Высказался в рамках следующего круглого стола:

Размышления директора

Российский рынок переживает не лучшие времена. Кто-то уже вышел с него, не выдержав экономического прессинга. Но большинство автопроизводителей остались, приспособились к нынешним условиям и выработали свою тактику поведения. В чем же она заключается? Об это мы спросили у руководителей российских представительств ведущих автомобильных компаний

Александр Мойнов
14 ноября 2016

Александр Мойнов

управляющий директор KIA Motors Rus

«Несмотря на все сложности, мы не вывели с российского рынка ни одну модель KIA»

Спрашиваете, каких изменений мы ждем на российском рынке? Естественно, мы ждем начала его роста, но когда это произойдет, сказать пока сложно. Я думаю, что уже второй год мы находимся на своеобразном «плато» и рынок не будет дальше соскальзывать вниз, а с 2018 года начнут появляться первые признаки восстановления рынка. В прошлом году в России было продано около 1 600 000 новых автомобилей, вроде бы больше, чем прогнозируется в этом. Но не стоит забывать, что многие из автомобилей, проданных в России в 2015 году, ушли в страны ближнего, а то и дальнего зарубежья. На тот момент из-за резких скачков курса рубля это было чрезвычайно выгодно. Если же посмотреть данные о регистрации в ГИБДД, то окажется, что в нашей стране осталось примерно 1 400 000 автомобилей. Это, заметьте, как раз та цифра, которую наш рынок скорее всего покажет по итогам этого года. Поэтому я и говорю о том, что падение остановилось, и мы находимся на «плато». Судя по количеству зарегистрированных в ГИБДД автомобилей, за первые девять месяцев этого года на учет было поставлено на пару тысяч автомобилей KIA больше, чем в прошлом. Этот факт уже не может не вызывать сдержанный оптимизм.

Тем не менее, я бы не стал делать громких заявлений о том, что кризис закончился. Экономическая ситуация в стране все еще далека от идеальной. Доходы населения падают, что, безусловно, отражается и на покупательской способности. Даже те, у кого доходы упали незначительно, сейчас пребывают в состоянии неопределенности. Все опасаются, что ситуация может измениться к худшему, и не спешат с покупкой автомобиля. Это формирует отложенный спрос. Но так не может продолжаться вечно, когда-то люди все равно вынуждены будут поменять свои старые автомобили или просто купить новые. Это еще один фактор для оптимистичного настроя. Статистика «Автостата» показывает, что в течение пяти лет 50% новых автомобилей переходят в другие руки. Выходит, что если в какой-то отрезок времени все владельцы пятилетних машин действительно захотят поменять свои автомобили, то это сразу даст нам 700 000 – 800 000 проданных единиц. Получается, что какая-то «синица» у нас в руке уже есть. И не надо забывать, что еще приходят новые покупатели, которые приобретают свой первый автомобиль… Но даже самые оптимистичные прогнозы показывают, что на докризисный уровень российский рынок вернется не раньше 2020-2022 года.

Да, по мировым меркам российский рынок далеко не самый большой, но по европейским мы даже сейчас входим в первую пятерку. Именно поэтому Россия так важна для подавляющего большинства автопроизводителей. Для KIA Motors наша страна – это четвертый по объему продаж рынок в мире. Впереди нас - такие страны, как Китай, США и Южная Корея, опередить их по объемам продаж практически нереально, если сравнивать емкость автомобильных рынков стран в целом. Но в России мы очень сильный игрок с точки зрения доли рынка. Не так много стран в мире, где у KIA она составляет более 10%. Наша штаб-квартира это прекрасно понимает и поэтому уделяет должное внимание российскому рынку. Кстати, Россия – это единственная страна в мире, где по объемам продаж KIA занимает первое место среди иностранных автопроизводителей.

Здесь я хочу пояснить, почему для нас так важна доля на рынке. Это один из критериев, которые наглядно показывают самочувствие компании. Если доля снижается, это значит, что вы падаете быстрее рынка. Если доля рынка растет, то ваша компания замечательно себя чувствует, товар востребован и все ваши действия верны. Поэтому проверять свое местоположение по шкале доли рынка – очень полезное занятие. Но я бы не стал говорить, что наша главная цель – увеличение доли рынка. Это не цель, а скорее результат. Мы стараемся наращивать объем продаж для поддержания дилеров KIA, финансовое положение которых, также, как и наше, непосредственно привязано к количеству реализованных автомобилей. Таким образом, можно сказать, что мы заинтересованы в увеличении не столько доли рынка, сколько объема продаж на непростом рынке.

А для этого сейчас приходится применять широкий набор инструментов. Обратите внимание, несмотря на все сложности, мы не вывели с российского рынка ни одну модель за последние два года. Сегодня мы присутствуем практически во всех сегментах, за исключением, разве что, больших минивэнов. А в ключевых объемообразующих сегментах мы не только присутствуем, но и боремся за лидерство. В первую пятерку мы входим практически везде. В сегментах A и C KIA на втором месте в России, в сегменте C-SUV – на третьем. А в самом популярном в России сегменте В KIA Rio уже три месяца подряд стабильно лидирует, опережая подчас даже российский бренд.

Мы не только не сокращаем наше присутствие на рынке, но еще и постоянно обновляем свой модельный ряд.  В этом году вышло новое поколение KIA Optima. Автомобиль был очень хорошо встречен как прессой, так и покупателями. Если посмотреть на обложки специализированных автомобильных изданий, то на них то и дело встречается наша новая Optima. Вторая новинка – KIA Sportage четвертого поколения. Она тоже не прошла незамеченной. Хотя бы потому, что в сегменте кроссоверов наши позиции традиционно очень сильны. KIA Sportage входит в ТОП-3 по объему продаж в сегменте C-SUV.

Также в этом году мы вывели на российский рынок две спецсерии. Первая – это модели Rio, cee’d и Soul в специальных комплектациях «Евро-2016». Выпуск этой спецсерии был посвящен Чемпионату Европы по футболу, спонсором которого мы выступаем с 2007 года. Надо сказать, что во время проведения этого первенства, объемы продаж таких автомобилей даже превзошли наши ожидания. Вторую специальную серию мы выпустили в сентябре – она называется RED Line. Результаты продаж за октябрь показали, что и она понравилась покупателям. А на конец года мы припасли еще одну новинку – в продаже появится обновленный KIA Cerato.

На следующий год мы планируем представить российским покупателям еще пять или даже шесть новинок. Не буду пока анонсировать, какие именно модели я имею в виду, но самым ответственным событием следующего года мы считаем запуск нового поколения KIA Rio во второй половине 2017 года. В следующем году мы также продолжим выпуск различных специальных серий. Они нравятся покупателям и позволяют поддерживать интерес к нашей марке.

Но это еще не все слагаемые нашей стратегии. Базовым элементом успеха для любой автомобильной компании является продукт, который она выпускает. Будучи одним из лидеров рынка по качеству автомобилей, мы намереваемся добиться и лидерства в технологиях продаж и качестве обслуживания клиентов. Так, лизинг для физических лиц пока еще не пользуется особым спросом, но мы верим в него и активно развиваем это направление бизнеса. В настоящий момент мы реализуем программу «Лизинг KIA Finance» в 4 крупнейших городах России.

Зато популярностью пользуются новые кредитные продукты KIA Finance. На сегодняшний день буквально по пальцам можно пересчитать компании в России, у которых есть кредитные предложения с гарантированной остаточной стоимостью. У нас такая программа есть, называется она «KIA Легко!». Мы запустили этот продукт в середине июня 2016 года и с тех пор уже более 5000 клиентов проявили интерес к данному кредитному продукту. Банк гарантирует клиентам «KIA Легко!», что по окончании срока кредита примет у них автомобиль по остаточной стоимости, которая составит не менее 45%. Это значит, что для покупателя кредитуемая сумма автоматически уменьшается на 45%. Благодаря этому получается очень выгодный ежемесячный платеж и хорошие стартовые условия для покупки нового автомобиля. Тех денег, которые клиент может получить, сдав свой старый автомобиль в trade-in, может хватить на первый взнос за новый. Таким образом, покупатель получает эффективный инструмент, позволяющий каждые три года безболезненно менять автомобиль.

Я уже упомянул о том, что для нас очень важно финансовое состояние наших дилеров. То, что даже сейчас они неплохо себя чувствуют, стало еще одним из факторов успеха KIA в России. Благодаря фирменному дизайну «Красный куб» наши автосалоны легко идентифицируются клиентами. Но мы не даем дилерам почивать на лаврах. Мы требуем от них постоянного повышения качества обслуживания и поддержания дилерских центров в надлежащем состоянии. Кроме этого, и в послепродажном обслуживании, и на рынке автомобилей с пробегом мы стремимся выйти на новый уровень обслуживания. Для клиентов сервиса предлагаются онлайн-услуги, а те, кто ищет автомобиль с пробегом, может выбрать для себя подходящий вариант с проверенной историей обслуживания в рамках программы сертификации автомобилей с пробегом «KIA Уверен».

Все это очень важно в кризис. Не стоит думать, что ради призрачной экономии клиент готов пожертвовать качеством обслуживания. Это не так.  Даже в дорогой продуктовый магазин покупатели заходят с большим интересом и большей уверенностью, чем в ларек. В качественно обустроенном магазине они видят гарантию надежности своей покупки. А автомобиль – это продукт долгого пользования, и при его покупке знакомство покупателя с дилером только начинается. Люди должны доверять официальному дилеру и верить, что в трудную минуту он их не бросит. Ведь автомобиль нужен почти каждый день, причем в исправном состоянии. А на наших дорогах, сами понимаете, случиться с ней может все, что угодно. У клиента должно быть четкое осознание того, что он не останется один на один со своей проблемой. Дилер все исправит! Особенно этот фактор важен в регионах, где доверие к дилеру нередко становится одним из решающих аргументов при выборе и покупке нового автомобиля.

Цена покупки, несомненно, важна, но соразмерив все за и против, люди далеко не всегда выбирают самый доступный вариант. Клиенты ценят качество продукта и персональный подход. К тому же, KIA ведет такую продуманную и сдержанную ценовую политику, что наши предложения являются одними из самых конкурентоспособных на рынке.

KIA – марка молодая, и на сегодняшний день фактическое качество наших автомобилей превосходит воспринимаемое качество. Особенно это касается тех клиентов, кто раньше не имел достаточного опыта общения с нашей продукцией. Другими словами – в сознании покупателей мы все еще недооценены. У тех, кто уже успел поездить на наших автомобилях, со временем происходит переворот в сознании, и они начинают понимать, что компания совершила серьезный скачок с точки зрения качества и надежности. Это уже не та компания, которая была лет 8-10 назад. Сегодня KIA – современная марка, предлагающая автомобили c ярким дизайном, отличными потребительскими свойствами и самыми передовыми технологическими решениями. Поэтому я считаю, что наша важнейшая задача - донести до понимания людей реальный уровень качества наших автомобилей. А все остальное приложится!

Иван Владимиров, главный редактор портала MotorPage.ru
Автор
Иван Владимиров, главный редактор портала MotorPage.ru

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 5