Nissan Juke Nismo стирает грань между кроссоверами и “горячими” хэтчбеками. При этом автомобиль становится чуть ли не штучным продуктом: из 2400 выпущенных экземпляров в Россию поступит лишь 400 машин.
В прошлом году компания Nissan вызвала фурор, водрузив кузов компактного кроссовера Juke на агрегатную базу суперкара GT-R. Модель Juke-R, получившаяся в результате столь необычного “скрещивания”, задумывалась как провокационный эксперимент, демонстрирующий инженерный потенциал Nissan. Однако клиенты в Дубае, где уникальный спорткар дебютировал в ранге концепта, захотели немедленно ездить на таком. Стремясь заполучить “живые” Juke-R в свои гаражи, они сделали сразу несколько заказов прямо в ходе демонстрационного показа машины, ничуть не смутившись ценой 500 000 евро.
Тем самым арабские магнаты, по сути, дали проекту зеленый свет. Инженерам Nissan не оставалось ничего другого, как превратить шоу-кар в серийный “болид”, омологированный для эксплуатации на треке и дорогах общего пользования. Сегодня “дорожный” Juke-R – это экстремальный спорткар с 545-сильным двигателем, трансмиссией и подвеской от модели GT-R, мощным каркасом безопасности, при этом не сильно отличающийся внешне от “гражданского” Juke. “Японец” 2013 модельного года способен ускориться до 100 км/ч всего за 3 с и достичь “максималки” 270 км/ч.
Все сказанное выше – предыстория, необходимая чтобы понять, откуда появился автомобиль, представленный в этом материале. Дело в том, что экстремальный проект проторил дорогу куда более массовой модели, в которой, однако, силен спортивный дух Juke-R. Речь о кроссовере Juke Nismo, который я протестировал во время презентации в Испании. “Японец”, который появится на российском рынке уже в мае, – первая ласточка в стае серийных “заряженных” моделей, которые Nissan начинает продвигать в Европе под суббрендом Nismo. Летом на рынке появится 370Z Nismo, за ним – целая вереница “горячих” модификаций серийных моделей Nissan. Уже поэтому на пионера следует обратить внимание.
Новинка интересна прежде всего тем, что демонстрирует корпоративный “наряд”, в который облачатся все представители европейкой семьи Nismo. Дизайнерская изюминка здесь – это, например, красные зеркала и такая же окантовка нижней части кузова. Не менее эффектны и оригинальные бамперы с интегрированной светодиодной оптикой, увеличивающие, к слову, угол въезда и съезда, внушительный спойлер на крыше и легкосплавные 18-дюймовые колеса (“потолок” для обычных Juke – диски с “резиной” R17). Из-за низко посаженных бамперов возникает ощущение, что инженеры уменьшили на спортмодификации дорожный просвет, однако это обман зрения, клиренс остался таким же, как и у стандартного Juke, – 180 мм. Важнее, что подвеска кроссовера получила более жесткие настройки, из-за более широких колес улучшилось сцепление с дорожным покрытием, а “обвес” Nismo обеспечил прирост прижимной силы на 37%.
Главная компоновочная новация в салоне – почти гоночные кресла-“ковши” передних седоков, в которых удобно, как в люльке: боковые валики не врезаются в тело, но эффективно удерживают его в быстрых поворотах. Остальное, по сути, украшательство или, если хотите, спортивный декор: красная подсветка циферблата тахометра и кнопки запуска двигателя, рулевое колесо, обтянутое кожей и “алькантарой” и имеющее алую отметку “нулевого” положения, карбоновые отделочные вставки и металлизированные накладки на педали – все это знакомые цитаты из мира автоспорта. В ближайшей перспективе планируется оснастить Juke Nismo еще и бортовым компьютером, работающим по алгоритму информационных систем флагманского спорткара GT-R.
На монитор на центральной консоли станут выводиться показатели температуры охлаждающей жидкости, давления масла, точной скорости движения, бокового ускорения, времени прохождения круга. Тестовый вариант такой системы (данные поступали на внешний планшет i-Pad mini) мы опробовали в ходе теста. На мой взгляд, такой штатный бортовой компьютер прекрасно вписывается в идеологию Nismo и пришелся бы “горячей” версии Juke кстати.
Интересно, что инженеры Nissan не прибегли к значительной форсировке бензинового 1,6-литрового турбомотора DIG-T. Мощность была увеличена на 10 л.с. (до 200 л.с.), крутящий момент – на 10 Нм (до 250 Нм). О причинах столь умеренного “тюнинга” ниссановцы говорят совершенно открыто: эти изменения в отдаче двигателя не потребовали значительных затрат и не ухудшили показатели экономичности и экологичности. Тем не менее к усилению моторного потенциала прибегли не для галочки: 200-сильный Juke Nismo едет заметно бодрее 190-сильной машины. Двигатель стал отзывчивее главным образом на средних оборотах, улучшилось время ускорения до “сотни” на 0,2 с как для моноприводной версии с 6-ступенчатой “механикой”, так и для полноприводного Juke Nismo с вариатором. Словом, в плане ускорения машина стала живее и интереснее.
Та же история с поведением машины на асфальте. На скоростной трассе и в связке быстрых поворотов Juke Nismo ведет себя собраннее “стандартного” собрата – демонстрирует заметно меньшую боковую и вертикальную раскачку, почти не кивает при резком торможении. Правда, из-за более жесткого шасси и перенастройки рулевого управления машина больше сотрясается при преодолении дорожных неровностей, однако не настолько, чтобы это причиняло дискомфорт. Хуже, что из-за более острого (примерно 2,6 оборота от упора до упора) и потому отзывчивого руля езда по скоростным “прямикам” получается несколько нервозной. Даже при незначительных углах поворота руля машина живо реагирует на управляющие действия, поэтому на автомагистрали приходится прибегать к микроподруливаниям, чтобы удержать кроссовер на заданном курсе.
Впрочем, можно уменьшить рективное усилие на “баранке”, выбрав режим “нейтральный” или “эко” в бортовой системе управления динамикой (Nissan Dynamic Control System – NDCS). На полноприводных Juke Nismo (комплектуются только вариатором CVT) та же система позволяет изменять настройки управления дроссельной заслонкой, а вариаторная трансмиссия спортмодификации предлагает не шесть (как в обычном Juke), а семь виртуальных передач, что дает водителю большую свободу действий при активации ручного режима коробки.
Зато на горном серпантине Nismo чувствует себя как рыба в воде. И, конечно, полноприводная модификация на виражах даст фору моноприводной. Ведь если переднеприводные Juke (оснащаются 6-ступенчатой МКП) имеют в конструкции задней подвески торсионную балку, то у машин с приводом на обе оси сзади независимая “многорычажка”. К тому же в штатное оснащение полноприводных модификаций входит Torque Vectoring System (TVS), которая, перераспределяя тягу между колесами задней оси, помогает “заправить” кроссовер в поворот. Что касается тормозной динамики, то она, по моей оценке, сопоставима с замедлением, которое демонстрирует стандартный 190-сильный Juke. Машина оттормаживается уверенно, предсказуемо, без ухода с траектории.
Моя позитивная реакция на первый продукт Nismo, адресованный европейцам, была бы даже более явной, если бы мне не дали ознакомиться с тестовыми прототипами еще более драйверских Juke. На гоночном треке “Кастельоли” под Барселоной выдалась возможность поездить на переднеприводной 1,6-литровой машине с отдачей 220 л.с., еще более жесткими настройками подвески, но главное – с уменьшенным на 50 мм дорожным просветом. Такой Juke Nismo без натяжки можно сравнивать с “горячими” хэтчбеками. Кроссовер обладает точным и острым рулем, почти не кренится, упрямо цепляясь за траекторию на виражах, а при возникновении заноса или сноса быстро и уверенно стабилизируется. Мотору на прототипе немного не хватает тяги на “низах”, зато в среднем и высоком диапазоне оборотов такой Juke отличается великолепной приемистостью. Словом, машина “заточена” под спортивную езду.
На мой взгляд, Nissan не следует опасаться, что автомобиль с “верховым” мотором и, по сути, легковым дорожным просветом не будет востребован на российском рынке. Ведь драйверский потенциал такой машины уже безоговорочен, а слова о конкуренции с MINI Countryman Cooper S и Citroen DS3 R3, которых японская компания наметила в соперники, кажутся более весомыми.
Смеем предположить, что более мощные кроссоверы (появись они на рынке) не вытеснят из линейки 200-сильные Juke Nismo, а станут заманчивой альтернативой, если хотите, мечтой поклонников спорткаров Nissan. Увы, и в японской компании этого не скрывают, 220-сильные автомобили будут существенно дороже и прожорливее 200-сильных Juke Nismo. Последние же обойдутся российским покупателям примерно на 200 тыс. рублей дороже обычных Juke.
Де-факто ателье Nismo (Nissan Motorsports International) заявило о себе в 1964 г., когда инженеры компании Prince Motor (двумя годами позже ее приобрела компания Nissan) установили 2-литровый 6-цилиндровый двигатель от большого седана Gloria под капот компактной “четырехдверки” Skyline. Так родился спорткар Prince Skyline 2000GT, разошедшийся тиражом 100 экземпляров. В дальнейшем деятельность Nissan в области автоспорта была разделена на два направления: работа со спортивными командами и выполнение заказов частных клиентов. В 1984 г. эта деятельность вылилась в образование компании Nismo, действующей под крылом Nissan и ставшей олицетворением мотоспортивных достижений материнской фирмы. В 2011 г. президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон принял решение вдохнуть дух Nismo в серийные легковые автомобили. Juke Nismo стал первой гражданской моделью, которая выходит под этим суббрендом. Тираж новинки составит лишь 2400 экземпляров. Продажи Juke Nismo начнутся ранней весной в Европе, а спустя несколько месяцев также в США и Японии.
Технические характеристики Nissan Juke Nismo 1.6 | |
---|---|
Габариты, мм | 4165х1770х1565 |
Колесная база, мм | 2530 |
Колея спереди/сзади, мм | 1525/1525 |
Диаметр разворота, м | 10,7 |
Клиренс, мм | 180 |
Объем багажника, л | 675/1470 |
Снаряженная масса, кг | 1293 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1618 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 200/6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 250/2400–4800 |
Привод | передний |
Трансмиссия | механическая 6-ступенчатая |
Шины | 225/45 R18 |
Макс. скорость, км/ч | 215 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 7,8 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 6,9 |
Объем бака, л | 46 |