная Captiva отстала ненамного – ее средний расход составил 11,5 л/100 км. Ну а самым прожорливым оказался Tahoe с результатом 16,2 л на “сотню”. Эти цифры показательны сами по себе. Но можно посчитать и по-другому. Например, суммировав расходы на заправки, получаем: чтобы съездить из Москвы в Карелию с заездом в Сортавалу и Медвежьегорск на Niva, нужно будет потратить примерно 11 500 рублей. Тот же вояж на Captiva обойдется в 12 500 рублей. А владельцам Tahoe придется оставить на АЗС не меньше 15 500 рублей. При этом самый дешевый купейный билет на поезд до Медвежьегорка в один конец стоит 2600 рублей. Так что простой подсчет подсказывает: если вы планируете отправиться в путешествие по Карелии компанией, не обращайте внимания на расход топлива вашего авто: ехать на машине будет не только удобнее, но и дешевле.

Вас заинтересует:

Вам понравился этот тест-драйв?



Модели в этом тест-драйве

Chevrolet Niva

2002 - сегодня

444 000 руб.

Поколений
2 смотреть
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал
Тест-драйвов
4 смотреть
Отзывов
43 смотреть
Технические характеристики

Chevrolet Tahoe

2007 - сегодня

2 999 000 руб.

Поколений
3 смотреть
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал 5-дв.
Тест-драйвов
10 смотреть
Отзывов
2 смотреть
Технические характеристики

Chevrolet Captiva

2006 - сегодня

Поколений
3 смотреть
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал 5-дв.
Тест-драйвов
10 смотреть
Отзывов
4 смотреть
Технические характеристики

Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

2 0 8 6