Высказался в рамках следующего круглого стола:

Перспективы развития локального производства в России

Успешное ведение бизнеса на российском рынке в условиях кризиса во многом зависит от способности автопроизводителей быстро реагировать на новые вызовы и оптимизировать затраты. С одной стороны, локальное производство способствует решению этих задач, с другой, его развитие требует инвестиций.

Алексей Калицев
27 июня 2016

Алексей Калицев

исполнительный директор Hyundai Motor СНГ

«Мы планируем, используя неразбериху на рынке, упрочить свои позиции»

В начале мая в СМИ в очередной раз появился целый ряд публикаций о перспективах локального производства автомобилей в России. Новостным поводом стал прогноз аналитиков The Boston Consulting Group о том, что до шести заводов иностранных автопроизводителей в России могут прекратить деятельность из-за кризиса. В зоне риска компании, для которых российский рынок не является стратегическим приоритетом. О перспективах развития локального производства и его роли на российском рынке порталу MotorPage.ru рассказал исполнительный директор Hyundai Motor СНГ, Алексей Калицев.

- Можно ли оценивать перспективы существующих в России автопроизводств по критерию доли российского рынка в глобальных продажах бренда?

- Такая оценка поверхностна, потому что потенциальная ёмкость российского рынка огромная. И 2008, и 2012 гг. показали это. Мы достигали практически трёх миллионов автомобилей в год и становились едва ли не вторым рынком Европы, что, безусловно, очень показательно.
Если говорить про нашу компанию, мы уверены, что – так или иначе, в течение какого-то времени рынок восстановится до тех же объёмов или даже превысит их. Это означает огромный потенциал. Другое дело, как каждый из производителей справляется с тяжёлыми ситуациями? Это вопрос приоритетов, вопрос стратегии. Если говорить про Hyundai, то мы считали и продолжаем  считать, что Россия для нас – приоритетный рынок. Он входит в пятёрку приоритетных рынков мира для Hyundai. Поэтому мы планируем, наоборот, используя нынешний спад, упрочить свои позиции и стать ещё более сильной компанией.

- Какие задачи позволяет Hyundai решать локальное производство?

- Локальное производство в нынешних условиях является бизнес-необходимостью, потому что доля импорта стремительно сокращается. Мы считаем, что будущее рынка (в подавляющем проценте) за локальным производством

- Имеет ли смысл в России развивать производство максимально широкой модельной линейки или достаточно производить одну-две наиболее востребованные модели?

- Наша задача – производить максимальное количество моделей в России. Не всегда это возможно по разным соображениям – по экономическим, технологическим, прочим. Тем не менее, мы считаем: так, как мы развиваемся во всех ключевых сегментах, мы, в первую очередь, должны иметь локальный продукт. Это самое важное. Это залог будущего успеха. Мы считаем, что расширение модельного ряда для производителей в России очень важно.

- Но при этом приходится сталкиваться с технологическими ограничениями мощностей завода.

- Они есть, конечно. Но в нынешних условиях – если говорить про завод и про запуск производства кроссовера Creta, то на данном этапе нам не нужны дополнительные мощности. Мы прекрасно справимся в рамках текущих мощностей. Во всяком случае, на этот год, а возможно, и на следующий наших возможностей по объемам вполне хватит.

- Правительство требует от автопроизводителей повышать уровень локализации моделей на российском рынке, а это накладывает очень большие обязательства – в том числе, по развитию моторного производства. Экономически для автопроизводителей это сейчас целесообразно?

- Это, конечно, вопрос объёма. Инвестиции в развитие локализации на падающем рынке иногда выглядят, может быть, не столь разумными. Но хочется напомнить, что мы вложились в завод в Санкт-Петербурге и начали инвестировать в разгар кризиса 2008-2009 гг. Собственно говоря, мы в награду получили прекрасные продажи 2011, 2012, 2013 годов. Тогда мы продавали рекордное количество Solaris. Поэтому мы считаем, что развитие локализации просто необходимо. Есть требования государства,есть наши собственные задачи по развитию местных производств, в целом они совпадают, поэтому мы и движемся в этом направлении. 

- Удовлетворены ли вы качеством производства в России с точки зрения конечного продукта? Есть ли разница между моделями, произведенными здесь и, скажем, на домашнем рынке?

- Раньше были стереотипы о недостаточном качестве российской сборки. На мой взгляд, они преодолены. Наш российский потребитель, ещё 5 лет назад очень сомневающийся в качестве машин, произведённых в России, сейчас абсолютно никак не подвергает его сомнению. Это очень хорошо! Если говорить про взгляд автопроизводителя, то нет никакой разницы, где машина произведена. По нашей системе контроля качества Hyundaiоно везде одинаковое. Более того, если говорить про наш завод в Питере, скажу – он в прошлом году получил звание «лучшего завода по качеству» среди всех заводов Hyundaiв мире. Это дорогого стоит! Квалификация людей, технологический процесс – все на высочайшем уровне.

- Подготовкой кадров вы занимаетесь?

- Есть обмен, школы, тренинги. Приезжают иностранные специалисты, наши отправляются на стажировку. Идёт очень серьёзное обучение, постоянное повышение квалификации. Мы очень бережно относимся к кадрам. Именно поэтому мы не сокращали людей, и сильно не сокращали производство в кризисных условиях – оптимизировали что-то, но удерживали людей, потому что это залог качества. Это очень важно. Когда рынок развернётся и пойдёт вверх, вернуть людей, набрать новый квалифицированный персонал будет очень сложно. 

- На недавней презентации новой Elantra было сказано, что 38% кузова автомобиля сделано из новой высокопрочной стали собственной разработки Hyundai. То есть это импортная сталь. Применяется ли она при производстве того же Solaris? И как это совмещается с требованиями по повышению уровня локализации?

- Мы используем как сталь собственного производства, так и отечественную сталь. Основной поставщик – это «Северсталь». Сейчас мы активно взаимодействуем с этим поставщиком и постепенно расширяем номенклатуру поставляемой продукции (как собственно металла, так и различных готовых элементов).

- Можно ли надеяться, что та же «Северсталь» будет производить именно ту марку стали, которую вы разработали?

- Мы очень плотно сотрудничаем. Сейчас технологический уровень этой металлургической компании вполне соответствует нашим ожиданиям. 

- Позволяет ли локальное производство вести исследовательскую деятельность на российском рынке и лучше адаптировать автомобили к российскому рынку?

- Конечно! Я больше скажу: все наши машины очень существенно отличаются от того, что производится в Корее, Европе, Китае, Индии или в Америке. Потому что они адаптированы к нашим условиям, нашими инженерами, специалистами, которые занимаются российским рынком совместно с нашими инженерами, работающими на заводе. Т.е. это очень серьёзная подготовительная работа, ведущаяся при запуске любой новой модели в России. Поэтому мы считаем, что наличие собственных производственных площадок позволяет сделать наши автомобили ещё более адаптированными к существующими здесь условиям, чем импортные.
Существует целый отдел качества, в который входят в том числе испытатели. Есть люди, которые исследуют прочность узлов и агрегатов. Конечно, работа ведётся совместно с нашей штаб-квартирой, с новым центральным исследовательским центром. Но каждая машина проходит тщательную адаптацию к российским условиям как там, так и здесь. Это касается двигателя, подвески, многих систем.

- На какие объёмы продажи только что вышедшей на рынок Elantra вы рассчитываете?

- Мы хотим войти в тройку лидеров этого сегмента рынка. Если говорить про нашу статистику прошлых лет, то от 20-21 места в 2013 году, уже за 5 месяцев этого года мы перенеслись на четвёртую строчку рейтинга сегмента «С». Это очень существенный прирост по сравнению с Elantra предыдущих поколений. С новой Elantra, я думаю, мы войдём в тройку лидеров.
Если говорить о возможностях производства, то по году мы хотим выйти, может быть, на 5-6 тыс. автомобилей в год. При этом есть возможности роста – до 10 тыс.

- Считаете ли вы, что в нынешних условиях  правительству стоило бы пересмотреть требования к повышению уровня локализации, сделать некоторые послабления для автопроизводителей?

- Мы просим об этом,  находимся с правительством в постоянном диалоге. Я думаю, правительство тоже понимает все сложности автопрома, и поэтому уверен, что мы сможем прийти к каким-то разумным решениям – как с той, так и с другой стороны. Сейчас наш питерский завод обеспечивает уровень локализации порядка 47%. В принципе, это очень неплохой показатель. Но главное – не останавливаться и двигаться в этом направлении, повышать уровни локализации теми темпами, которые устроят все стороны. Это самое важное.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

4 0 6 9