Высказался в рамках следующего круглого стола:

Тенденции посткризисного авторынка

"Потенциальными покупателями автомобиля, с точки зрения наличия сбережений, являются лишь 20% граждан"

Петр Янеба
05 сентября 2011

Петр Янеба

глава марки Skoda

«Мы делаем автомобили, которые выходят за рамки своего класса»

Еще несколько лет назад марку Skoda в России называли «Volkswagen для бедных». С тех пор многое изменилось, на рынок вышли новые модели, изменился дизайн и комплектации, был обновлен даже логотип марки.

О современном позиционировании Skoda на рынке и ближайших перспективах развития порталу MotorPage.ru рассказал глава марки Skoda в России Петр Янеба.

- Позиционирование нашей марки надо рассматривать в трех плоскостях. Есть то, что было, есть текущее положение и есть то, к чему мы стремимся в перспективе двух-трех лет.

Если говорить о том, что было, то до конца 2008 года более 50% продаж у нас приходилось на такую заслуженную модель как Octavia Tour. Этот автомобиль Skoda начала производить в 1997 году, обновила в 2002 году, и на рынке он продержался до 2010 года. Эта модель стала отправной точкой для роста продаж марки после присоединения к концерну Volkswagen. C точки зрения стоимости приобретения, владения и общей надежности Octavia Tour полностью оправдала себя. Это настоящая Skoda. Но в целом она, конечно, устарела к концу своего «жизненного цикла». При этом ее надо было продавать за какие-то разумные деньги. В рамках своего класса по рынку иномарок это, пожалуй, было самое бюджетное предложение. Поэтому три года назад я бы согласился, что Skoda действительно воспринималась как «Volkswagen для бедных». Однако это был лишь определенный этап в развитии, который уже закончился.

Сегодня, если смотреть на рынок в целом, Skoda – не бюджетная марка. Мы понимаем свою реальную цену, понимаем, кто наши клиенты. И наш покупатель готов оплатить реальную стоимость наших автомобилей. И даже если сравнивать с модельным рядом Volkswagen наши автомобили чуть дороже: Fabia чуть дороже Polo sedan, Octavia чуть дороже Jetta. При этом Skoda продолжает наращивать долю рынка, к марке растет интерес инвесторов. У Skoda один из самых высоких показателей лояльности покупателей на российском рынке.

Вообще для России это большое достижение. Здесь не многие могут похвастаться высоким уровнем лояльности. Люди пробуют разные автомобили от разных производителей. Но если человек покупает Skoda, с большой вероятностью его следующий автомобиль будет нашей марки.

Я считаю, Skoda развивается в правильном направлении, растет узнаваемость бренда, растет качество, растет престижность. У нас состоялось изменение логотипа – и это тоже определенный этап в развитии.

С 2012 года каждые шесть месяцев на мировой рынок будет выходить новая модель. То есть мы планируем очень динамично развиваться.

В рамках стратегии концерна Volkswagen у Skoda есть свое четко определенное место. И мы решаем те задачи, которые перед нами ставит концерн. Skoda это надежная марка, идущая своим путем, а в рамках концерна нам комфортно работать, поскольку есть понятные связи, есть конкретные возможности развития. И Россия, в этом отношении, один из основных рынков, на который Skoda сделала ставку. Сейчас после Китая и Германии это для нас третий по объему продаж рынок. Может быть, в будущем Россию догонит Индия, но вряд ли кто-то еще.

Во всяком случае, до 2020 года все предсказывают российскому рынку бурный рост. Возможно, придется столкнуться с одним-двумя кризисами, но общего тренда это не изменит. Я думаю, в конечном итоге Россия выйдет на цифру продаж в 4 млн. автомобилей в год, и это будет лидирующий европейский рынок.

- Можно ли сейчас говорить о внутренней конкуренции между моделями Skoda и Volkswagen?

-Правильнее будет брать не только Skoda и Volkswagen. Сюда же надо добавить Audi, а в Европе еще и Seat. У нас совместные технические разработки. Если несколько моделей, построены на одной платформе, они просто не могут принципиально отличаться. Тут как раз и становится очень важно позиционирование конкретного бренда. Где-то мы пересекаемся, но клиент выбирает автомобиль с учетом тех ценностей, которые представляет марка. И каждый бренд в концерне привлекает свою аудиторию.

- Если клиент выбирает, к примеру, между Fabia и Polo. Что должно привлечь его в автомобиле Skoda? Какие ценности вы представляете на рынке?

- Клиент будет смотреть на объем багажника, комфорт, оформление интерьера и общий дизайн. По двигателям и коробкам передач эти автомобили сходны. Но есть и параметры, по которым, скажем, Polo окажется предпочтительнее. Тут каждый клиент решает сам для себя.

Если же говорить в целом, то Skoda это оптимальное сочетание «цена-качество», это большая остаточная стоимость. Для клиента это очень важно, он должен понимать, сколько теряет через три года владения при продаже. К этому добавляется комфорт и дизайн.

Текущее поколение моделей марки Skoda – это действительно красивые автомобили. Не случайно Octavia, которая сейчас производится в Калуге, - это одна из самых популярных моделей на российском рынке. Она занимает четвертое место в своем сегменте по популярности среди иномарок. Хорошие показатели продаж демонстрирует и Superb.

Можно сказать, что дизайн Skoda в меру эмоционален, он выглядит современно, но в нем нет сиюминутности. Такой внешний вид автомобиля долго остается востребованным.

Volkswagen, например, - это глобальный бренд с большим количеством клиентов и поклонников. Занимая такое положение на рынке сложно делать какие-то революционные изменения в дизайне. В этом отношении нам проще, у нас больше степень свободы.

- Российский рынок только что пережил очень тяжелый период. Нельзя сказать, что выход из кризиса был легким. И вот сейчас экономисты говорят о новых глобальных угрозах. Это и США и Европа и Япония - везде происходит снижение страновых кредитных рейтингов. Аналитики сходятся во мнении, что нового кризиса не избежать. Каковы Ваши ожидания в связи с этими тревожными сигналами?

- Прежде всего, я замечу, что экономический кризис всегда оригинален и не похож на предыдущие. Сейчас мы наблюдаем значительную волатильность и нервозность на рынках. Это еще не кризис, но уже очень большие риски. Если они реализуются, причем не важно где, в Европе, США или Японии, в первую очередь пострадают развивающиеся рынки. Может быть, устоит Китай, но всем остальным будет очень тяжело.

В конце 2008 года самый пессимистичный прогноз был – спад продаж автомобилей на 50%. Именно так и случилось. Затем при господдержке рынок восстановился, хотя до сих пор еще есть дилеры, которые не вышли из кризиса в полной мере.

Если будет новая волна кризиса, с моей точки зрения, 50% падения уже быть не может. Максимум, чего можно ожидать, это 15% падения продаж в будущем году. А наиболее значительный удар в России придется по регионам, где у населения нет накоплений.

- Есть ли у вас какая-то стратегия противодействия кризису?

- У Минпромторга есть стратегия развития автопрома до 2020 года. Этот документ четко дает понять, что будущее за локальным производством. Это главный «меседж» государства автопроизводителям. И это правильно, поскольку только так можно оперативно реагировать на колебания валют. Это дает хоть какую-то независимость от глобальных рынков.

Все мы понимаем, что если кризис начнется, рано или поздно будет девальвация национальной валюты. Только это даст возможность накормить бюджет. И в этом случае, если у тебя нет локального производства, будет очень тяжело.

Единственная возможность противостоять кризису у любого производителя – это ценовая политика. Больше ничего он сделать не может, нет больше инструментов. Производители, имеющие локальное производство, в этом отношении имеют стратегическое преимущество.

Но есть еще стоимость топлива, есть рынок страховых услуг, есть стоимость обслуживания автомобиля. Все это тоже учитывается покупателями. И даже если производитель сможет предложить привлекательную цену приобретения автомобиля, при очень дорогом топливе, страховке, сервисе и т.д., покупатель может не решиться на покупку. А регулирование этих рынков – задача государства.

- Сейчас автомобили развиваются по пути улучшения дизайна, совершенствования электронники, но революционных технических новшеств больше как будто и нет. Означает ли это, что автомобиль достиг вершины своей эволюции?

- На самом деле постоянно появляются новые разработки. И я уверен так будет и дальше. Цикл жизни модели на конвейере сейчас 4-7 лет. В каждой новой модели, сменяющей предыдущую, появляется что-то новое. Из последнего можно назвать системы предотвращения столкновений, автоматической парковки, обнаружения пешеходов в темное время суток и т.д. Появляется, прежде всего то, что важно для клиента. А клиенту важен комфорт и безопасность.

Это связано с повышением общего уровня жизни. Тот комфорт, к которому мы привыкли в повседневной жизни у себя дома, проецируется и на автомобиль. И естественно это процесс, который идет сверху. Первыми такой спрос предъявляют состоятельные клиенты, покупающие премиальные автомобили. Но через два-три года эти инновации окажутся доступны и в массовом сегменте. Крупные автопроизводители внедряют новинки сначала в бизнес-классе и в премиальных марках, а затем передают их маркам, выпускающим массовый автомобиль.

А вот больших технологических прорывов я ожидаю в сфере используемого топлива. В ближайшей перспективе будут активно развиваться альтернативные источники энергии. К тому же использование электромобилей и гибридов активно поощряется многими государствами – предоставляются льготы, снижаются налоги, выделяются субсидии. Автопроизводителям выгодно заниматься этим направлением.

Да и у потребителей постепенно меняется отношение к автомобилю. Так в Европе все реже люди перемещаются на автомобиле между городами. Общественный транспорт получается быстрее и часто дешевле. А в городе, в повседневной эксплуатации электромобиль оказывается предпочтительнее.

- Какие инновационные разработки внедрялись в последние годы у марки Skoda?

- Наиболее значимая наша инновация это двойная дверь багажника в модели Superb.

Чем хорош седан? Тем, что багажник отделен от салона, зимой открываешь, а холод в салон не проникает. Чем хорош хэтчбек? Удобством загрузки и полезным пространством. Мы внедрили систему «твин дор» и были первыми, кто это сделал и запатентовал технологию. Позже такое решение было реализовано BMW на модели GT.

В остальном мы во многом используем инновационные разработки концерна в целом. Так, например, инновационный двигатель 1.8 TSI на Superb – это разработка Audi.

- Какие нововведения планируются в будущем. Вы упомянули, что будет много новых моделей. Чем они будут удивлять?

- Конечно, я не назову конкретных разработок. Но в целом есть общие тренды. На рынке IT появились такие устройства, как Iphone и Ipad. Много говорится о том, что скоро такие гаджеты будут синхронизироваться с автомобилем и участвовать в управлении его системами, выполнять все мультимедийные функции, обеспечивать навигацию и т.д.

Это, кстати, еще и способ сделать автомобиль дешевле. Если какой-либо носимый девайс будет отвечать, в том числе, за управление двигателем. Правда, это дело не ближайшего будущего.

Пока могу точно сказать, что скоро автомобильная навигация станет гаджетом, который можно будет использовать и отдельно от автомобиля. То есть, приобретая автомобиль, клиент будет получать еще и дополнительное мобильное устройство от автопроизводителя.

Вообще автопроизводство традиционно несколько отстает от рынка IT. Но можно быть уверенным, что если что-то новое появилось в компьютерах и телефонии, через три-четыре года это будет внедрено и в автомобилях.

- Какие у Вас ожидаются ближайшие новинки?

- Прежде всего, это наш city-car. Мы пока не определились с тем, нужно ли выводить его на российский рынок, поскольку у нас производится Fabia в Калуге. Пока не понятно сможем ли мы сделать автомобиль лучше и привлекательнее по более низкой цене. С другой стороны конкуренты выводят на рынок автомобили «А» класса, которые заряжены по полной и ультрасовременны.

В 2012 году появятся новая Octavia, которая будет локально производиться в России, и автомобиль под рабочим названием А-Entry, который придет на смену Octavia Tour. Но сперва он появится не в России. Это будет что-то аналогичное Polo sedan, но чуть больше. Мы вообще стараемся делать автомобили, которые выходят за рамки своего класса, в которых клиент получает больше, чем можно было рассчитывать.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 1