Высказался в рамках следующего круглого стола:

Тенденции посткризисного авторынка

"Потенциальными покупателями автомобиля, с точки зрения наличия сбережений, являются лишь 20% граждан"

Дмитрий Европин
MotorPage.ru
29 августа 2011

Дмитрий Европин

главный редактор MotorPage.ru

«Структура автомобильного рынка может измениться»

Вряд ли можно точно определить, в какой момент завершился последний экономический кризис. Более того, у многих экспертов нет уверенности, что мы его преодолели. Но на уровне общественного мнения как-то все согласились поставить точку. На автомобильном рынке для такого решения был и формальный признак – рост продаж. На докризисный уровень мы еще не вышли, но главное - граждане активизировались и стали покупать больше, чем в 2010 году.

Автопроизводители стараются в полной мере реализовать посткризисный потенциал роста, выводят на рынок новые модели, развивают локальное производство и т.д. Однако наиболее интересным представляется вопрос, каков портрет нынешнего покупателя, и соответственно в каком автомобиле он нуждается?

Опрос фонда «Общественное мнение», проведенный в августе этого года, показал, что у 70% граждан нет никаких денежных накоплений. Из них у 10% еще год назад накопления были. 47% опрошенных полагают, что и в обозримом будущем сбережения не появятся. А среди счастливых обладателей «банкнот под матрасом», которых меньшинство, 6% заявили, что их заначка за последний год существенно похудела. Только 17% смогли за последний год сохранить (11%) или даже приумножить (6%) свои сбережения.

Естественно опрос не дает представления о том, каковы накопления граждан, - это может быть 10 тысяч рублей, а может и миллион. Но с большой долей вероятности речь не идет о сверх крупных сбережениях, поскольку их обладатели традиционно не попадают в число респондентов при подобных соцопросах.

Единственное, что совершенно ясно - платежеспособный спрос сокращается. Те, кто сумел сохранить в кризис какие-то свободные средства и откладывал приобретение автомобиля, сразу по окончании острой фазы финансовой нестабильности совершили покупку. Многие воспользовались программой утилизации. Кто-то сумел получить льготный кредит, субсидируемый государством. Кто-то просто воспользовался многочисленными «антикризисными» дисконтами.

Высокий спрос на новые бюджетные модели иностранных брендов, появившиеся на российском рынке, выглядит как реализация спроса со стороны среднедоходной части населения.

Таким образом, потенциальными покупателями автомобиля в будущем, с точки зрения наличия сбережений, являются чуть более 20% граждан.

У кого-то из них уже есть автомобиль, и не факт, что в ближайшее время они планируют его менять. Кто-то рассчитывает направить сбережения на отличные от приобретения автомобиля цели, например, на решение жилищных проблем. Кто-то хочет и дальше копить.

Конечно, к потенциальным покупателям следует отнести и тех, кто не имеет сбережений, но уже владеет автомобилем. Часть этих автовладельцев будет продавать старый и покупать новый автомобиль. Есть и владельцы собственного бизнеса, у которых в настоящий момент нет свободных средств, но они могут их быстро аккумулировать.

Таким образом, сокращение платежеспособного спроса не следует воспринимать как краткосрочную угрозу. В обозримой перспективе падения продаж на рынке в целом не будет – необходимое количество покупателей для продажи прогнозных 2-2,5 миллионов автомобилей в год найдется. А вот структура рынка может существенно измениться.

Если до сих пор лидером был АвтоВАЗ, предлагающий автомобили в ценовом сегменте 200-400 тыс. рублей, то теперь внимание потребителя может сфокусироваться на следующей ценовой категории - от 400 до 700 тыс. рублей. Связано это именно с тем, что условно «малообеспеченные» слои населения уже воспользовались шансом приобрести автомобиль. А вот более состоятельные граждане, напротив, только готовятся потратить накопленное.

Причем если до кризиса «средний класс» был готов рассматривать в качестве возможного приобретения автомобили стоимостью более 1 млн. рублей, то, вместе с уменьшением сбережений и падением доходов от бизнеса, сократились и их запросы. Теперь многие будут готовы ограничиться более «бюджетным» вариантом.

Так спрос на автомобили «D» класса вряд ли в ближайшее время будет заметно расти. Более вероятным представляется повышение стандартов оснащения автомобилей «В» и «С» классов до уровня ранее привычного в старших сегментах. Потребителю необходимо предложить то, к чему он успел привыкнуть до кризиса, чтобы убедить его не ждать еще год-два улучшения финансовой ситуации, а совершить покупку сейчас.

Возможно и продолжение роста популярности кроссоверов, как наиболее универсальных автомобилей. Но большим спросом будут пользоваться вседорожники нижней ценовой группы.

Многое зависит и от позиции банков. Пока автокредитование растет вместе с рынком. Если и дальше банки будут наращивать свои кредитные портфели, предлагая все более выгодные условия потребителям, это может поддержать спрос в среднем ценовом сегменте. Учитывая нехватку финансовых ресурсов у населения, можно ожидать в ближайшем будущем сокращения процентных ставок, более мягких условий предоставления кредитов и т.д.

Впрочем, все это лишь предположения. Предсказывать ситуацию на рынке, учитывая глобальную нестабильность в мировой экономике, очень сложно.

Пока производители рассчитывают на уверенный рост российского рынка и называют его наиболее перспективным рынком Европы.

По оценкам аналитиков, завод Hyundai под Санкт-Петербургом только в этом году произведет 115 тысяч автомобилей, в следующем эта цифра может быть доведена до 200 тыс. Renault на заводе «Автофрамос» в этом году выпустит 140 тыс. машин. Ford во Всеволжске – 90 тыс. Volkswagen тоже наращивает производство на своем заводе под Калугой – в этом году 110 тыс. и около 200 тысяч штук в следующем году.

Значительные усилия производителей направлены на локальное производство «народных» автомобилей. При средней стоимости в 500-600 тысяч – это именно те модели, которые оставаясь привлекательными по цене для значительного числа покупателей, технически и эстетически соответствуют требованиям потребителей, которые раньше предпочитали более дорогие автомобили.

Так в этом и прошлом году на рынок вышел целый ряд «бюджетных» моделей - Polo sedan, Hyundai Solaris, Ford Focus III, Renault Sandero, Kia Rio… К ним же пусть и с некоторым допущением можно отнести Peugeot 308, Citroen C4, Skoda Fabia…

При столь обильном предложении борьба за клиента должна развернуться нешуточная.

В этой связи особенно интересно видение перспектив рынка самими автопроизводителями. Какие автомобили будут наиболее востребованы, следует ли делать ставку на базовые комплектации, или наибольший спрос придется на более богатое оснащение автомобиля? Ожидается ли жесткая конкуренция на рынке, или места по-прежнему всем хватит? Следует ли рассчитывать на дальнейший рост спроса на кроссоверы, или он стабилизируется на нынешних 24-25% рынка? Продолжится ли рост популярности хэтчбеков, или мы вновь увидим всплеск спроса на седаны как более престижные автомобили? Какой процент продаж будет осуществляться в кредит? И т.д.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 2