Высказался в рамках следующего круглого стола:

ДВС и экология - технологический тупик?

"Дизельгейт" 2015 года - это не только угроза бизнесу конкретного концерна, но и глобальный вызов всем автопроизводителям, которые обязаны соблюдать все более жесткие экологические требования на наиболее значимых авторынках мира. В значительной степени вопрос, могут ли современные ДВС в долгосрочной перспективе отвечать требованиям экологов, ключевой для определения будущего вектора технологического развития автомобильной промышленности.

Евгения Тетерина
23 декабря 2015

Евгения Тетерина

ведущий специалист по корпоративным коммуникациям KIA Motors Rus

«Не существует универсального решения, которое станет панацеей»

Соответствие двигателей современным экологическим требованиям  становится для автопроизводителей все более сложной технически и не всегда экономически оправданной задачей. О том каков экологический предел развития технологий бензиновых и дизельных ДВС порталу MotorPage.ru рассказала ведущий специалист по корпоративным коммуникациям KIA Motors Rus, Евгения Тетерина.

- Предел еще не достигнут. Об этом можно говорить хотя бы на основании того, что в 2020 году в Европе вступят в действие новые требования по среднему показателю уровня выброса СО2 в модельной линейке KIA. Это изменение будет значительным – с текущих 130 до 95 г/км. К этим регуляторным изменениям готовятся все автомобильные компании. KIA Motors не комментирует «экономическую оправданность» или «не оправданность», мы всегда работаем в рамках законодательства тех рынков, где ведем бизнес. В настоящий момент мы ведем планомерную работу, чтобы к установленному сроку отвечать всем требованиям европейских регуляторов по среднему показателю уровня выброса СО2, это касается как модернизации бензиновых и дизельных двигателей, так и разработок в области альтернативных источников энергии.

В настоящий момент существует немало направлений при конструировании и производстве автомобилей, которые являются не менее ёмкими в плане технологий и сложности ставящихся задач.

Техническим пределом является «физика» - рабочий ресурс двигателя, который при увеличении нагрузки на двигатель неизбежно снижается. Но ведь и технологии не стоят на месте, появляются и применяются те материалы и решения, которые еще вчера казались фантастическими. По мере развития этих технологий, предел отодвигается. Оптимизация температурных режимов, которая стала сейчас неотъемлемой частью создания современного, экологичного двигателя, еще несколько лет назад учитывалась в меньшей степени. Сыграли свою роль современные покрытия деталей двигателя, модернизированный турбонаддув – все эти технологии KIA активно использует. Всё это позволяет добиваться лучших показателей топливной экономичности, не жертвуя мощностью и рабочим ресурсом двигателя. К тому же, у двигателей внутреннего сгорания – как бензиновых, так и дизельных – ещё остаётся огромный потенциал и перспективы работы в составе гибридных силовых агрегатов.

- Появление гибридов, электромобилей и водородных технологий – это следствие повышения экологических требований? Можно ли утверждать, что именно экология стала сегодня главным стимулом технического прогресса?

- Для KIA бережное отношение к окружающей среде – одна из основ глобальной стратегии бренда, с учетом этого фактора мы действуем на любом нашем производстве и на любом рынке, где представлены. Но не стоит принижать и значение других стимулов. Во-первых, идёт естественное развитие технологий. За счет более массового производства происходит удешевление и улучшение характеристик комплектующих, необходимых для создания электромобилей, гибридных автомобилей, гибридов с возможностью зарядки от электросети и автомобилей с двигателем на топливных элементах. Это новые реалии рынка и запрос современных клиентов в некоторых странах мира. KIA Motors большое внимание уделяет собственным разработкам и параллельно развивает несколько направлений эко-технологий, а не покупает технологии или заказывает разработки на стороне. Это позволяет компании KIA Motors отвечать всем законодательным изменениям и не остаться в стороне от общих для индустрии тенденций.
Есть и другие направления, которые являются стимулами технического прогресса. Речь идет, например, о разработке высокотехнологичных систем помощи водителю и беспилотных автомобилей. В этой области у KIA составлена «дорожная карта» до 2030 года – именно к этому сроку мы планируем выпустить на рынок автономный автомобиль KIA. Полный набор высокотехнологичных систем помощи водителю будет сформирован KIA Motors к 2020 году. Далее последует этап разработки и отладки технологий взаимодействия автомобилей между собой и с объектами инфраструктуры.
Не стоит забывать и о возрастающих потребностях клиентов с точки зрения мультимедиа, возможностей взаимодействия систем автомобиля с мобильными устройствами. Сейчас KIA является одним из пионеров внедрения в автомобили возможности работы с мобильными платформами через сервисы Apple Car Play и Android Auto. Эта технология станет доступна на ряде моделей KIA в России уже в середине 2016 года. А за этим следует развитие сервисов и приложений. Это тоже серьёзное и ёмкое направление технического прогресса. Кстати, систему удаленного контроля автомобиля и управления рядом его функций (Remoto) компания KIA Motors внедрила  одной из первых в массовом сегменте в России. А начиная с обновленного Cee’d, продажи которого в России стартовали 1 октября текущего года, KIA внедрила навигационную систему нового поколения с обновлением информации о пробках, предупреждениях об ограничении скорости и в целом о дорожной ситуации в режиме реального времени.
Поле для технического прогресса огромно и в плане улучшения конструкции автомобиля. Еще недавно было сложно представить такой объем использования высокопрочных и сверхвысокопрочных сортов стали, а сейчас на их долю приходится половина, а иногда и больше элементов кузова. На фоне этого резкий скачок произошел и в технологиях сборки: клеи, новые методы формования деталей. Всё это ведет к снижению веса автомобилей, обеспечивает лучшую динамику и позитивно сказывается на безопасности автомобилей. 

- За счет каких решений в последние годы обеспечивалось повышение экологических показателей двигателей KIA, какие технологии были внедрены, какие оказались наиболее эффективны?

- Здесь имеет смысл разделить ответ на две части. Первая – это модернизация бензиновых и дизельных двигателей и улучшение их экологических показателей. Данная работа ведется постоянно и планомерно. Наиболее эффективными технологиями для KIA здесь стали использование турбонаддува, внедрение двигателей с непосредственным впрыском топлива, «даунсайзинг», использование новых специальных покрытий деталей двигателей, максимальная оптимизация терморежимов.
Вторая часть – работа с новыми видами топлива, альтернативными источниками энергии. Здесь, в первую очередь, речь идет о создании гибридных моделей. Текущее поколение KIA Optima уже предлагается в США и в ряде других стран в гибридной модификации. Новое поколение этой модели, которое появится в 2016 году, будет иметь не только гибридную версию, но и гибридную версию с возможностью зарядки от электросети. Продажи Optima Hybrid стартуют в середине 2016 года на рынках США и Кореи, расход топлива второго поколения гибрида будет на 10% ниже предшественника. Во второй половине 2016 года в Западной Европе и США начнутся продажи Optima Plug-in Hybrid.
Помимо этого, в конце 2016 года KIA выпустит новый компактный гибридный кроссовер Niro, который будет доступен на некоторых мировых рынках, включая Северную Америку, Европу, Азию. Разработанная для KIA Niro принципиально новая платформа будет в дальнейшем использована для создания других экологичных моделей бренда, включая модификацию Niro с возможностью зарядки от электросети.
На ряде рынков успешно продается  электромобиль KIA Soul EV. Мы уже демонстрировали эту инновационную модель российской публике на Московском автосалоне-2014 и готовы вывести ее на российский рынок, когда рынок будет готов к такому шагу в плане появления инфраструктуры, роста спроса, наличия государственной поддержки.
В 2020 мы планируем начать производство первого серийного автомобиля KIA с двигателем на водородных топливных элементах, который будет способен проехать на одной зарядке около 800 км. У нас уже есть подобный опыт. Исследования KIA в области топливных элементов начались в 1998 году, и на их базе был создан выпущенный ограниченным тиражом KIA Mohave FCEV, способный на одной заправке преодолеть до 690 км.
Мы считаем, что не существует единого универсального решения, которое станет «панацеей» для решения вопросов будущего мобильности. Плюсы и ограничения есть у каждого типа традиционных и альтернативных источников энергии. Мы убеждены, что в течение достаточно долгого времени разные типы экологичных транспортных средств будут сосуществовать: автомобили с современными ДВС (как бензиновыми, так и дизельными), гибриды, электромобили, автомобили, использующие энергию водородных топливных элементов. Мы ведем  работу во всех этих направлениях.

- Как вы оцениваете экологические перспективы дизельных двигателей в мире в целом и в России в частности?

- В России долгое время присутствовала проблема с качеством дизельного топлива, но сейчас она всё больше уходит в историю.
KIA предлагает целый ряд экономичных, эффективных дизельных двигателей. В России представлены дизельные модификации SUV-линейки KIA: Sportage, Sorento, Sorento Prime, Mohave. Мы постоянно работаем над их совершенствованием: модернизируем системы наддува, увеличиваем давление впрыска, внедряем современные покрытия деталей.
И, конечно, не стоит забывать и такое направление развития дизельных двигателей, как их использование в составе полугибридных (mild hybrid) схем.

- Россия отстает по экологическим требованиям от Европы и США, но целесообразно ли производить для российского рынка модель ниже экологическим классом, чем она производится для других рынков?

- Россия для нас относится к ключевым рынкам, занимая четвертое место по объемам продаж автомобилей KIA в мире. Реализуемые в России автомобили создаются специально для России и производятся в России, за исключением модели Picanto. Если необходимы настройки для российских условий, мы их делаем. Абсолютное большинство наших бензиновых моделей рассчитано на работу на бензине с октановым числом 92 или 95, что позволяет нашим клиентам нести несколько меньшие эксплуатационные расходы.
Различие спроса обусловлено не только обратной связью со стороны клиентов, но, прежде всего, законодательством и сертификационными требованиями каждой страны присутствия. Для нас как глобальной компании, работающей в 180 странах мира, адаптация под условия эксплуатации в каждой конкретной стране, является обычным и понятным явлением. 

- Какова корреляция между экологическим классом автомобиля и экологическим классом топлива? Каков будет результат эксплуатации высокоэкологичного автомобиля на низкоэкологичном топливе и наоборот?

- Современный двигатель – это сложная система, имеющая набор чувствительных датчиков, фильтров, работающая очень сбалансированно и эффективно. Именно поэтому использование некачественного топлива будет негативно сказываться на работе этого сложного агрегата и в конечном итоге скажется на потребительских свойствах автомобиля.
Однако в России с января 2014 года действует стандарт топлива «Евро-5». Автомобили KIA можно встретить на дорогах в самых разных городах, климатических зонах и условиях РФ. И свою готовность работать на российском топливе они доказали на практике. Надежная и безотказная работа наших автомобилей стала поводом внедрения уникальной для российского рынка 5-летней гарантии KIA. К счастью, на сегодняшний момент вопрос о низкоэкологичном топливе в России уходит в разряд теоретических.

- Часто можно столкнуться с мнением, что модель адаптированная под, скажем, Евро-5, проигрывает в динамике аналогичной по объему двигателя и количеству лошадиных сил, но более ранней модели, соответствующей классу Евро-3. Это исключительно субъективное восприятие, или под этим есть реальные основания?

Мощность двигателя по-прежнему определяет его динамику. Однако в настоящее время всё важнее становятся еще две характеристики: «отзывчивость» двигателя и ширина полки крутящего момента. В этом плане очень многое решается электроникой. В целях улучшения экологических показателей программное обеспечение современных автомобилей может «оптимизировать» алгоритм, притупить реакции. Требования безопасности на определенных рынках также требуют несколько замедленных реакций.
Однако в настоящий момент мы как производитель современных и качественных автомобилей стремимся добиться идеального сочетания работы силового агрегата в комплексе – двигателя плюс трансмиссии. Они дополняют друг друга. Например, новый двигатель 1,6 GDI с непосредственным впрыском топлива и новая 6-ступенчатая трансмиссия с двумя сцеплениями DCT на обновленном KIA cee’d позволили добиться улучшения разгона этой модели на 3-5%. Расход топлива при этом на 5-7% ниже, чем у модели до обновления. 

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9